1. Когда меня спрашивали, зачем мы снова отправились в НЙ,
ведь были недавно, в декабре, не на оперу ли, я отвечал, что на две оперы, два мюзикла и симфонический концерт. Изначально мы собирались послушать «Силу судьбы» Верди, но лететь через всю страну ради одной оперы глупо, поэтому добавилось всё остальное. Что ещё делать в НЙ вечерами?
2. Заодно встретились со знакомыми, нагулялись по Манхэттену, захватили кусочек Бруклина и соседнего штата Нью-Джерси, зашли в церкви и музеи и посетили, наконец, самую главную нью-йоркскую достопримечательность. Узнаёте, откуда это сфотографировано?
3. Некоторые не знают, что на «корону» Статуи Свободы снова можно подниматься. Только билеты надо резервировать за два месяца. Вот эти дырочки над её лицом и есть окна, через которые можно видеть руку с факелом и мост Веррацано-Нарроус вдали:
4. Но до острова Либерти мы доберёмся только под конец нашей поездки, а началась она с того, что рано утром в среду 13 марта мы прилетели в аэропорт Ньюарка. Улетали мы из него же днём вторника 19 марта. Вот и получилось почти ровно 6 дней в НЙ:
5. Культурную программу мы начали с посещения Американского музея естественной истории (American Museum of Natural History), где мне хотелось посмотреть на недавно открытую пристройку, необычную по архитектуре: гигантский то ли термитник, то ли скелет:
6. Сам музей весьма стандартный, разве что мало интерактивных развлечений для детей. Любители посмотреть на динозавров, минералы и чучела животных, найдут, чем заняться. Мой брат и всё, что осталось от секвойи:
7. Вышли в Центральный парк, где цвели крокусы и нарциссы:
8. С погодой нам в поездке повезло: дождя не было, а первые дни можно было ходить в одной рубашке, так как температура поднималась до +20 ºC. Пока ждали время регистрации в отеле «Бельведер», поднялись в Центральном парке на одноимённый замок (Belvedere Castle, 1869):
9. Деревья ещё без листьев. Лишь отдельные вишни начинали цвести:
10. Так как мы летели ночным рейсом и уже успели пройти миль 10 (16 км), не считая хождений по музею, первым делом в отеле поспали пару часов, а потом совершили вечернюю прогулку до Trader Joe’s. Никаких концертов в день прилёта мы не планируем. Снова проходили мимо Рокфеллер-центра, где ещё открыт каток:
11. В четверг с утра отправились в Ньюарк, Нью-Джерси, чтобы встретиться на ланч со старым знакомым, который работает профессором в New Jersey Institute of Technology (NJIT):
12. А потом ещё успели в Джерси-Сити погулять по парку Liberty State Park, откуда через Гудзон виден даунтаун Манхэттена. На переднем плане Empty Sky Memorial с именами нью-джерсийцев, погибших в терактах 11 сентября:
13. А парк называется так, потому что можно довольно близко подойти к Статуе Свободы и острову Эллис, на который из Нью-Джерси ведёт мост, но туристов на него не пускают: пусть платят за паром (что мы и сделаем в понедельник):
14. Вернуться на Манхэттен тоже было быстрее всего на пароме. Мы снова оказались у World Trade Center, откуда до отеля доехали на метро:
15. В 7 вечера мы пошли на концерт в легендарный Карнеги-холл, на открытии которого в 1891 году дирижировал сам Пётр Ильич Чайковский. Так получилось, что в Метрополитен-опера мы были на 26 спектаклях, а в Карнеги-холл сходили впервые в жизни. Арт-объект на ближайшей станции метро:
16. Когда мы брали билеты, думали, что идём на Седьмую («Ленинградскую») симфонию Шостаковича в исполнении юношеского американского оркестра под управлением Янника Незе-Сегена, но оказалось, что, во-первых, оркестр не детский, а составлен из выпускников юношеского оркестра, многие из которых учатся или уже закончили лучшие консерватории. Во-вторых, с той поры, когда мы покупали билеты, в программу успели добавить Концерт для фортепиано Гершвина, который исполнял известный пианист Даниил Трифонов. То есть мы получили больше, чем рассчитывали: Трифонов играл виртуозно, а Шостаковича играли громко. И неудивительно, что среди зрителей многие говорили по-русски:
17. В пятницу съездили в Бруклинский музей, который меня, скорее, разочаровал:
18. Я знал, что в нём есть картины Джорджии О’Кифф и других известных художников. Мне и в голову не могло прийти, что они хранят их в запасниках, а вывешивают непримечательное и однообразное современное искусство:
19. Пятый этаж вообще был закрыт для подготовки следующей выставки. Поэтому мы походили в основном по ассирийско-египетским залам и вернулись в отель:
20. Вечером пятницы мы отправились в Метрополитен-оперу на «Ромео и Джульетту» Гуно. Менее известная опера, чем его «Фауст», но зато по не менее известному литературному произведению. Выбрали мы её «в нагрузку» к «Силе судьбы», поэтому я многого не ожидал, но мне хотелось послушать в роли Ромео французского тенора Бенджамина Бернхайма, который мне понравился на записях в интернете. Джульетту пела американка Надин Сьерра:
21. В антракте встретились с
жж-знакомой Анной, чтобы поделиться мнениями. Получилось, что мне единственному опера понравилась, а общее мнение было, что голоса красивые, но постановка и сама музыка скучные. Возможно, я лучше всех знаю «Ромео и Джульетту» Гуно по записям, или это у меня такой странный вкус к французской романтической опере:
22. Утром 16 марта субботы мы ещё раз прогулялись до Trader Joe’s, чтобы пополнить свои запасы (в отеле нет завтрака, а завтракать в ресторанах возле Таймс-сквер дорого и неудобно). А потом встретились на ланч со знакомой, которая работает в НЙ в биотехе. После чего ещё успели посмотреть парад в честь Дня Святого Патрика: сам День 17 марта, но в воскресенье парад не проводят:
23. На предыдущем фото не что-то горит, а валит пар из традиционной манхэттенской уличной трубы. Хоть Патрик - ирландский святой, парад по большей части превратился в выступление волынщиков в шотландских килтах. Видали мы парады и поинтереснее:
24. Наконец, вечером субботы добрались мы и до «Силы судьбы». Метрополитен не ставил эту оперу Верди 28 лет, что уж говорить о других американских театрах. Поэтому мы решили обязательно её посетить. Возможно, в непопулярности оперы виноват запутанный сюжет о том, как потомок королей инков Альваро случайно убил отца своей возлюбленной Леоноры, и брат Леоноры Дон Карлос пообещал им обоим отомстить. Хэппи-енда не будет. Неподалёку от Мет есть Площадь Верди (Verdi Square) с памятником композитору и четырём героям его последних опер. Леонора слева (справа - Отелло):
25. Мет пригласила на роль режиссёра-постановщика поляка Мариуша Трелинского, который решил выкинуть все отсылки к инкам и Испании 18 века и переместить действие на абстрактную современную войну с видео-проекциями с летящими вертолётами, солдатами и поездами. На поклонах видно, что декорации не похожи на испанский монастырь:
26. В этом проблема такой постановки: субтитры на английском они подредактировали, но итальянский текст оставили неизменённым. Поэтому то, что поют герои, противоречит тому, что происходит на сцене, вызывая у публики неуместный смех. Пару «народных» сцен вообще вырезали, потому что режиссёр, по-видимому, не придумал, как загнать их в свою концепцию. Но не могу сказать, что было скучно. И для меня самое важное, чтобы глупости постановки не мешали и не отвлекали от музыкальной части. А пели неплохо: не полный восторг, но на уровне, который ожидаешь от нынешнего Мета и за который не стыдно:
27. Мне больше всего понравилось, как российский баритон Игорь Головатенко пел Карлоса, но публика больше всего хлопала Леоноре - норвежской сопрано Лизе Давидсен. То ли действительно понравилось, как громко она берёт верхние ноты, то ли потому что её поместили в этом сезоне в Мет на обложку программок и всячески продвигают как главную звезду. Когда она вышла на поклоны, с балкона посыпались бумажки, уж не знаю, с каким посланием:
28. Утро воскресенья началось с прогулки по острову Рузвельта. Административно он является частью Манхэттена и назван в честь Франклина Делано Рузвельта, который до президентства был губернатором штата Нью-Йорк:
29. Мы в первую очередь хотели прокатиться по канатной дороге вдоль моста Куинсборо: такой аттракцион всего за стандартные $2.90, сколько стоит общественный транспорт в НЙ:
30. Обошли вокруг всего небольшого острова. Помимо ожидаемых видов на Манхэттен через Ист-Ривер обнаружили скульптуры Тома Оттернесса (“The Marriage of Money and Real Estate”):
31. Обычно мы не ходим на концерты днём. Но в воскресенье выбора не было, и мы к 2 часам пошли на мюзикл «Суини Тодд» Сондхайма. Мне хотелось посмотреть и послушать в одной из главных ролей Саттон Фостер, двукратную обладательницу премии «Тони». Фостер прекрасна, чего я не могу сказать про остальных исполнителей. Постановка «Суини Тодда»
в городке Сидар-Сити, Юта, которую мы смотрели летом 2022 года, была ничуть не хуже:
32. У нас образовался свободный вечер, когда мы могли прогуляться на закате вдоль Гудзона и парка Хай-Лайн. Интересно, что река вошла в русский язык как Гудзон, а новый район небоскрёбов как Хадсон-Ярдс:
33. Реклама призывает хранить старые вещи в Manhattan Mini Storage, а не в Белом доме:
34. Утро и день понедельника вышли насыщенными, потому что перед отплытием к Статуе Свободы мы успели погулять по Даунтауну. Подошли к штаб-квартире «Охотников за привидениями»:
35. В их франшизе на днях выходит очередной фильм, который они всячески рекламируют. На улицах мы видели саму машину «охотников». Но, может, это не реклама, а действительно вызвали поймать призраков:
36. Зашли в Церковь Троицы, которая архитектурно слизана с английских средневековых соборов, но построена в 1846 году. Туристов пускают внутрь бесплатно:
37. При очень большом желании можно оставить монетку на могиле первого министра финансов США Александра Гамильтона (или на могиле его жены Элизабет). Они тоже уже стали героями мюзикла:
38. Но ещё интереснее было заглянуть в православный Свято-Никольский национальный храм-памятник при Всемирном торговом центре, который недавно открыли на месте здания, разрушенного 11 сентября 2001 года:
39. Росписи внутри посвящены жизни и чудесам Святого Николая. Часть из них завязана на нью-йоркскую историю:
40. Для меня несколько сюрно выглядят православные святые на фоне нью-йоркских небоскрёбов. Но почему бы и им не покровительствовать городу. Здесь вверху уже изображена новая башня Всемирного Торгового Центра:
41. Статую Свободы тоже можно увидеть на фреске. А мы, наконец, погрузились на корабль и поплыли к ней:
42. Так как у нас были зарезервированы специальные билеты, нас пустили внутрь статуи, где вначале можно подняться на пьедестал, а потом по винтовой лестнице вверх, на «корону». Люблю такие развлечения:
43. Можно протянуть руку и дотронуться до медного лица Свободы с внутренней стороны:
44. И вот после сотен ступенек мы наверху. Там дежурят два рейнджера. И если не знать контекст, не поймёшь, что это за «подводная лодка»:
45. Поставили галочку, что были там. Окошки довольно грязные. С пьедестала всё видно намного лучше:
46. На самом острове ещё есть музей с оригинальным факелом и прочими артефактами. Можно посмотреть короткий фильм об истории постройки статуи:
47. После Статуи Свободы на острове Либерти паром плывёт на остров Эллис, где на рубеже 19 и 20 веков находился главный пункт досмотра иммигрантов, а сейчас открылся музей иммиграции:
48. Музей не очень интересен. Да, есть разные самовары и фуфайки, но хотелось бы больше интерактивности и атмосферы. Большая часть экспозиции - увеличенные фотографии тех времён и информационные плакаты:
49. Нам пора была возвращаться, потому что в 7 вечера нас ждал ещё один мюзикл (последний из пяти посещённых в НЙ концертов) - «Чикаго», нынешняя постановка которого идёт на Бродвее с 1996 года. Ожидания у меня были невысокие, но понравилось. Акцент сделан не на пение, а на хореографию. Плюс джаз-бэнд на сцене. Главную роль исполняла некая телевизионная звезда Ариана Мадикс, о которой я впервые слышу, но якобы она очень скандально-знаменитая. В мюзикле она выступила весьма профессионально:
50. На этом программа пребывания в НЙ подошла к концу. Во вторник мы только и успели немного погулять вокруг отеля, и пора была ехать в аэропорт. В НЙ никогда нет проблем, чем себя занять. Поэтому постараемся вернуться в новом оперно-симфоническом сезоне: