Отче наш - 3

May 03, 2015 07:19

Размышления над толкованием преп. Максима молитвы Господней

2. Три линии интерпретации
Собственно содержание молитвы составляют обращение и семь прошений. Тайны эти перечислены в молитве в убывающей последовательности: сперва идут наиболее высокие тайны, затем более низкие, - от наивысочайшей "Отче наш" к наиболее приземленной "избави нас от лукаваго".
Содержание молитвы истолковывается преп Максимом трояким образом: (1) как обозначения главных дел (тайн, даров), совершенных Христом, которые должны быть усвоены человеком; (2) как состояние человека, усвоившего эти дары; (3) как путь и последовательность восприятия этих даров человеком.
« Совет же Господень, -говорит Давид, - во век пребывает, помышления cepдца Его в род и род (Пс. 32:11). Здесь, кажется, под советом Бога Отца подразумевается неизреченное истощание, которым определяется конец всех веков, Единородного Сына для обожения нашего естества. Под «помышлениями же сердца Его» подразумеваются логосы Промысла и Суда, согласно которым Господь премудро управляет и настоящей, и будущей нашей жизнью, словно различными племенами, различно применяя к каждому соответствующий ему образ действий. Если же дело совета Божия состоит в обожении нашей природы, а намерение помышлений Божиих состоит в полном осуществлении искомой цели нашей жизни, то, конечно, полезно понять смысл Молитвы Господней и исполнять. Ибо эта Молитва заключает в себе всё указанное намерение [Божие], тайно сокрытое в кратком изложении, или, лучше сказать, содержит в себе смысл [всего], что проповедуется для сильных. »
Т.е. содержание молитвы - это логосы Промысла и Суда - Божественный замысел о жизни и развитии мира и его цели, и Совет Господень - замысел Бога о спасении человека и его исполнение в неизреченном истощании Сына Божия, т.е. в делах Христа. И мы должны, во-первых, понять их - и это первая (дела Христа) и вторая (логосы Промысла и Суда) линия интерпретации, и, во-вторых, исполнять, и это третья линия.

Рассмотрим эти линии интерпретации подробнее

3. Линия первая. Неизреченное истощание Бога Слова в кратком изложении.

Эта линия изложена преп. Отцом достаточно цельно, поэтому я просто воспроизведу текст преп. Отца, сопроводив его своими схолиями, в которых отмечу заинтересовавшие меня отдельные моменты.

Вот наиболее важные дела Христа, которые Он, как Самосовершитель, совершил, как Податель благ, дает людям и усваивать которые учит как Учитель.

«Он становится Самосовершителем и Учителем новых тайн, которых так много, что разум не может объять ни числа, ни величия их. Среди них Он даровал людям, по избытку щедрости, семь наиболее главных, смысл которых, как я сказал, и заключается сокровенно в содержании этой Молитвы. Данные тайны суть: богословие, усыновление в благодати, равночестность с Ангелами, причастие вечной жизни, восстановление естества в его первоначальном бесстрастном состоянии, ниспровержение закона греха и низложение лукавого, подчинившего нас, посредством обмана, своему тираническому владычеству.»

1. богословие,
«Богословию учит воплотившееся Слово Божие, показывая в Себе Отца и Святого Духа, потому что весь Отец и весь Святой Дух существенно и совершенным образом пребывали во всецелом воплощаемом Сыне, не воплощаясь Сами, но Один благоволя, а другой содействуя в Воплощении самодействующему Сыну. Слово пребывало разумным и живым, никем другим не постигаемое по сущности, кроме одного Отца и Духа, и ипостасно соединившись по человеколюбию с плотию.»
- "разумным и живым" - это отсылка к Отцу и Духу (это помимо прочего еще и основание для троичной модели устройства души).

2. усыновление в благодати,
«Усыновление дает, даровав им [людям] сверхъестественное и благодатное через Духа Святого рождение свыше. Сохранение и соблюдение усыновления в Боге зависит от свободной воли [προαίρεσις - свободного выбора] возрождаемых [ἧς ἐν Θεῷ φυλακή τε καί τήρησίς ἐστιν, ἡ τῶν γεννωμένων προαίρεσις]: они своим искренним внутренним расположением [διαθέσει] принимают дарованную по благодати красоту, а истощанием [κενώσει] страстей усвояют Божество настолько, насколько Слово Божие, по Домостроительству нашего спасения, волею умалило [κενώσας] Себя в Своей чистой славе, став истинным Человеком.»
- усыновление реализуется через рождение свыше, совершаемое действием Святого Духа;
- благодать принимается внутренним расположением;
- усыновление (оно же обожение) совершается двойным кенозисом: Божество усвояется истощанием страстей со стороны человека и истощанием славы Божества со стороны Бога Слова, - причем этот двойной кенозис в определенном смысле асимметричен: собственно обожение есть истощание Божества, а истощание страстей - это необходимое условие восприятия его человеком, причем в отношении первого применим принцип настолько-насколько (люди настолько усвояют Божество насколько Слово умалило Себя в Своей славе, став человеком), а в отношении первого этот принцип не применим, т.к. необходимо полное истощание страстей.
Иначе говоря, истощание страстей - это путь восхождения человека на первом этапе, истощание Бога Слова - это путь нисхождения Бога,
та точка, где происходит «встреча», и предопределяет принцип настолько-насколько, причем эта точка должна быть достижима человеком собственными силами (не без Божией помощи, конечно), собственно же обожение или усыновление - это возведение человека Богом в славу - путь обратного восхождения низшедшего к человеку Бога, несущего человекана своих раменах .

3. равночестность с Ангелами,
«Равночестность с Ангелами даровало людям [Слово Божие] не только тем, что примирило с Собою все, умиротворив через Себя, Кровию креста Своего, и земное и небесное (Кол. 1:20), и упразднив враждебные силы, наполняющие среднее место между небом и землей; при раздаянии божественных даров Оно устроило одно [общее] торжество для земных и небесных сил, когда человеческое естество, имея одну и ту же волю [θέλημα] с горними силами, вместе с ними ликующе воспевало славу Божию, - но еще и тем, что во исполнение Домостроительства нашего спасения Оно соединило с Собою небо и землю, вознесшись вместе с воспринятым телом; Оно объединило умопостигаемое с чувственным, а также показало единство крайних частей сотворенного естества, внутренне связываемого добродетелью и познанием Первопричины, и показало это, думаю, таинственном образом через совершенное Им. Ибо разум [λόγος] есть единение разделенного, а неразумие [ἀλογία] - разделение соединенного. Итак, научимся усваивать себе разум посредством делания, чтобы нам не только соединиться с Ангелами через добродетель, но и соединиться с Богом через познание и отрешение от сущих (ἵνα μή μόνον ἀγγέλοις κατ᾿ ἀρετήν, ἀλλά καί Θεῷ γνωστικῶς κατά τήν τῶν ὄντων ἑνωθῶμεν ἀφαίρεσιν).»

- "когда человеческое естество, имея одну и ту же волю с горними силами", по-гречески θέλημα - т.е. природная воля. Не очень понятно, как может быть у существ разных природ одна природная воля (и это у преп. Максима!!!)? Греческий текст: "τῆς ἀνθρωπίνης φύσεως ἐν ἀγαλλιάσει κατά τό ἕν καί τό αὐτό θέλημα ταῖς ἄνω δυνάμεσι τήν δόξαν τοῦ Θεοῦ συνεπηχούσης". В английском переводе тоже стоит "one and the same will" людей и ангелов. И это недоразумение объясняют последующим уточнением преп. Максимом своего терминологического аппарата, соответственно относя это толкование к ранним произведениям. Но я думаю, что это ошибка перевода. А вот если перевести, хотя бы, "соединяя и свою волю с горними силами", то все было бы в порядке.

соединения:

- умиротворил земное и небесное, кровию креста Своего упразднив враждебные силы, находившиеся между ними
- устроил одно общее торжество земных и небесных, соединив их воли
- соединил небо и землю, вознесшись с телом на небо
- соединил умопостигаемое и чувственное, через добродетель усвоив чувственному разум
- соединил тварь с Творцом, через познание Первопричины и отрешение от сущих

- упразднив [καταργήσας] = сделав бездейственными, безсильными (напр., Вейсман: κατ-αργέω оставлять в бездействии)
- "земное и небесное" - по контексту Ангелы и люди, но у преп. -Максима есть и другое понимание «земли», чуть дальше, и тогда: небесное = логос природы, земное = тропос действия, то, что "между небом и землей" - укрепившийся навык
- умиротворение - есть соединение воль Ангелов и людей, действующих согласно логосам природы, которые едины, и, как следствие, их воли также соединяются в действии, направленном к одной и той же цели.
- т.о. люди с Ангелами соединяются в воле (через добродетель, усваивая разум посредством делания)
- а тварь с Творцом соединяется в уме (через познание и отрешение от сущих)

4. причастие вечной жизни,
«А божественную жизнь [Ζωῆς δέ θείας - досл., жизнь от Бога] подает посредством того, что дает Себя в снедь [верным] Ему одному ведомым образом. Те, кто получил от Него такое духовное ощущение [αἴσθησιν νοεράν], через вкушение этой снеди могут действительно познать [κατ᾿ἐπίγνωσιν ἀληθῶς], яко благ Господь (Пс. 33:9), Который ради обожения вкушающих усвояет им божественное свойство [ποιότητι θείᾳ πρός θέωσιν μετακιρνῶν τούς ἐσθίοντας - божественные качества от Божества примешивает вкушающим, окачествовывает божественным?], поскольку Он явственно есть и называется Хлебом Жизни и Силы (Ин. 6:48).»

- "духовное ощущение [αἴσθησιν νοεράν]" - м.б. в смысле орган чувств, ощущающий духовное (=умопостигаемое)? Понятно, что не создается новый орган, но до того бездействующий приводится в действие.
- жизнь - это синоним действования в целом
- "божественная жизнь" - т.е. жизнь ума в Боге, Который есть Сам истинная Жизнь и Источник жизни для всех.

5. восстановление естества в его первоначальном бесстрастном состоянии,
«Природу же [человеческую] в ее первоначальном виде восстанавливает не только тем, что, став Человеком, Оно сохранило волю (τήν γνώμην ) свободной от страстей и несклонной к бунту, не поколебавшейся в своей естественной основе против самих распинателей, а наоборот, избравшей [αἱρουμένην] вместо жизни смерть за них. Из этого человеколюбивого расположения (διαθέσει ) Страждущего и видно, что Он добровольно пострадал. Однако еще и тем, что, упразднив вражду, пригвоздил на кресте рукописание (Кол. 2:14) греха, вследствие которого эта природа вела непримиримую борьбу против себя самой; призвав дальних и близких, то есть бывших под законом и бывших вне закона, и разрушив стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир (Ефес. 2:14-15), примирил нас через Себя с Отцом и друг с другом. И при этом мы не имеем больше воли [τήν γνώμην], противящейся логосу природы, но как по природе, так и по свободной воле [τήν γνώμην] остаемся неизменными.»

- интересно, что здесь слово "природа" используется одновременно в двух смыслах, при этом оба не синонимичны сущности: как сущность конкретного человека плюс его деятельность (иначе непонятно как сущность может восстановлена) и как обозначение всего человеческого рода как суммы ипостасей.

- В этом отрывке термин "гноми" используется в отношении Христа, хотя в других работах преп. Максим явным образом отрицал наличие гноми у Христа.

- Восстановление природы произошло в воле, которая (гноми) была сохранена свободной от страстей и несклонной к бунту, не поколебавшейся (не отклонившейся от логоса природы) и, более того, избравшей смерть за распинателей.

- Восстановление человеческой природы осуществлено по 2 направлениям:
1. соблюдение гноми бесстрастной и не бунтующей против природы
2. упразднение внутреннего разделения природы в целом (т.е. вражды между людьми): "пригвоздил на кресте рукописание греха", примирив нас друг с другом и с Отцом вследствие того, что мы не имеем более гноми, противящейся логосу природы,
т.е. исправление гноми каждого конкретного человека и исправление системы отношений между людьми (т.е. аналога гноми, но в применении ко всему человеческому роду), причем п.2 осуществляется посредством п. 1. И то и другое, это, по сути, исправление деятельности.

- Если п.1 осуществляется в ипостаси Христа, то п. 2 в наших ипостасях, но каким образом? Благодаря тому, что "мы не имеем больше воли [τήν γνώμην], противящейся логосу природы". А это стало возможным вследствие того, что Христос:
- упразднив вражду, пригвоздил на кресте рукописание греха, вследствие которого эта природа вела непримиримую борьбу против себя самой;
- призвав дальних и близких, то есть бывших под законом и бывших вне закона, и разрушив стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
- примирил нас через Себя с Отцом и друг с другом

6. ниспровержение закона греха
«А чистой от закона греха (Рим. 7:23, 25; 8:2) соделывает природу [человеческую] посредством того, что не попустил, чтобы Воплощению Его ради нас предшествовало плотское наслаждение. Ибо зачатие Его невероятным образом было бессеменным, а рождение Его сверхъестественным образом было нетленным, так как родившийся Бог самим рождением [Своим] укрепил [в недрах] Матери [Своей] узы девства, превзойдя естество. И всю природу [человеческую], в лице желающих этого и подражающих Его добровольной смерти через умерщвление земных членов своих (Кол. 3:5), Он освободил от власти господствующего закона [греха]. Ибо таинство спасения [дано для] добровольно жаждущих его, а не для насильно привлекаемых.»

- "соделывает природу чистой от закона греха" - в одной только своей ипостаси. Т.е. иной тропос (рождения и жизни) в одной ипостаси относится к природе - но в каком смысле? Или в смысле второй природы - тропоса действования, - или в смысле природы как непустого множества ипостасей.
- То же самое: «всю природу в лице желающих этого ... Он освободил ... » - как вся природа может быть освобождена в лице нескольких ипостасей?

7. низложение лукавого, подчинившего нас, посредством обмана, своему тираническому владычеству
«Тираническую же власть лукавого, обманом подчинившего нас, низложил, выставив против него в качестве оружия плоть, побежденную в Адаме, и побеждая [ею]. И это для того, чтобы показать, что плоть, прежде захваченная в плен смерти, захватила захватившего [ее], естественной смертью своей разрушила его жизнь и стала для него отравой, дабы он изблевал всех, кого был в силах пожрать, как имеющий державу смерти (Евр. 2:14). А для рода человеческого эта плоть стала жизнью, воздвигая все естество [человеческое], как заквашенное тесто, к воскресению жизни, для чего собственно Бог Слово и стал Человеком - дело поистине странное и неслыханное - и добровольно принял плотскую смерть.»

- плоть - в смысле человеческая природа, весь человек;
- плоть "захватила захватившего ее" - установив новый образ действования плоти, соответствующий логосу природы, в противоположность ветхому образу действования;
- "стала отравой" - посредством чего лукавый господствовал, в том он ничего не смог сделать;
- почему после этого «он изблевал всех, кого был в силах пожрать» ? - т.к. через приобщение к плоти Христа умершие получили жизнь;
- "для рода человеческого" - как закваска;
- "стала жизнью" - в смысле жизнь как деятельность, т.е. представила как закваска новый образ жизни т.е. деятельности.

Учительство Христа выражается, в том числе, и в преподаянии нам этой молитвы, каждое прошение которой, представляя нашему мысленному взору одну из великих тайн, совершенных Христом, научает познавать содержащиеся в них сокровища мудрости и ведения, что, в свою очередь, привлекает нашк сердце к этим сокровищам или, другими словами, провоцирует движение воли в их направлении, т.е. желание наслаждаться ими.

«Содержание Молитвы Господней, как я уже сказал, и заключает в себе мольбу обо всем этом. Так [Молитва] говорит об Отце, об имени Отца и о Царстве [Его]. Кроме того, она показывает, что молящийся есть сын этого Отца по благодати; требует единства воли для небесных и земных существ и повелевает просить хлеба насущного. Она узаконивает примирение людей, взаимной уступчивостью их скрепляет воедино природу [человеческую], неразделяемую различием воли [у отдельных лиц]. Она учит молиться о том, чтобы не впасть в искушение, то есть в закон греха, а также увещает о том, чтобы избавиться от лукавого. Ибо необходимо, чтобы Самосовершитель и Раздаятель благ был вместе с тем и Учителем для верующих в Него - учеников Своих, и чтобы Он дал подражающим жизни Его по плоти, в качестве залога жизни, слова этой Молитвы, которыми Он показал сокрытые сокровища премудрости и ведения (Кол. 2:3), существующие в Нем зримым образом, для того, без сомнения, чтобы возбуждать у молящихся желание наслаждаться ими.»

Максим Исповедник, Отче наш

Previous post Next post
Up