Костница в Седлеце (Kostnice v Sedlci) или Костёл Всех Святых (Kostel Všech svatých) - готический кладбищенский костёл в Седлеце - районе чешского города Кутна-Гора, в крипте которого располагается самая большая в Чехии костница. Наибольший интерес представляет интерьер костёла, полностью отделанный человеческими черепами и костями, для оформления которого было использовано около 40 тыс. человеческих скелетов. Сама Кутна-Гора является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, и ей будет посвящён отдельный пост. Костёл же в состав объекта не вошёл, хотя и является совершенно необычным местом. Можно спорить, насколько существование подобного религиозного объекта гуманистично, но он существует и в очередной раз заставляет задуматься о бренности нашей жизни на Земле. Так что уж, не обессудьте, покажу всё так, как увиделось.
Итак, в 1278 г. Генрих, местный монастырский аббат, был послан чешским королём Пржемыслом Отакаром II в Святую землю. Обратно он привёз немного земли с Голгофы и рассыпал её по кладбищу аббатства, ставшим после этого популярным местом захоронения среди жителей Центральной Европы. Многие тысячи людей желали быть похороненными на этом кладбище. Средневековые войны и эпидемии пополняли кладбище, которое в результате сильно разрослось. Около 1400 г. в центре кладбища был построен готический собор с усыпальницей. Усыпальница должна была служить складом костей, извлечённых из могил, поскольку места на кладбище не хватало. Освободившееся место могло быть использовано для новых погребений или для строительства. В начале XVIII в. костёл был перестроен. В 1784 г. аббатство было закрыто, а монастырские земли и здания купила богатейшая семья Шварценбергов.
Собственно костница находится в подвальной части костёла, а в верхней его части расположен зал для молитв.
В 1870 г. Шварценберги наняли резчика по дереву Франтишека Ринта (František Rint) для того, чтобы он привёл в порядок груду сложенных костей. В результате по четырём углам собора появились огромные колоколообразные груды костей.
С середины нефа свисает огромный костяной канделябр, содержащий по меньшей мере один экземпляр каждой из человеческих костей, и украшенный гирляндами черепов.
Среди других произведений искусства можно отметить алтарные дароносицы, расположенные по бокам алтаря,
а также большой фамильный герб Шварценбергов и подпись мастера Ринта, также из костей.
Черепа над канделябром.
Несколько шокирующе, не правда ли?
В верхней же части костёла, как уже было отмечено, находится зал для молитв и обычный алтарь.