Что значит обидеть художника...

Feb 07, 2017 23:05

В ночь с 28 на 29 марта 1942 года 234 британских бомбардировщика Vickers Wellington и Short Stirling совершили авианалет на немецкий город Любек, расположенный на берегу Балтийского моря. На город было сброшено около 400 тонн авиабомб, в том числе около 25 тысяч зажигательных.
Впоследствии командующий британской стратегической авиацией Артур Харрис заявил, что "Любек сгорел в огне", потому что "он был городом средних размеров, имевшим некоторое значение как порт с расположенными поблизости доками для постройки подводных лодок. Он не был целью первостепенной важности, однако мне кажется, что лучше уничтожить средний промышленный город, чем потерпеть неудачу при попытке разрушить крупный".
Сам город, в результате бомбардировки лишился около 5-ти тысяч зданий. По немецким данным погибло более 300 человек, более 700 человек было ранено. Около 10 процентов жителей лишились крова.

По окончании бомбардировки, городские власти стали оценивать ущерб. При этом было сделано одно замечательное открытие. Вызванная многочисленными пожарами жара растопила несколько слоев краски на стенах собора св. Марии (Мариенкирхе). При этом под слоем краски и штукатурки обнаружились древние фрески, изображавшие библейские сюжеты, датированные XIII-м веком, временем строительства собора. Впоследствии это назвали "чудом Мариенкирхе".



разрушенный бомбардировками Любек и поврежденный собор св. Марии.

Горожане собрались и возвели временную крышу на соборе. По окончании войны стены собора и крышу восстановили и встал вопрос с реставрацией древних фресок. Для этой цели была собрана сумма в 150 тысяч дойчмарок. Реставрация фресок была поручена некоему Дитриху Фею, художнику-реставратору из Берлина. Ранее, до войны, Дитрих был подмастерьем у своего отца, известного искусствоведа. Его навыков не хватало. Себе в помощь Фей-младший взял некоего Лотара Мальската, с которым Дитрих познакомился до войны.

Лотар Мальскат - выпускник художественной академии Кенигсберга. Надеясь стать художником добрался до Берлина. Но в столице Мальскату не везло, он перебивался заработками обычного маляра, иногда жил на улице. Пока в 1936 году его не свела судьба с Феем-старшим. Фею нужен был помощник для реставрационных работ. Впоследствии Фей и Мальскат занялись подделкой картин известных мастеров, что впоследствии его сгубило.

Но это будет потом. А пока Мальскат отслужив в Вермахте и пробыв в плену, прибывает в Гамбург, где зарабатывает на продаже порнографических рисунков. Затем он снова связывается с Дитрихом Феем (Фей-старший умер) и вдвоем они начинают заниматься старым делом, изготовлением подделок. В 1948 год, Фей получает от властей Любека заказ на восстановление фресок Мариенкирхе, и они с Мальскатом начинают работу. Собор закрывают от посторонних. Стоит отметить, что основную работу делал Мальскат. Реставрационные работы заканчивают в 1951 году, к 700-летию собора.

Открытие собора обставилось местными властями с особым торжеством. На открытии присутствовало много официальных лиц, включая канцлера ФРГ Конрада Аденауэра. Искусствоведы были в восторге и не стеснялись фраз: "великое наследие", "великолепные творения предков" и, возможно, "не имеющие мировых аналогов". Правительство ФРГ отпечатало 2 млн. почтовых марок с изображением восстановленных фресок. В последующий год Любек посетило более 100 тыс. туристов, чтобы посетить восстановленный собор св. Марии.
Основные почести достались Фею, так как он был владельцем фирмы в которой Мальскат работал художником. Ему же, вероятно, досталась и большая часть денег. Это очень сильно ударило по самолюбию Лотара Мальската.

Спустя год Мальскат заявляет, что фрески подделка и что он нарисовал их по распоряжению Фея на чистой стене, придав им налёт старины при помощи металлической сетки. Изначально ему никто не поверил. Но Мальскат направляет в газеты свои фотографии на фоне свежевыкрашенной стены. Ему опять не верят. Тогда Мальскат предъявляет нарисованного на стене собора индюка. Следуя исторической логике, индюк не мог быть нарисован в XIII-м веке, этих птиц впервые завез в Европу Христофор Колумб. На стенах также обнаружились нарисованная Мальскатом его сестра Фрида, в виде одного из исторических персонажей. Также на фресках обнаружился "лик" Марлен Дитрих, а один из "библейских" персонажей был очень похож на Григория Распутина. И так далее. Дело приобрело скверный оборот. И власти им занялись.



фреска с изображением индюка.



фреска с изображением сестры Мальската - Фриды.

Впоследствии при обыске в квартире Мальската было обнаружено 28 поддельных картин известных мастеров. Также искусствоведы обследовали собор признав наконец-то, что фрески подделка. Дело дошло до того, что один из сотрудников собора даже бежал в ГДР. На суде выяснилось, что полностью восстановить фрески собора не представлялось возможным, огонь и время не пощадили старинные рисунки. Их пришлось восстанавливать практически заново. Хотя подельникам-реставраторам все-таки вменили в вину что-то типа "надругательства над верой". Ну и поддельные картины... В итоге Фей получил 20 месяцев, а Мальскат - 18 месяцев тюрьмы.

После суда Мальскат бежал в Швецию. Там он некоторое время, используя обретенную знаменитость, занимался росписью ресторанов в готическом стиле. Затем его экстрадировали обратно в Германию и он отсидел-таки 18 месяцев в тюрьме. Впоследствии Мальскат занялся собственной художественной деятельностью. Умер он в 1988 году.
Ну а фрески в соборе св. Марии, после всего произошедшего, были закрашены.



Лотар Мальскат с одной из своих картин.

Статью также можно прочитать на моей странице [Яндекс. Дзен]https://zen.yandex.ru/media/id/5b2292a4d0734900a849be8d/chto-znachit-obidet-hudojnika-5f71a5d36e33974a01cd0242

история, искусство., война, Германия

Previous post Next post
Up