Старый город в Иерусалиме и его крепостные стены (Old City of Jerusalem and its Walls) -- объект всемирного наследия ЮНЕСКО, включённый в Список наследия по предложению Иордании в 1981 г. Как священный город для трёх крупнейших авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама, Иерусалим всегда имел большое символическое значение и до сих пор является местом расположения 220 важнейших исторических памятников человечества.
Старый город Иерусалима (ивр. העיר העתיקה, араб. البلدة القديمة, арм. Երուսաղէմի հին քաղաք) представляет собой обнесённый стенами район площадью 0,9 км². Вплоть до 1860 г. он представлял собой весь Иерусалим, позднее сильно разросшийся. Существующие сейчас монументальные крепостные стены Иерусалима были построены в 1538 г. османским султаном Сулейманом Великолепным. Протяжённость стен составляет около 4,5 км, они имеют высоту от 5 до 15 метров, и толщину до 5 метров. В общей сложности стены Старого города включают 35 башен, большинство которых (15) относятся к более доступной извне северной стене. В пределах крепостных стен Старого города располагается ряд святых мест ключевой важности: Храмовая гора и её подпорная Западная стена - для иудеев, храм Гроба Господня - для христиан, Кубат-ас-Сахра и мечеть Аль-Акса (на вершине Храмовой горы) - для мусульман. Сама Храмовая гора контролируется исламской организацией ВАКФ (Jerusalem Islamic Waqf). За пределами крепостных стен остаются такие ключевые места Иерусалима, как гора Сион на юго-западе и Елеонская гора на востоке. Традиционно Старый город разделяется на четыре неравных квартала, нынешние границы которых сформировались лишь в XIX в.: Мусульманский квартал, Христианский квартал, Еврейский квартал и Армянский квартал. Нынешнее население Старого города проживает в основном в Мусульманском и Христианском кварталах. Общая численность населения составляет ок. 37 тыс. чел. (в т.ч. более 30 тыс. - мусульмане).
Яффские ворота (שער יפו) - одни из восьми открытых ворот в стенах Старого города, являющиеся главными воротами христианского и армянского кварталов. Они расположены в западной части Старого города на важнейшем перекрёстке западной дороги, ведущей в Яффу, и южной дороги, ведущей на Вифлеем и Хеврон. Яффские ворота -- единственные из ворот Старого города, обращённые на запад, к Средиземному морю; и также единственные, расположенные под прямым углом к стене. Так же как и камни, использованные при строительстве всех других частей стен Старого города, камни Яффских ворот представляют собой большие вырубленные блоки песочного цвета.
Улица Умара ибн аль-Хаттаба (أبو حفص عمر بن الخطاب العدوي القرشي) (2-й праведный халиф в исламе, живший в VI-VII вв. н.э.). При нём мусульманские войска завладели Иерусалимом.
Немецкая лютеранская Церковь Христа Искупителя (Erlöserkirche) в Христианском квартале (1898 г.).
Храм Воскресения Христова, более известный как Храм Гроба Господня (Sanctum Sepulchrum). Считается, что он стоит на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос.
В храме ежегодно сходит Благодатный огонь. Основные права владения и пользования святынями Храма принадлежат Греко-православному Иерусалимскому патриархату, Иерусалимскому патриархату Армянской апостольской церкви и католическому ордену францисканцев. Храм также используется для богослужений коптской, сирийской и эфиопской христианскими церквями.
Несколько фотографий удалось сделать внутри храма. В этом помещении, как считается, и находится Голгофа, где был распят Иисус.
Алтарь на Голгофе.
Один из куполов храма.
Армянкий хачкар (каменный крест).
Кувуклия (Κουβούκλιον - «покой, опочивальня») - небольшая купольная часовня жёлто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. Она заключает в себе Гроб Господень и придел Ангела. Именно в неё ежегодно во время православной Пасхи сходит благодатный огонь.
15-метровый минарет мечети Умара ибн аль-Хаттаба (1465 г.) возвышается над Храмом Гроба Господня.
Одной из важных христианских святынь Старого города является Виа Долороза (Via Dolorosa) - крестный путь Иисуса Христа, от Львиных ворот Старого города до Голгофы.
Путь был намечен францисканцами в XIV в. вдоль остатков декумануса - римской дороги II века. Он начинается в Мусульманском квартале и заканчивается в храме Гроба Господня.
Пятая остановка Крестного пути - место встречи Христа с Симоном Киринеянином, которому дали нести крест до Лобного места. На этом месте римские конвоиры решили снять с Иисуса крест, так как он едва брёл с такой ношей. Из толпы зевак "выдернули" первого попавшегося - им оказался некто Симон Киринеянин.
Иисус, опершись о стену рукой, поднялся - на стене стоящей здесь сейчас францисканской часовни до сих пор имеется углубление, которое считают отпечатком его ладони.
Солдаты израильской армии, охраняющие вход в Мусульманский квартал.
Стена Плача или Западная Стена (הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי) - часть древней стены (длиной 485 м) вокруг западного склона Храмовой Горы в Старом Городе, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э. Это - величайшая святыня иудаизма вне самой Храмовой Горы.
В течение многих веков она является символом веры и надежды многих поколений евреев, местом их паломничества и молитв. Считается, что записка с просьбой о помощи к Богу, вложенная в щель между камнями Стены, позволяет выполнить самые сокровенные желания.
На площади у Стены -- огромное колическтво израильских военных, следящих за порядком.
Один из символов Иерусалима - золотой Купол Скалы (مسجد قبة الصخرة ), - мусульманское святилище над камнем Основания на Храмовой горе в Иерусалиме, рядом с древнейшей в мире мечетью Аль-Акса, являющееся также одной из главных святынь ислама. Он был воздвигнут в VII в.
Сама мечеть Аль-Акса на первый взгляд выглядит гораздо скромнее, чем Купол Скалы. Вот она - слева, а справа - Елеонская, или Масличная гора (הַר הַזֵּיתִים) - возвышенность, издревле засаженная маслинами, откуда и произошло название. Здесь, в частности, находится древнее еврейское кладбище, быть похороненным на котором считается большой честью. В Книге пророка Захарии сказано, что в конце дней Мессия взойдёт на Масличную гору и оттуда, по звуку трубы Иезекииля, начнется воскресение мёртвых.
В настоящее время на горе насчитывается не менее 150 000 могил, некоторые из которых приписываются ветхозаветным персонажам.
Сама же мечеть Аль-Акса (или Эль-Масджид эль-Акса) (المسجد الأقصى) на Храмовой горе является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. В ней одновременно могут молиться до 5 тыс. верующих.
Синагога "Хурва" в Еврейском квартале. Она была основана в начале XVIII в., но уже в 1721 г. была разрушена мусульманами. Находилась в руинах более 140 лет, став известна в народе как «Хурва» («руины»). Была восстановлена в 1864 г., но название «Хурва» всё равно оставалось общеупотребительным для её обозначения. Была главной синагогой ашкеназов Иерусалима до разрушения её силами Арабского легиона в 1948 г. После занятия Иерусалима силами Израиля в 1967 г. возникло несколько проектов восстановления синагоги. В 2000 г. правительством был утверждён план строительства на этом месте новой синагоги, которая должна была стать копией здания XIX в.. Новая синагога была открыта в 2010 г.
Древнеримские развалины в центре Старого города.
Сионские ворота (שַׁעַר צִיּוֹן), также известные под названием «Ворота пророка Давида» (на горе Сион находится гробница царя Давида). Расположены на юге Старого города, рядом с горой Сион. В современном виде построены турецким султаном Сулейманом Великолепным в 1540 г.
Южная стена Старого города.
Участок Западной стены Старого города.
Башня Давида (מגדל דוד) -- древняя цитадель, построенная во II в. до н. э. для обороны Старого города и укрепления стратегически слабых объектов, а затем разрушенная и перестроенная последовательно христианскими, мусульманскими, мамлюкскими и Османскими завоевателями Иерусалима. Своё название Башня Давида получила от византийских христиан, которые считали, что в этом месте был дворец царя Давида.
Совсем маленькую часть старого Иерусалима мне удалось посмотреть и показать, но, думаю, что даже эта малость позволяет представить себе величие этого удивительного города!
Всемирное наследие. Ч.109. Белый город в Тель-Авиве - архитектура «Современного движения» Всемирное наследие. Ч.108. Старый город в Акре (Акко) / Old City of AcreСсылки на остальные посты, посвящённые объектам всемирного наследия ЮНЕСКО по всему миру можно найти на этой странице:
Всемирное наследие. Ч.107. Святые места Бахаи в Хайфе и на западе Галилеи