Не далее как в прошедшее воскресенье позвонил мне один хороший знакомый и спросил меня, не желаю ли я заработать очень много денег. На что я ему ответил, что работа у меня есть и приносит мне может быть не очень большой, но тем не менее стабильный доход. Но приятель мой поведал мне , что хочет предложить способ увеличить мои доходы многократно, причем без вреда для моей основной профессиональной деятельности и пригласил меня к себе домой. Не скрою, предложение меня заинтересовало и я не долго думая отправился в гости. И думать-не думал я, что получу такую массу шикарных впечатлений!
Далее самое интересное... В доме моего приятеля меня ждало знакомство не с кем-нибудь, а с целым "бриллиантовым" директором компании... скажем так, одной сетевой компании, занимающейся продажей косметики (не удивляйтесь - у них целая иерархия разных директоров). В течении следующих нескольких часов мой бедный мозг подвергся... нет, не промывке, а целой бомбардировке. Ковровой. Собственно, именно этому и посвящена эта статья.
Суть обработки сводилась к тому, что мне было предложено поработать в этой компании (или на компанию), для чего я должен привести в компанию пять своих знакомых, которые приведут еще пять и т.д. - и все они станут приобретать продукцию компании а я сказочно разбогатею, словно персидский падишах когда стану "директором". И свалится на меня это неземное счастье буквально в считанные дни! При моем то уме и обаянии - как мне сказали - другого просто и быть не может!!!
Правда тут мои оппоненты допустили первый, но самый главный прокол: проигнорировали тот факт, что я сам работаю мозгоправом и поперли, что называется, в лобовую. Хотя я сообщил им, что в течении многих лет практикую НЛП, эриксоновский гипноз и прочие психотехнологии.
В этой статье я попытался структурировать и систематизировать те приемы психологического воздействия, которые так щедро обрушили на меня мои... несостоявшиеся коллеги-сетевики. Может, для кого-нибудь это окажется полезным. Итак, общее впечатление: на что я обратил внмание?
1.Первое, что бросается в глаза - это императивность, т.е. прямое давление, я бы даже сказал, "продавливание" с частым повторением речевых оборотов-команд, типа "хотите" ,"будете" и т.д. Цель: подавить критику и волю.
2. Периодические попытки воздействовать на мотивацию, разбудить чувство алчности. Для этого вам приводят кучу примеров, как кто то разбогател за считанные недели и месяцы и обещание золотых гор.
3. А теперь - внимание! - очень "убойный" прием - построение причинно-следственных связок. О-о-очень хитрая штука! Что это? Поясню.. Это когда берут два и более не связанных друг с другом понятия и ...связывают. Мудрено? Сейчас пример приведу... из воскресного. Например, мне было сказано, что хорошие врачи это те, которые сами здоровы (поясню: я - врач). Если человек сам болен, как может вылечить другого? Звучит вроде как убедительно! А здоровы те из врачей, кто покупает продукцию их супер-пупер-мегакомпании. А значит, если ты хороший врач - то покупай наше. Примитивно? Но, друзья мои, это самый простейший пример (взятый лишь для примера), на самом деле меня обильно попотчевали и более сложными, "многоэтажными" конструкциями. Описывать их здесь - места не хватит, а у вас терпения читать. Но работает это безотказно.
Вспомните, как может кому-то из вас в детстве говорили: все хорошие мальчики (девочки) кушают кашу ( или какают в горшок, убирают вечером игрушки и т.д.). Ну а поскольку мы себя воспринимаем положительно, как хорошего мальчика (девочку), то нередко охотно выполняем то, что нам велят.
Не удержусь, поведаю, как я этому противодействовал... Здесь можно использовать некоторые приемы НЛП-истской мета-модели, которые прекрасно разбивают вдребезги подобные "конструкции". Как? Просто. Берем самое первое утверждение этой связки: "хорошие врачи только те, кто сами здоровы" и начинаем мух от котлет отделять. Хорошие врачи в природе существуют? Несомненно. Они стареют или все умирают молодыми? Стареют, в большинстве своем. А когда стареют, у них могут появится хронические заболевания? Могут. А разве они при этом всегда перестают быть хорошими врачами? Нет. Значит, первая часть утверждения неверна. Я еще вспомнил из своей жизни пару-тройку примеров, когда прекрасные и всеми любимые врачи страдали тяжелыми хроническими недугами. Но они не переставали быть прекрасными врачами. Теперь берем вторую часть утверждения: все ли здоровые врачи - хорошие врачи. И здесь мне за примером далеко не пришлось бежать - в нашей районной поликлинике работают несколько "специалистов", абсолютно здоровых, но совершенно отвратительных в профессиональном отношении. Все это я и выложил, чем вызвал замешательство у моей прелестной собеседницы.
Впрочем неважно что вам сказали, надо просто взять эту связку и порвать на составные элементы. Правда, ее надо еще услышать и распознать. Но это несложно - немного практики и все.
4.Следующий прием - откровенная лесть. Это когда мне говорят, какой я классный, умный и красивый. Приятно? А то! Ну раз вы такой приятный, умный и красивый, то тогда добро пожаловать в нашу компанию. Потому что все умные и красивые - только у нас. Для меня это было самым тяжелым испытанием - чуть было не купился, блин...
5.Попытки задавить авторитетом - приводятся примеры известных и богатых людей, которые все бросили и пошли в сетевой маркетинг. Ну а раз уж такой великий и известный человек пришел к нам, то и вам у нас самое место (а известному человеку просто заплатили многомиллионный гонорар - но про это сказать позабыли).
6.Сенсорная перегрузка - просто великолепный прием! Даже когда про него знаешь - противостоять непросто . Кстати, его очень любят применять цыгане - но это отдельная тема для отдельной статьи. Это когда вам одновременно воздействуют на несколько сенсорных каналов восприятия - зрение, слух и кинестетику. В моем случае меня некоторое время обрабатывали в три горла три человека одновременно. Ощущения просто непередаваемые! Еще заметил, что когда задаешь конкретные вопросы, то острые углы искусно обходятся или оппоненты пытаются соскочить с темы. Тоже важный нюанс.
7.Еще я обратил внимание на попытки применить приемы работы на "линии времени" и иллюзию выбора в стиле Кашпировского: "...возможно вы придете в нашу компанию сегодня, а может через неделю или месяц но все равно придете".
Может быть применялись и еще какие-нибудь приемы, но я описывыю лишь то, на что обратил внимание. А вам когда-нибудь пытались "промывать мозги" сетевики? Ну или несетевики?Может, вы тоже что-нибудь заметили? Было бы ну очень интересно узнать. Я даже думаю, было бы очень полезно узнать.
Но вот встает вопрос, можно ли этому противодействовать и как? Когда я начал писать эту статью, то я хотел посвятить несколько абзацев тому, какие проколы допустили мои горе-манипуляторы. Но потом подумал, что эту статью могут прочитать и те, кто занимается сетевым бизнесом. А зачем я буду облегчать им жизнь? Пускай работают над собой. Но не за мой счет.
Но пару слов о том, что делал я, скажу...вернее, напишу. Блин, ну как не похвастаться то... Уж простите меня, грешного! Конечно, самый надежный способ - это развернуться и уйти. Это еще и самый быстрый способ. Но поскольку я так поступить не мог, то сделал следующее - сразу стал воспринимать беседу с позиции стороннего наблюдателя (в НЛП это называется мета-позиция - может показаться сложноватым, впрочем, можно еще сосредоточить внимание не на смысле того, что вам говорят а на мимике и позе говорящего: он говорит, а вы наблюдаете за шлепающими губами и движениями мышц лица. Только не умрите со смеха.).
Когда на меня особенно усердно стали "давить", то я использовал прием "разрыв шаблона" - время от времени задавал вопросы, не относящиеся к теме разговора - спрашивал, сколько времени, когда нынче начинает темнеть и когда будет готова баня. Видели бы вы их изумленные глаза! О-о-о! Замечательный прием - отлично сбивает с толку и вызывает замешательство!
А когда мне швыряли в глаза золотую пыль - приводили всякие примеры, мол, такие-то вдруг в одночасье разбогатели, то я - осторожненько так - поинтересовался у "бриллиантовой" директрисы, сколько у нее в структуре человек, на что она мне с гордостью сообщила - аж шесть тыщ! А через некоторое время я тоже так осторожненько поинтересовался, сколько человек она вывела в "директора" - т.е. людей, которые купаются в шоколаде. На что она мне тоже с гордостью поведала - аж целых 8 человек всего то за восемь лет!!!!
Даже первоклассник произведет несложные расчеты - из шести тысяч претендентов лишь восемь за восемь лет нырнули в шоколадную ванну! Давайте-ка посчитаем, каковы мои шансы? Да у меня в МГИМО поступить шансов на порядок выше! Да что там МГИМО - я, пожалуй, скорее стану премьер-министром чем "директором" в этой компании!!!
Поверьте, друзья мои, что я ничего не имею против сетевого маркетинга и этой компании. Я мало о них знаю и до этого почти не пересекался с ними. Да пусть себе работают на здоровье. Вопрос лишь в том, надо ли привлекать новых адептов именно таким способом? Как вы думаете? Я даже не хочу называть эту компанию, поскольку там работает мой приятель - в общем то неплохой парень. Вдруг его в должности понизят - кто их знает?
Вы знаете, а вообще тема "промывки мозгов" для меня стала очень интересна в последнее время. Просто было несколько случаев, когда пришлось с этим столкнуться и понаблюдать процесс в деле. Индуисты и псевдоиндуисты, иеговисты и цыгане - все они применяют приемы психологического манипулирования, в чем то схожие, в чем то имеющие индивидуальные особенности. И у меня есть интереснейшие наблюдения. Кстати, есть еще особенности психологического манипулирования на телевидении и в рекламе. Или... про телевидение и рекламу лучше не надо? Обидятся еще. Если найдется хотя бы дясять человек, кому это интересно, можно об этом написать и обсудить.
Спасибо за внимание.