В 2009 году в наш город приехал чиновник из Москвы, тут, у нас, родившийся, выросший и доросший до сотрудника кафедры Марксизма-Ленинизма (стыдливо поименованной в нынешней РусВики как "кафедра общественных наук"). Перестроечная струя вынесла его в Москву, в центр биения политической борьбы. В 1990 году он убыл туда в качестве депутата Верховного Совета РСФСР, а в 2009 нанес городу визит в качестве уже руководителя Федерального органа.
Охреневшему (я не люблю использовать мат, но применительно к данному тексту настоятельно рекомендую читателям заменять все слова с корнем "хрен" на более экспрессивные, а сам употреблю его тут один раз) городу и миру в лице городской администрации столичный гость поведал о своей давней мечте - воздвигнуть на родине героя вполне себе рукотворный памятник. Понятно, что скульптурное изображение мечтателя в любом масштабе, да хоть и даже бюст или, на худой конец, барельеф выглядели бы очень нескромно, да и вовсе не по чину, но вот соорудить часовню - это показалось в самый раз. Естественно, не абы какую, а архангела Михаила, чтобы никаких сомнений.
Данное предложение не слишком выбивалось из начавшейся складываться городской практики, в результате которой на тот момент у нас имелись уже три часовни, возведенные стараниями лучших людей города, но ни до, ни после совпадений в именах не наблюдалось. Смущало не это. Смущал выбор места строительства.
Совершенно очевидно, что в городе Дзержинске площадь, находящаяся в самом его историческом центре, называется площадью Дзержинского. А в сквере, расположенном в центре этой площади, стоит памятник, как не странно, Феликсу Эдмундовичу. И вот этот сквер с этим памятником является одним из двух артефактов, менять который жители отказываются прям до народных волнений. Вторым артефактом является название города.
С точки зрения архитектуры площадь, вроде бы, несколько эклектична. Западная и юго-западная ее части обрамления - конструктивизм 20х-30х, северная и восточная - сталинский ампир 50х, юг - постмодернизм нулевых. Но в целом площадь реально представляет собой законченный архитектурный объект. И прибавлять к ней что-то еще - только портить.
Вы уже, конечно же, догадались, что место для строительства господин из Москвы выбрал в сквере, прямо напротив памятника. Точнее - перед памятником, так, чтобы памятник Феликсу как бы смотрел на творение Михаила.
Сквер сам по себе небольшой, примерно 170м на 80м.
Втыкать туда часовню означало просто стереть значительную часть сквера. Сказать, что от этого известия город охренел - это не сказать вообще ничего.
Причем охренели все.
Горожане охренели от того, что кто-то опять покушается на святыню. Местные церковные иерархи от того, что часовня будет стоять в непосредственной близости к памятнику человеку, который, мягко говоря, не питал теплых чувств к церкви. Городская архитектура от того, что прекрасно понимала, что стоит только коготку увязнуть, ка всю площадь застроят хрен знает чем. Администрация от того, что крайней, при любом раскладе, будет она.
Высокому гостю на выбор было предложено несколько мест для строительства, расположенных, в принципе, во вполне приличных, с любой точки зрения, локациях. Лично мне понравилась идея с Привокзальной площадью, но нет. Или исторический центр города, или нигде.
Я бы, на месте администрации, согласился на вариант "или", но в результате долгих (реально долгих) переговоров, бесконечных опросов общественного мнения (которое раз за разом отвергало кощунственную идею) был достигнут компромисс.
С юго-запада в площадь втыкается проспект Циолковского, с запада - проспект Ленина. Втыкаются они в одной точке, а в треугольнике между ними, перед Дворцом Химиков, была большая круглая площадка с посаженными по периметру голубыми елями. На площадке любили фотографироваться молодожены с непременным распитием шампанского. Туда часовню и поставили. Для елей и молодоженов это оказался прискорбным фактом, но их интересами пожертвовали.
Понятно, что после ознакомления с этим текстом у читателя возникает вопрос - а к чему это всё? Ну, забавная история, однако ж без морали и вообще про дела давно минувших дней.
А вот и нет.
В 2021 году иркутская администрация города Дзержинска (наш нынешний мэр раньше был вице-мэром Иркутска, ну и понятно откуда на стратегические посты пришли его соратники) выиграла федеральный конкурс на благоустройство, сделала проект и начала с весны 2022го благоустраивать этот самый сквер.
Народ чуть-чуть охренел и поинтересовался - а нахрена убирать положенную 4 года назад брусчатку и менять её на новую? Фигня, ответила администрация, деньги-то не из городского бюджета, будет еще красивее (с ударением на предпоследний слог). Ну, ок, сказало население, поглядим.
Работа по благоустройству продолжалось всё лето, в августе оставались последние штрихи, как вдруг грянул гром.
Охреневшие жители города с охренительным изумлением узнали о том, что в соответствии с проектом благоустройства в сквере, опять-таки перед памятником Железному Феликсу, должна быть установлена скульптура мальчика.
- Кого? - переспросили изумленные горожане.
- Мальчика. - невозмутимо повторила администрация.
Вопрос - нахрена? - не то что витал в воздухе. Он практически материализовался. Администрация ответила на него легко и непринужденно:
«подрастающее поколение горожан должно знать не только историю города, но и историю его названия. Феликс Дзержинский, именем которого был назван город, известен как борец с детской беспризорностью. Скульптура мальчика является отсылкой к этому историческому факту и центром концепции благоустройства сквера Дзержинского.". Отмазка выглядела настолько хреновой, что администрация решила частично открыть карты и пояснила, что отказ от установки скульптуры может привести к отзыву гранта на благоустройство, а это почти сто шестьдесят миллионов рублей.
В общем, народ протестует, но, думаю, что на этот раз победа будет не за ним. Деньги уже потрачены, казна не ломится, свои не отдашь. Да и горожане уже не те, настоящих буйных нет как нет, а администрация - тем более.
Городские паблики проводят конкурс на лучшее название нового памятника. С заметным отрывом побеждают "Мальчик, плюющий на мнение горожан" и "Пиздюк".