Вот хотел сегодня о Брамсе и Малере написать, а пишу о снеге. На Питтсбург в ночь с пятницы на субботу обрушился сильный снегопад. Нельзя сказать, чтобы он застал население врасплох. Еще в четверг по местному телевидению показывали как сельские жители сметают продукты с полок в grocery stores. С одной стороны, конечно, в воскресенье США ждет самая рейтинговая телевизионная передача - SuperBowl - финал чемпионата по американскому футболу. Pittsburgh Steelers туда на этот раз не попали (играют Indianapolis Colts and New Orleans Saints), но смотреть игру собираются многие, а какой просмотр без жевания еды? Но кроме того люди были напуганы прогнозами погоды: если метеорологи не врут, то на выходных до магазинов будет не добраться (так оно для глубинки, наверно, и вышло). Но нам в пятницу утром в магазин было ехать лень.
Weather.com предсказывал, что снег начнется около полудня в пятницу и будет продолжаться до середины дня в субботу. Я наблюдал в окно лаборатории, как он повалил. Но поначалу большая часть снега просто таяла. Когда в пять часов мы возвращались из соседнего здания, где у нас была Joint Organic Group Meeting (встреча всех органикохимических групп факультета), дорожки представляли собой месиво из мокрого снега. Но когда в семь вечера я шел домой, повсюду начали скапливаться сугробы, а падающий снег залеплял мне очки.
Вечером мы время от времени поглядывали в окно. Снег все шел, и припаркованные вдоль Melwood Ave. машины все больше и больше скрывались под белым одеялом. В два часа ночи мы уже наблюдали, как в течение нескольких минут буксовал автомобиль, пытавшийся заехать в гараж через дорогу. В то время ему хватило, чтобы его просто подтолкнул один человек. Насчет предстоящей поездки в магазин я был настроен пессиместически и был готов идти пешком, но мой брат был настроен оптимистически.
К полудню субботы, когда мы проснулись, снег идти прекратил, а вместе с ним рассеялся оптимизм насчет поездки в магазин.
Дорога была более-менее если не расчищена, то разъезжена, но вот стоило нам выйти к нашей машине, как нас встретили сугробы по колено.
Со стоянки за нашим домом в то утро еще никто не выезжал.
Работники Sterling Land расчистили только узкие тропинки вдоль основных дорог.
Может быть, нам и удалось бы счистить с машины снег и выехать на Melwood ave., но мы даже пробовать не стали.
В магазин все же надо было сходить, так как у нас закончился хлеб и грозило закончиться молоко. Если бы было уж совсем все плохо, то обошлись бы и без хлеба, но пешком идти можно было без особых проблем.
Перед магазинами и многими домами тротуары были расчищены, а где не были, там можно было спокойно идти по проезжей части.
Машин было очень мало даже на всегда оживленной Пятой авеню.
Зато люди высыпали посмотреть на снежное безумие. Многие, как и я, сразу принимались снимать последствия снегопада на фотоаппараты и телефоны, подчас стоя посереди улицы до тех пор, пока подъехавшая машина не начинала сигналить.
Главные дороги в целом были расчищены, но работы еще предстоит немало. По местному телеканалу людей всячески призывали сидеть дома, так как в случае чего, даже спасатели не сразу смогут добраться. Аэропорт был, разумеется, закрыт. Автобусы не ходили (на сайте местного транспортного агентства значилось, что ходит только один маршрут - EBA - East Busway All, потому что расчистить специальную автобусную дорогу проще, чем множество питтсбургских улочек). И еще мы видели фургон почты. Пишут, что в Вашингтоне почте пришлось отказаться от субботней доставки.
Вообще, Питтсбург еще не так сильно засыпало, как Филадельфию, Балтимор или Вашингтон. У нас официально 20.5 дюймов снега (так оно примерно и есть), а у них до 30. То есть вообще вся Пеннсильвания оказалась под снегом. Губернатор ввел чрезвычайное положение, что означает, что полиции может помогать национальная гвардия. В некоторых графствах были запрещены все поездки на машинах, кроме спецслужб. Епископ Питтсбурга разрешил католикам не ходить завтра к мессе, а сидеть дома и молиться. 200 тысяч людей в Пеннсильвании остались на время без электричества. Так что у нас еще все не так страшно. В пятерку исторических снегопадов для Питтсбурга нынешний вошел, но рекорда не побил.
В магазин мы пошли в тот, что ближе, а не в тот, куда ездим по старой привычке. Пошли в обход по Пятой авеню и Negley street.
Кто-то уже вооружился лопатой и разгребал снег перед домом, кто-то нацепил лыжи или снегоступы, кто-то ездил с огромной снежной шапкой, то и дело сваливающейся на лобовое стекло, а любители бега трусцой по тротуарам не отказались от своего увлечения.
Отсутствие на улицах автобусов заставило нас прикидывать, а не закрыт ли магазин Giant Eagle, тот что на Center avenue. Но скоро стали попадаться прохожие с синими пластиковыми пакетами, и мы тоже благополучно закупились. Правда, тот хлеб, что мы обычно берем, весь смели: пришлось брать какой-то другой.
Оставался вопрос с вечерним концертом в Pittsburgh Symphony. По возвращении из магазина первым делом убедились на сайте, что исполнение скрипичного концерта Брамса (солистка Anne-Sophie Mutter) и Первой симфонии Малера пройдет по расписанию. Малера они поставили взамен Бетховена, так как с Малером они собираются скоро выступать в Нью-Йорке в Carnegie Hall и в Вене, а потому решили еще раз обкатать программу на питтсбуржцах. Вариантов добраться до Heinz Hall у нас было несколько: откопать машину и надеяться, что дороги и парковки не закрыты; идти на EBA автобус; идти пешком. Дилемму разрешило обновление на сайте: концерт отменили (они еще и по телефону потом позвонили). Жалко. В первую очередь потому, что мы могли бы вчера успеть сходить, но заранее выбирая между пятницей и субботой, я просил взять субботу, так как в пятницу мало ли чего. Снега никто тогда предсказать не мог, но сейчас я склоняюсь к тому, что уж лучше ходить по пятницам. В субботу целый день теряется, так как с утра ничем заняться толком не можешь. Зато в пятницу больше спать хочется. И вообще Питтсбургу и остальным еще повезло, что накрыло в субботу. Хотя еще не факт, что к понедельнику все отроются, а во вторник по прогнозам еще снега подсыпет.
В качестве компенсации оставалось разве что слушать радиотрансляцию «Симона Бокканегры» из Мет (в том же самом составе, на котором мы были 25 января; сегодня было последнее представление). Они вообще каждую субботу «детские утренники» бесплатно транслируют по радио, а за допплату можно смотреть в кинотеатрах. В Нью-Йорке всего 4-6 дюймов снега выпало, у них ничего не отменяли. По сравнению с тем, что мы слушали в живую, Габриэль-Giordani пел хуже, а вот Амелия-Pieczonka пела очень хорошо, остальные примерно так же, как и тогда. В Мет нам и предстоит идти на следующий спектакль 27 февраля. Хорошо что не сегодня нам надо было в Нью-Йорк ехать. Пришлось бы отказаться.
Update:
В воскресенье я сходил в лабораторию и взял с собой фотоаппарат. Мы работаем на одиннадцатом этаже Chevron Science Center. Из окна в коридоре прямо у двери в мою лабораторию открвается вид на восточный Окланд.
Назад вышел по привычке в боковой выход, а там снег не расчищен. Пришлось попрыгать по сугробам.