Для начала неплохо бы определиться с жанром. Что хотелось бы изобразить. Какой выбрать эпистолярный жанр.
Детектив? Которые, как известно, делятся на дедуктивы (где сыщик ловит преступников с использованием могучего ума и дедукции), дефективы (экшн: стрелялово, мочилово, кидалово и попадалово в равных пропорциях) и детиктивы (рассчитанные на интеллектуальный уровень недоразвитых детишек). Тут не вклинится из-за всяких Донцовых и Шиловых-Мыловых, которые пишут быстрее, чем это чтиво можно прочитать. Есть, правда, мыслишка, этакое смутное подозрение, что таких авторов не существует в природе, это просто компьютерные программы. Ну там, меняешь настроечные коэффициенты (количество страниц, героев, степень кровавости - зимой и летом одним цветом для маньяка: кровища, количество постельных сцен, умственный уровень предполагаемого среднего читателя в процентах между дебилом и гением), сюжет создаётся при помощи генератора случайных чисел, и готово: на выходе распечатывается очередной бестселлер. Только успевай бумагу в принтер докладывать, а потом распечатанное в типографию относить. Бестселлер же, если кто не знает, так это то, что лучше всего продаётся, а не то, что качественнее, познавательнее или интереснее.
Любовный роман? Типа «жили они недолго и счастливо и умерли в один день. Но в разные десятилетия», «лягушка полюбила принца», «принц полюбил лягушку, но продолжал тайком ходить по жабам», «принц полюбил принца», «лягушка полюбила лягушку», «она ловила рыбу а он её жарил», «девушка без профессии ищет работу по специальности». Или «А любит Б, Б любит В и Г, поэтому А вынужден искать другую Б». Не привлекает. Оно конечно, по мотивам иммигрантской жизни можно открывать фабрику по написанию порно-триллеров, но тема уж слишком скользкая. Как пел незабвенный Александр Галич: «Больно тема какая-то склизкая, Не марксистская, ох, не марксистская!».
Написать оперу? Тема неисчерпаемая. Опер скажет писать про всех. Но уже есть, кто пишет, и делает это регулярно и профессионально. Не стоит создавать конкуренцию специалистам в этой области.
Путевые заметки? А пожалуй! Материала валом, информация постоянно добавляется, записывай себе и ладушки. Как чукча: что вижу, о том и пою. Ведь известно: не можешь не петь - не пей! И претензий к автору никаких. И всё написанное: чистая правда, всё списано с натуры, и любые несовпадения с реальными лицами и событиями - случайны. Ну и попутно, вместе с путевыми впечатлениями, можно записывать и приходящие в голову мысли. Относящиеся к поездкам и не относящиеся. Законами жанра ведь не запрещено.
К чистому жанру путевых заметок хочется добавить определённую долю сказок. Это же друг другу не мешает, не противоречит, а даже частенько и дополняет. В дальней дороге забавная история, анекдот, басня или матерная частушка ну никак лишним не будет. В сказке, как всем известно, добро всегда побеждает зло, поэтому кто победил, тот и добрый. К тому же, сказка это не откровенная и беспардонная ложь, как например реклама или предвыборные обещания политиков, а форма представления и подачи информации. Тут примером может служить любой современный школьный учебник истории.
Спрашиваете при чём тут сказки, басни и анекдоты? А просто без сказок при описании трудового мигранта ну никак не обойтись. Сказки все знают с самого раннего детства, поступки сказочных персонажей помнят, мотивацию их поведения более или менее понимают. А вот что люди знают про эмигранта, особенно про трудового? Странный, казалось бы вопрос. Но попробуйте провести несложный эксперимент: спросите у любых своих знакомых, что это за зверь такой - трудовой эмигрант. В ответ получите небольшой набор привычных штампов. А именно, трудовой эмигрант это один из следующих типажей:
- враг народа, убежавший от своей Родины за сытным куском жрачки;
- бесправное и бессловесное существо, моющее чужие туалеты и задницы;
- человек, геройски пожертвовавший своей жизнью и карьерой для поездки на заработки за границу, чтобы спасти свою семью от голодной и холодной смерти.
Понятно, что первые два мнения выскажут люди, не хлебнувшие иммигрантской судьбы, а главное - никогда не получавшие посылок из-за границы и заработанных иммигрантами денег. Ко второму мнению нередко склоняются сами иммигранты и члены их семей.
Анекдот в тему:
Буратино:
- Мальвина, скажи мне - я человек хороший?
- Хороший.
- А почему я тогда не тону?
А теперь спросите про любой сказочный персонаж, например про Красную Шапочку или Золушку, и ответы будут намного более содержательные и информативные.
Получается, что про несуществующих в реальности героев сказок большинство знает гораздо больше, чем про многомиллионную армию иммигрантов. Ничего не известно про мотивы принятия решения о трудовой эмиграции, а это, поверьте, крайне непростой и неоднозначный жизненный выбор. Мало известно об условиях жизни и работы мигрантов, об их симпатиях и антипатиях, об отдыхе и культурной программе.
Профессия сказочника древняя и уважаемая. Ещё в незапамятные времена древние люди, долгими зимними вечерами собирались у очага, и при колеблющемся свете лучины (ведь электричества ещё не изобрели!) заходили на тогдашние интернетовские сайты сборников сказок. Поскольку грамотных людей было очень мало, то только они и могли зачитывать вслух скачанные сказки.
К тому же, совсем и неплохо быть сказочником или баснописцем. Можно говорить несерьёзно о серьёзных вещах. Можно говорить и писать чистую правду о недругах и конкурентах, пока они врут о тебе всякие гадости. Можно писать понятно и доходчиво о сложных и запутанных проблемах. Например, о сроках и методах поиска аленьких цветочков. Про озимые и яровые культуры этих цветочков. Про то, как они колосятся и расцветают махровым цветом на минном Поле Чудес. Про их физиологию, вегетационный период, методы их окучивания и размножения, культивацию и защиту от фитофторы и паразитов. Про методы их сбора, хранения, консервации и перекручивания на джем или варенье.
Александр Сергеевич Пушкин, на Украине более известный как Сашко Гарматный, уделял сказкам должное внимание. Помните знаменитого учёного кота, который рассказывал сказки, когда ходил налево? (Не путать с Котом Баюном, который питался человечинкой, а чтобы приманить дичь, тоже рассказывал басни и травил анекдоты).
И Николай Васильевич, который Гоголь, тоже сказочками иногда баловались. А как же-с. Никак иногда без этого.
С Николай Васильичем у автора этих строк немало таки общего. Какое-то время и проживали в одних и тех же местах, хоть и в разных столетиях. И мёд-пиво пивали там. И Россию любили, ведь места те в своё время были частью Российской Империи. И так же жить предпочитали в Италии. «Италия - роскошная страна! По ней душа и стонет и тоскует.» - это из Гоголя. Полностью присоединяюсь. Лучшие свои произведения Гоголь написал в Италии. А значит, разбирался он в трудовой эмиграции хорошо. «И полетел в мою душеньку, в мою красавицу Италию. Она моя!» - это тоже из него. Кстати, агентство наше помимо прочей деятельности, продаёт авиабилеты для полётов из Италии и в Италию. Всё по Гоголю. Летим в Италию! Вот писал он больше гусиными перьями, а в нашем тысячелетии с гусиными перьями напряжённая ситуация. Не хватает на всех гусей, а значит и перьев. Ну ничего, перебьёмся компьютерной клавиатурой. А потом, прочитав всё это, благодарные потомки воздвигнут памятник, над которым даже голуби, пролетая торжественным церемониальным строем, будут из всех сил из глубокого уважения терпеть, чтобы не нагадить вниз. Поскольку это эпохально. Ибо автор э-э-э пахал, в смысле старался, в смысле писал.
Алексей Максимович Горький свои «Сказки об Италии» тоже писал в этих местах. Рядышком. На острове Капри, на шикарной вилле, которую в школьных учебниках раньше, в советские времена, именовали «скромной хижиной итальянских рыбаков». Сейчас в этой «хижине» обожают отдыхать арабские шейхи. В свободное от писательства время поигрывал пролетарский писатель в шахматы с вождём мирового пролетариата Лениным. По странной и необъяснимой случайности предпочитали они жить тут, а не в соседнем Неаполе, находящимся в прямой видимости, и битком набитым обожаемыми ими пролетариями.
Описание реально произошедших и существующих событий и явлений с использованием сказочных приёмов прекрасно подпадает под определение «былина». То есть то, что реально было. Вот, с жанром уже и определились.
Мы тут в эмиграции всегда в пути, всегда в дороге. Вперёд, в дорогу, и всё будет так, как ты захочешь, но совсем не обязательно так, как ты это себе представляешь. Ничему не удивляйся, не верь, не бойся, не проси. Дышите глубже: впереди тебя ждёт тридевятое царство-государство (телефонный код Италии: +39). Тридцать девять - три раза по тринадцать, суеверных просим немедленно покинуть Италию. Хотя Неаполь - совсем и не Италия, в смысле - не совсем Италия, но это уже совсем другая сказка.
У нормального человека, в отличие от иммигранта, как всё происходит: любопытство подталкивает к смене мест обитания, страх перед новизной тормозит, гордость подсказывает, что не надо никуда ехать, поскольку неизбежно будет понижаться социальный статус. В результате он никуда и не едет. Не зря же с детства всех учат: «не ходите дети в Африку гулять». А вот когда любопытство начинает перевешивать, и к здравому смыслу, который начинает материться и нервно курить в сторонке, не прислушиваются, возникает возможность эмиграции. То есть кто такой эмигрант? Это человек, который пересилил страх, нагнул свою гордость, наплевал на здравый смысл, и поехал в неизвестность. А ведь предупреждали тебя, да без толку. Ну вот теперь и не жалуйся.
Пожалеть иммигранта некому. Вообще некому. Хоть и ждёт подчас иммигрант жалости и понимания от кого-нибудь, а вот не от кого. Для оставшихся в своей стране он или объект зависти: известно же, что деньги лопатой загребает, или почему-то объект презрения: по широко распространённому мнению иммигранты за границей заняты исключительно мытьём чужих задниц. Оставшиеся дома родственники ждут в основном только пересылок денег и передач. Для сегодняшних работодателей он вроде как и не человек вовсе. Что такое раб в классическом определении - это «говорящее орудие труда». Среднестатистический иммигрант в современных условиях - «еле-еле и с ошибками говорящее орудие труда». Чего ради особо его жалеть? А уж другие иммигранты, находящиеся в такой-же шкуре, и подавно не будут жалеть кого-то, находящегося в абсолютно таких же условиях. Не сумел усидеть дома, сорвался, приехал в другую страну, впрягся в иммигрантскую лямку: вперёд и с песнями! Вспоминаем школьную программа по литературе, Владимир Маяковский:
Волю в кулак, нервы в узду,
Работай, не охай, не ахай
Выполнил дело - пошли всех в ˂удалено цензурой˃,
Не выполнил - сам иди на ˂удалено цензурой˃!
Значит, жалости не дождаться, а вот сказки, басни или анекдота - запросто. Этого добра у нас имеется. Сказку в студию!
Анекдот в тему:
Поспорили как-то американец, немец и русский - кто заставит кошку есть горчицу. Американец берёт бифштекс, разрезает, и мажет его изнутри горчицей. Кошка жрёт.
Русский: «Протестую, это обман!»
Дальше немец. Берёт кошку за шкирку и пихает в пасть ложку с горчицей.
Русский: «Протестую, это насилие!»
Те к нему - давай, покажи, как надо. Русский берёт горчицу, мажет у кошки под хвостом. Кошка с воем слизывает. «Видите - добровольно и с песней! У нас все так делается.»
Итак. Миграция - процесс переезда из одного места в другое. Эмиграция - процесс уезда. Иммиграция - процесс приезда. То есть: эмигрант это то, что уплыло, иммигрант соответственно это то, что приплыло.
На этой планете каждый человек является или иммигрантом, или родственником иммигрантов. Ну, за исключением случаев отдельных особей, у которых та самая первая пара человекообразных обезьян, которая жила как раз на доисторической ископаемой берёзе, вольно произраставшей прямо напротив их сегодняшнего дома, и питалась та пара исключительно берёзовым соком с мякотью и расово правильной берёзовой же кашей в родной сторонушке. Всех остальных и их предков судьба, войны, голод, болезни, великие перенаселения народов, депортации, комсомольские путёвки на великие стройки коммунизма, золотые лихорадки, засухи и оледенения, или просто жажда приключений заставляли переселяться из родного леса на равнину и наоборот, из села в город, на другой материк и так далее. То есть понятие коренного населения справедливо в случае каждой местности только для относительно короткого исторического периода времени, да и то с большими ограничениями.
Почему-то именно последние поселившиеся на определённом месте считают, что вот именно они-то и являются исконным, коренным (как сейчас модно называть - «автохтонным» населением). Ну, там - «земля дедов и отцов». А то, что деды и прадеды пришли сюда издалека, кого-то согнали с насиженных мест, кого-то перебили, с кем-то переженились, не учитывается. А те, предыдущие тоже кого-то гоняли. Воевали страны и племена. А перед этим кроманьонцы победили в конкурентной борьбе и съели неандертальцев (такой тогда был приз к завоёванным землям). Неандертальцы ещё до того победили и съели обезьян. Обезьяны ещё кого-то. И так далее по убывающей в глубь времени: приматы, крысы, ёжики, динозавры, и прочая, прочая, прочая. Заканчивая амёбами. Живым существам вообще свойственно перемещаться, мигрировать. В поисках еды, новых половых партнёров, а для обладающих разумом ещё и впечатлений и приключений на свою задницу судьбу.
Вообще-то, еще 100 лет назад ни в Европе, ни в Азии, ни в Африке не было ни одного государства, сохранившего до наших дней свои границы и форму правления. Исключение составляют некоторые страны Северной и Южной Америки, но они, как известно, созданы исключительно иммигрантами
Возможные миграции для разумного живого существа:
- вертикальная. Повышение и понижение своего социального уровня.
- горизонтальная. Географическая. Переместиться в другой населённый пункт с сохранением своего социального статуса.
а) в своём государстве
б) за границу
- смешанная: поменять населённый пункт или страну с изменением социального статуса.
Для кого автор пишет? В первую очередь для тех, кто сам хлебнул иммигрантской жизни. Остальным вряд ли будет интересно. А вот попытаться разобраться, что это за эмиграция/иммиграция такая, с чем её едят, зачем и почему люди покидают свой дом, было бы интересно. Вот и попробуем. Эдакая наука эмигрантология, или иммигрантоведение с элементами сказок и анекдотов. Или сказки с элементами научных исследований.
В эмиграцию едут не все. Большинство верит, что те, кто умеет хорошо работать, находит работу или организовывает свой бизнес в своей стране. Кто не умеет работать, становится преподавателем и учит других, как надо правильно и эффективно работать. Не умеющий ни работать, ни преподавать, идёт в руководители или в политики, и только оставшиеся иногда выбирают путь эмиграции. Из оставшейся группы необходимо отсеять людей с невысокой пассионарностью, неспособных найти в себе достаточно внутренней энергии и решимости, необходимых для трудовой миграции. Решимость, правду сказать, является в этом случае параметром не самым главным, в отличие от повышенной пассионарности - кризис то жмёт, что-то предпринимать необходимо.
Что мы про иммигранта вообще знаем? Кажется - всё. Ключевое слово: «кажется».
Итак, знакомимся: иммигрант трудовой, обыкновенный, восточноевропейский. Широко распространён на необъятных просторах Западной Европы. Активное, хищное, трудолюбивое, агрессивное и застенчивое существо. Работу свою не любит, и этим нелюбимым занятием занимается практически всё своё время. Всеяден, хотя и предпочитает свою национальную еду. Мигрирует предпочтительно с востока на запад. В обратном направлении мигрируют заработанные деньги. Мало любознателен. Язык страны пребывания не учит принципиально. На жизнь в условиях иммиграции постоянно жалуется, но при описании поездок на историческую родину использует всегда выражения «вернуться», «приехать назад», подразумевая возвращение именно в страну, в которую он приехал работать.
Адаптационные способности иммигранта в новых условиях очень высокие. Может и не дотягивает до уровня таракана, но уж по любому превышает выживаемость нормальной помойной крысы. Это нормальное поведение организма в экстремальных обстоятельствах.
Анекдот в тему:
Урок зоологии в школе.
Учительница: Дети, кто знает, как выглядит ондатра?
Петров: Это такой милый, полезный для человека зверек с мягкой шкуркой и пушистым хвостом.
Учительница: А кто знает, как выглядит крыса?
Иванов: Это гадкое животное с жесткой редкой шерстью, жуткими клыками и противным лысым хвостом.
Учительница: Так вот дети, знайте, что ондатра - это тоже крыса,… просто она лучше рекламно раскрученная.
Вернуться к оглавлению