Сетевой "манипулиринг" или несколько слов о "мозгопудринге"

Dec 03, 2012 23:41


Не далее как в прошедшее воскресенье позвонил мне один  хороший знакомый и спросил меня, не желаю ли я заработать очень много денег. На что я ему ответил, что работа у меня есть и приносит  мне может быть не очень большой, но тем не менее стабильный доход. Но приятель мой поведал мне , что хочет предложить  способ увеличить мои доходы многократно, причем без  вреда для моей основной профессиональной деятельности и пригласил меня к себе домой. Не скрою, предложение меня заинтересовало и я не долго думая отправился в гости. И думать-не думал я, что получу такую массу шикарных впечатлений!

Далее самое интересное... В доме  моего приятеля меня ждало знакомство не с кем-нибудь, а с целым "бриллиантовым" директором компании... скажем так, одной сетевой компании, занимающейся продажей косметики (не удивляйтесь - у них целая иерархия разных директоров). В течении следующих нескольких часов мой бедный мозг подвергся... нет, не промывке, а целой бомбардировке. Ковровой. Собственно, именно этому и посвящена эта статья.

Суть обработки сводилась к тому, что мне было предложено поработать в этой компании (или на компанию), для чего я должен  привести в компанию пять своих знакомых, которые приведут еще пять и т.д. - и все они станут приобретать продукцию компании а я сказочно разбогатею, словно персидский падишах когда стану "директором". И свалится на меня это неземное счастье буквально в считанные дни! При моем то уме и обаянии - как мне сказали - другого просто и быть не может!!!

Правда тут мои оппоненты допустили первый, но самый главный прокол: проигнорировали тот факт, что я сам работаю мозгоправом и поперли, что называется, в лобовую. Хотя я сообщил им, что в течении  многих лет практикую НЛП, эриксоновский гипноз и  прочие психотехнологии.

В этой статье я попытался структурировать и систематизировать те приемы психологического воздействия, которые так щедро обрушили на меня мои... несостоявшиеся коллеги-сетевики. Может, для кого-нибудь это окажется полезным. Итак, общее впечатление: на что я обратил внмание?


1.Первое, что бросается в глаза - это императивность,  т.е.   прямое давление, я бы даже сказал, "продавливание" с частым повторением речевых оборотов-команд, типа "хотите" ,"будете" и т.д. Цель: подавить  критику и волю.

2. Периодические попытки воздействовать на мотивацию, разбудить чувство алчности. Для этого вам приводят кучу примеров, как кто то разбогател за считанные недели и месяцы и обещание золотых гор.

3. А  теперь - внимание! - очень "убойный" прием - построение причинно-следственных связок. О-о-очень хитрая штука! Что это? Поясню.. Это когда берут два и более не связанных друг с другом понятия и ...связывают. Мудрено?  Сейчас пример приведу... из воскресного. Например, мне было сказано, что хорошие врачи это те, которые сами здоровы (поясню: я - врач). Если человек сам болен, как может вылечить другого?  Звучит вроде как убедительно! А здоровы те из врачей, кто покупает продукцию их  супер-пупер-мегакомпании. А значит, если ты хороший врач - то  покупай наше. Примитивно? Но, друзья мои, это самый простейший пример (взятый лишь для примера), на самом деле меня  обильно попотчевали и более сложными, "многоэтажными" конструкциями. Описывать их здесь - места не хватит, а у вас терпения читать. Но работает  это безотказно.

Вспомните, как может кому-то из вас в детстве говорили: все хорошие мальчики (девочки) кушают кашу ( или какают в горшок, убирают вечером игрушки  и т.д.). Ну а поскольку мы себя воспринимаем положительно, как хорошего мальчика (девочку), то нередко охотно выполняем то, что нам велят.

Не удержусь, поведаю, как я этому противодействовал... Здесь можно использовать некоторые приемы НЛП-истской мета-модели, которые прекрасно  разбивают вдребезги подобные "конструкции".  Как? Просто. Берем самое первое утверждение этой  связки:  "хорошие врачи только те, кто сами здоровы" и начинаем  мух от котлет отделять. Хорошие врачи  в природе существуют? Несомненно.  Они стареют или все умирают молодыми?  Стареют, в большинстве своем. А когда стареют,  у них могут  появится хронические заболевания? Могут. А разве они при этом всегда перестают быть хорошими врачами? Нет. Значит, первая часть утверждения неверна. Я еще вспомнил из своей жизни  пару-тройку примеров, когда прекрасные и всеми любимые врачи  страдали тяжелыми хроническими недугами. Но они не переставали быть прекрасными врачами. Теперь берем вторую часть утверждения: все ли здоровые врачи - хорошие врачи. И здесь мне за примером далеко не пришлось бежать - в нашей районной поликлинике работают несколько "специалистов", абсолютно здоровых, но  совершенно отвратительных в профессиональном отношении. Все это я и выложил, чем вызвал замешательство у моей прелестной собеседницы.

Впрочем неважно что вам сказали, надо просто взять эту связку и порвать на составные элементы. Правда, ее надо еще услышать и распознать. Но это несложно - немного практики и все.

4.Следующий прием - откровенная лесть. Это когда мне говорят, какой я  классный, умный и красивый. Приятно? А то! Ну раз вы такой приятный, умный и красивый, то тогда добро пожаловать в нашу компанию. Потому что все умные и красивые - только у нас. Для меня это было самым тяжелым испытанием - чуть было не купился, блин...

5.Попытки задавить авторитетом - приводятся  примеры известных и богатых людей, которые все бросили и пошли в сетевой маркетинг. Ну а раз  уж такой великий и известный человек пришел к нам, то и вам у нас самое место (а известному человеку просто заплатили многомиллионный гонорар - но про это  сказать позабыли).

6.Сенсорная перегрузка - просто великолепный прием! Даже когда про него знаешь - противостоять непросто . Кстати, его очень любят применять цыгане - но это отдельная тема для отдельной статьи. Это когда вам одновременно воздействуют на несколько сенсорных каналов восприятия - зрение, слух и  кинестетику. В моем случае меня  некоторое время обрабатывали в три горла три человека одновременно.  Ощущения просто непередаваемые! Еще заметил, что когда задаешь конкретные вопросы, то острые углы искусно обходятся или оппоненты пытаются соскочить с темы. Тоже важный нюанс.

7.Еще я обратил внимание на  попытки применить приемы работы на "линии времени" и иллюзию выбора в стиле Кашпировского: "...возможно вы придете в нашу компанию сегодня, а может через неделю или  месяц но все равно придете".

Может быть  применялись и еще какие-нибудь приемы, но я описывыю лишь то, на что обратил внимание.  А вам когда-нибудь пытались "промывать мозги" сетевики? Ну или несетевики?Может, вы тоже что-нибудь заметили? Было бы ну очень интересно узнать.  Я даже думаю, было бы очень полезно узнать.

Но вот встает вопрос,  можно ли этому противодействовать и как?  Когда я  начал писать эту статью, то я хотел посвятить несколько абзацев тому, какие проколы допустили мои горе-манипуляторы. Но потом подумал, что эту статью могут прочитать и те, кто занимается сетевым бизнесом. А зачем я буду облегчать им жизнь? Пускай работают над собой. Но не за мой счет.

Но пару слов о том, что  делал я, скажу...вернее, напишу. Блин, ну как не похвастаться то...  Уж простите меня, грешного! Конечно, самый надежный способ - это  развернуться и уйти.  Это еще и самый быстрый способ. Но поскольку я так поступить не мог, то   сделал следующее - сразу стал воспринимать беседу с позиции стороннего наблюдателя (в НЛП это называется мета-позиция -  может показаться сложноватым, впрочем, можно еще   сосредоточить внимание не на смысле того, что вам говорят а на мимике и позе говорящего: он говорит, а вы наблюдаете за шлепающими губами и движениями мышц лица. Только не умрите со смеха.).

Когда на меня особенно усердно стали  "давить", то я использовал  прием "разрыв шаблона" - время от времени задавал вопросы, не относящиеся к теме разговора - спрашивал, сколько времени, когда нынче начинает темнеть и  когда будет готова баня. Видели бы вы их изумленные глаза! О-о-о! Замечательный прием - отлично сбивает с толку и вызывает замешательство!

А когда мне швыряли в глаза золотую пыль - приводили всякие примеры, мол, такие-то вдруг в одночасье разбогатели, то я - осторожненько так - поинтересовался у "бриллиантовой" директрисы, сколько у нее в структуре человек, на что она мне с гордостью сообщила - аж шесть тыщ! А через некоторое время я тоже так осторожненько поинтересовался, сколько человек она вывела в "директора" - т.е. людей, которые купаются в шоколаде. На что она мне тоже с гордостью поведала - аж целых 8 человек  всего то за восемь лет!!!!

Даже первоклассник  произведет несложные расчеты - из шести тысяч претендентов лишь восемь за восемь лет нырнули в шоколадную ванну! Давайте-ка посчитаем, каковы мои шансы? Да у меня в МГИМО поступить шансов на порядок выше! Да что там МГИМО - я, пожалуй, скорее стану премьер-министром чем "директором" в этой компании!!!

Поверьте, друзья мои, что я ничего не имею против сетевого маркетинга и этой компании. Я мало о них знаю и до этого  почти не пересекался с ними. Да пусть себе работают на здоровье. Вопрос лишь в том, надо ли привлекать новых адептов именно таким способом? Как вы думаете? Я даже не хочу называть эту компанию, поскольку там  работает мой приятель - в общем то неплохой парень. Вдруг его в должности понизят - кто их знает?

Вы знаете, а вообще тема "промывки мозгов" для меня стала очень интересна в последнее время. Просто было  несколько случаев, когда пришлось с этим столкнуться и понаблюдать процесс в деле. Индуисты и псевдоиндуисты, иеговисты и цыгане - все они применяют приемы психологического манипулирования, в чем то схожие, в чем то имеющие индивидуальные особенности. И у меня есть интереснейшие наблюдения. Кстати, есть еще особенности психологического манипулирования на телевидении и в рекламе. Или... про телевидение и рекламу лучше не надо? Обидятся еще. Если найдется хотя бы дясять человек, кому это интересно, можно об этом написать и обсудить.

Спасибо за внимание.

Previous post Next post
Up