Оригинал взят у
karpukhins в
Первое путешествие в Путораны. Часть 1.Из серии
Плато Путорана.
К лету 1996 года мне удалось собрать команду из пяти человек, объединённых общим желанием побывать в Путоранах. Маршрут был выбран нехитрый, а именно по разветвлённой озёрной системе в западной части плато Путорана. Для передвижения по озёрам и рекам мы намеревались взять катамаран. Вернее только две надувные гондолы, каркас к которым будем рубить на месте. Собрали, какое смогли на тот момент снаряжение и продукты, и к началу июля готовы были вылететь в Норильск. Расчёт нашей малобюджетной экспедиции строился на возможности бесплатной доставки в этот далёкий город с помощью транспортной авиации. Эту возможность обеспечивал наш друг Дима Глушенков, работающий в компании транспортных авиаперевозок. И вот, долгожданное время пришло, и в ночь на 6 июля наша команда загрузилась в грузовой борт ИЛ-76. Для нас и ещё нескольких человек, сопровождающих груз, осталось в грузовом отсеке совсем небольшое пространство. Весь остальной объём до потолка был забит коробками с бытовой электротехникой. Четыре часа полёта скрасили портвейном. И вот уже аэропорт Алыкель, который встретил неожиданной жарой, что ощущалось нелепостью на фоне огромного и грязного сугроба снега на краю лётного поля.
Прилетели.
Какого-то дальнейшего чёткого плана не было. Мы ведь называемся малобюджетной экспедицией, а попросту денег у нас в обрез, поэтому расчёт на какую-то случайную оказию. Обычно если денег нет, но есть большое желание, то всё равно получится. Понятно, что нужно попасть на одно из озёр, а дальше уже строить маршрут исходя из начальной точки. А вот как туда попасть, как раз и нужно решить. То есть варианта доставки два: - либо по воздуху на вертолёте, что ограничивалось нашими финансовыми возможностями, либо по воде до ближайшего озера, что слишком удлинит маршрут, причём удлинит не в лучшей части.
И в том и другом случае стартовой точкой здесь является гидропорт Валёк, что уже за пределами Норильска. Отсюда и вертолёты летают и река Норилка здесь, которая берёт начало как раз где-то там, в Путоранских озёрах. Так что обосноваться пришлось поблизости от гидропорта, а точнее прямо в придорожных кустах у моста через Норилку. Гостиницу мы ведь тоже не могли себе позволить. Дальше пошли по пути изучения обстановки с помощью налаживания связи с местным населением. А точнее с людьми, которые имели технику для передвижения по воде. Но результаты оказались неутешительными. Во-первых, заброска по воде ещё невозможна, потому что все озёра пока забиты льдом, очиститься они должны в ближайшие дни. Да и цену запрашивали не малую. Два дня ничего не принесли, кроме потерянного здоровья в плотном общении с местным населением, которое выпить не прочь.
Но потом Макс и Аркадий принесли хорошую весть с порта Валёк. Им удалось договориться с попутным бортом на завтра. Вернее с заказчиком, который вёз строительные материалы на озеро Собачье. Место в вертолёте оставалось, и он согласился взять нас за 500$ на всех, такую сумму мы ещё могли себе позволить. И вот он, счастливый день 9 июля. Быстро загрузились в МИ-8 и достаточно рано вылетели в сторону гор. Внизу простирались громадные озёра и, правда, ещё забитые льдом.
Мы попросили сделать небольшой крюк и высадить нас не на озере Собачьем, а на озере Кета. Нижняя его часть также была заполнена льдом, но верхняя уже очистилась. Отсюда маршрут не только значительно упрощался, но и мог быть уже гораздо интереснее. Приземлились на берегу озера, на устье реки Токингды, где быстро выбросили груз. Вертолёт поднялся и ушёл в сторону Собачьего, оставив нас в непривычной, прямо таки звенящей тишине. В сознание хлынуло абсолютно другое, необычное состояние окружающего мира. Всё казалось пронзительно прозрачным и звонким, обдавало свежей и чистой прохладой. Просто хотелось упасть на колени, в восхищении перед этой первозданной красотой.
На устье Токингды тогда стоял рыбацкий дом хорошей сохранности. Впоследствии здесь построили турбазу. Место для старта оказалось достаточно удачным. Можно спокойно разобраться во всём, собрать катамаран. А заядлый рыбак Максим первым делом бросился ставить сети. Через некоторое время, к нашему удивлению, они утонули. Оказалось, от рыбы, набившейся в них. С этого момента без рыбы не оставались никогда. Погода пока оставалась идеальной, солнце заходить за горизонт не собиралось. Вернее здесь-то оно пряталось за гору. Это когда жили у моста на равнине, оно только спускалось низко к горизонту, а затем вновь поднималось. Полярный день, однако.
Но засиживаться на этом месте не стали. На другой день всё было готово и плавание началось. Для начала хотели только пересечь залив, в который впадает Токингда. А там попить чайку и двигаться дальше, но не долго, так как время уже было позднее. Правда, ночи здесь всё равно не дождаться, но лучше соблюдать хоть какой-то режим. Переплыть залив озера с ледяной водой на счастье удалось, но когда пристали к берегу, Макс неосторожно надавил коленом на гондолу, и она тут же испустила дух. Оказывается, в одном месте внутренний баллон гондолы Лёхиного катамарана просто-напросто сгнил из-за неправильного хранения. А скорее из-за того, что мы так плохо подготовились. Спасла взятая на всякий случай бутылка резинового клея. А также пришлось использовать не по прямому назначению, а в качестве заплаток пару гермомешков. Таким образом, экспедиция была спасена и мы вновь оказались на плаву. Но в дальнейшем, если четвёрка из экипажа была на вёслах, то и пятому товарищу находилась работа. На его попечении оставался этот инвалидный баллон, который нужно было поддувать прямо на ходу, он так и травил воздух на всём протяжении. ( Сам удивляюсь, неужели был когда-то таким раздолбаем).
На третий день, к вечеру, удалось благополучно достичь восточной оконечности озера. Отсюда необходимо делать волок, длиной около десяти километров, через небольшой перевал к озеру Кутарамакан. К утру, радовавшая до сих пор погода, всё же испортилась, пошёл мелкий моросящий дождь. А мы пошли таскать свои мешки. Комарики активизировались и их сотнями, с хрустом сгребали с себя, отчего ладони становились серыми от пыльцы на их крыльях. На второй день тупого перетаскивания груза вышли к кордону на озере Кутарамакан, напротив устья Иркинды. Эта река приносит в озеро столько твёрдых веществ, что они практически разделили его на две отдельные части, с узким проливом между ними, где даже прослеживается некоторое течение. Впрочем, озеро Кутарамакан довольно узкое, так что большой реке перегородить его не составляет труда.
Там впервые и довелось познакомиться с Олегом Беглецовым. И тогда и сейчас он является хозяином кордона и базы на Кутарамакане. Надо сказать, что Олег не очень любит проходящих через его владения туристов, но тогда наш визит оказался кстати. Он как раз ждал такой оказии. Пять здоровых мужиков очень пригодились для того, чтобы вытащить брёвна из небольшого озерка рядом с базой. И за это нам выпала возможность помыться в бане и переночевать на территории кордона. А утром, вместе с Олегом на его моторной лодке с прицепом в виде лодки без мотора, переехали ниже по озеру километров на десять. Там стояла старая изба, и валялись брёвна от другого строения. Эти брёвна и помогли загрузить Олегу. Сами же поставили здесь лагерь и стали собирать новый каркас для катамарана. А потом плавание продолжилось, и к вечеру уже благополучно достигли юго-западной окраины озера Кутарамакан, где из него вытекает одноимённая река…
Летим над озером Кета. Снимал тогда ещё на негатив и техника была не очень, так что на качестве фотографий не стоит заострять внимание.
Наступили рыбные дни.
Отсюда стартуем.
Вот уж водопадов в Путоранах просто миллион.
Озеро Кутарамакан у базы. Напротив гора Чаякит. Но об этом более подробно буду рассказывать во втором путешествии.
Кутарамакан ниже базы примерно в десяти километрах. Чаякит отсюда смотрится по-другому.
Вот куда-то туда, где солнце, мы и плывём по Кутарамакану.
Валёк - место нашего обитания пока ещё в цивилизации.
Начало нашего маршрута. Место десантирования и база на Кутарамакане.
Продолжение маршрута по Кутарамакану.
Продолжение следует.