19 марта 1962
Вичита, штат Канзас. Это - середина пути. Здесь, практичные люди находятся где-то посередине между лунными мастерскими в Сиракузах, штат Нью-Йорк, и «астро»-компаниями на побережье Калифорнии. Когда я недавно был в Сиракузах, я узнал, что 75 ученых компании «Дженерал Электрик» проводят аналитически-исследовательскую операцию - проект «Аполлон», - нацеленную на доставку нового набора астронавтов на Луну раньше Советов.
На Западном побережье, несколько фирм «инсценируют» специальные космические корабли, в которых люди смогут жить на протяжении года - или больше.
В этих лунных мастерских могут быть ответы на земные заботы живущих здесь людей, которые помогли построить на нашей земле сад средств воздушной обороны, а теперь им грозит перспектива лишиться работы.
Предстоит дело космического снабжения. Мне сказали, что к 1970 году сумма составит порядка $3 миллиардов в год.
После того, как 75 ученых «Дженерал Электрик» закончат свой проект, сказали мне в Сиракузах, полная лунная задача может стоить $20 миллиардов. И это только начало. Как только мы там приземлимся, нам придется запустить целый конвой с припасами. Это значит появление на Земле новой обширной промышленности - создающей материал для покрытия дорог и ракетных платформ на пыльных равнинах Луны, создание новой индустрии скафандров, новых телекоммуникационных систем.
Долгосрочные планы развития этих отраслей уже создают новые рабочие места здесь, на Земле. Вот, например, наука сверхнизкого холода - «криогеника». Новые металлы, новые гироскопы, новое оборудование необходимы для точной работы в жестокой ледяной пустоте космоса.
Небольшие атомные электростанции разрабатываются для использования в космическом пространстве.
Ученые работают над оборудованием поддержки жизнедеятельности, которое будет использовано в космических путешествиях. Сюда входят системы хранения пиши, восстановления воды и кислорода.
Например, работа над скафандрами. Звучит почти глупо. Но это не так, если учесть миллионы, идущие на эксперименты.
Скафандр нужен астронавтами для ремонта снаружи корабля. Один «антропоморфный» скафандр уже настолько усовершенствован, что он позволит человеку работать «снаружи» корабля по четыре часа за раз. У него гладкое внешнее покрытие. Оно закрывает сложную серию систем жизнеобеспечения. Они включают в себя механизм температурного контроля и устройства, которые позволят скафандру продержаться на протяжении пяти минут, если его пробьет кусочек метеоритного материала. Пяти минут будет достаточно, чтобы позволить астро-механику вернуться в корабль.
Лунный скафандр будет более сложным. Ему потребуется более мощная система внутреннего температурного контроля. Это может быть полностью замкнутая система, возможно наполненная водой, для поддержания устойчивой внутренней температуры вопреки большим перепадам во внешней атмосфере.
На Луне, скафандру астронавта придется противостоять жару поверхности Луны. Лунной пыли придется не давать пристать к поверхностям скафандра для предотвращения эрозии. Должны быть предусмотрены системы для регулировки кислорода и влажности. Должны быть средства для связи, передвижения, а также предупреждения об опасной радиации или отказе скафандра.
Источник энергии и значительную часть системы жизнеобеспечения придется носить на спине астронавта. На груди будет грудной карман для инструментов, а также дополнительная изоляция против поверхностного жара на подошвах, стопах, локтях и ягодицах.
Там будет рабочий фонарь, который включается теплом тела человека. А также, на задней стороне шлема будет антенна для двухстороннего радио.
Это не фантазия. Скоро мы будем готовиться к такому производству - не только для космических скафандров, выдвигающих высокие требования к подобным мелочам и всего лишь для одного человека, - но и для специальных ракет-носителей, космических станций, коммуникационных спутниковых станций. Список может включать тысячи пунктов.
Этот космический бизнес, говорят мне эксперты, вдвое превысит существующую сейчас и почти устаревшую индустрию электроники. В космическую эру будут рабочие места. Достаточно, чтобы выбрать. Но эти рабочие места, эта промышленность будущего, должны быть разумно распределены, чтобы они могли помогать таким общинам, как Вичита.
Работа будет для каждого. Что должно сделать наше правительство, так это следить, чтобы каждый, у кого есть умения, получил свою долю.
Виктор Ризль
Rome News-Tribune Содержание