Хорошо было в Древней Греции. Тепло, сухо, персики и лимоны колосились на берегах ласкового Эгейского моря. В ухоженном тенистом саду Академии лектор в белой тоге доносил до учеников в не менее белых тогах вечные истины: «Дважды два - четыре», «Пифагоровы штаны на все стороны равны», «Великая греческая река Альякмон впадает в Эгейское море», «Как раба не корми, а всё равно без плётки работать не хочет». Сколько тысячелетий прошло, а истины не устарели. И дважды два практически всегда равно четырём, и Пифагоровы штаны, даже китайского пошива, до сих пор равны на все стороны. Ученики же, получив эти и другие драгоценные знания, приобретали совершенно фантастические преимущества перед другими древнегреческими гражданами, трудолюбивыми, но неграмотными, не говоря уже о рабах и прочих лимитчиках и гастарбайтерах. Ну какие особые перспективы карьерного роста у неграмотного гражданина? Варианты известны: сельскохозяйственный рабочий, подсобный рабочий на великих стройках рабовладения, рядовой в армии, надсмотрщик над рабами, максимум - старший надсмотрщик. При наличии некоторой шустрости можно ещё пробиться в шоу-бизнес - гладиатором. И всё. Даже торговля закрыта - надо же уметь считать и писать. Все уважаемые и хлебные должности - архитектор, жрец, офицер, налоговый работник, врач, купец, судья, кораблестроитель, учитель - требуют хотя бы минимального базового образования. Хорошо, если ухитрился родиться в знатной и богатой семье и сразу, по факту рождения, становишься царём или вельможей. А если нет, то в полном соответствии с великой древнегреческой мудростью: Διδασκαλία - το φως και την άγνοια - λίγο φως σχετικά με το έργο της («Ученье - свет, а неученье - чуть свет и на работу»).
В Древнем Риме к этой мудрости добавили немалую долю гедонизма: Discere, discere et scire est melius quam opus, opus et operari («Учиться, учиться и учиться это лучше, чем работать, работать и работать»). То есть уже тогда явственно проявилось такое важнейшее явление общественной жизни, как «социальный лифт», напрямую связанный с образованием для людей, не принадлежащих к потомственной аристократии.
В благословенные времена Древней Греции, Древнего Рима, Средневековья, полученные в процессе образования знания практически не устаревали от поколения к поколению, от века к веку, и неизменно гарантировали носителю знаний возможность занимать высокие позиции в обществе. То есть образование являлось необходимым и достаточным условием для повышения и поддержания на высоком уровне своего социального статуса.
В двадцатом веке ситуация начала меняться. Три фактора стали менять ситуацию с распределением социальных ролей, а именно: всеобщее начальное и среднее образование населения, научно-техническая революция и бурное развитие вычислительной техники.
С обязательным начальным образованием всё понятно. Без умения считать, писать и слушаться старшего по званию в современном социуме существовать нельзя. Среднее всеобщее образование тоже вполне адекватно современной жизни, хотя и немного избыточно. А вот с высшим специальным образованием с начала восьмидесятых годов двадцатого века началось твориться неладное. До этого профессорско-преподавательский состав подготавливал будущего специалиста для работы с конкретной промышленной техникой, с конкретными сложными технологиями в устойчивых и чётко структурированных трудовых коллективах. Конечно, разница между теоретическими знаниями и реалиями производственной жизни была значительна, но базовое образование вполне адекватно подготавливала специалиста.
В теории управления существует такое понятие, как «период полураспада знаний». Означает оно период, в течение которого половина знаний, полученных в процессе обучения, становится неактуальным и специалисту, если он хочет соответствовать современному уровню, необходимо переучиваться, осваивать новые технологии, читать документацию и профессиональные журналы. Так вот, до середины двадцатого века этот период был почти вечен. В семидесятые-восьмидесятые года он стал оцениваться, по различным специальностям, в пять-десять лет. Сейчас это время устойчиво стремиться к нулю. То есть современный выпускник в ряде случаев не имеет представления, где, с чем, с какими техническими средствами и технологиями, с какими производственными отношениями придётся столкнуться. Ну, например, есть же разница между реалиями работы конструкторского бюро в условиях закрытого помещения при сорокачасовой рабочей неделе и при работе конструкторов, находящихся дома, работающих с АвтоКадом и передающих разработанные детали и изделия через сеть непосредственно на автоматизированные промышленные линии, причём производственные мощности могут находиться на другом конце планеты.
Многие устройства и явления, появляющиеся сейчас, не смогли предсказать не только профессора, но даже и писатели-фантасты. И если аналог Гугл-очков ещё угадывался в фильме «Терминатор» в 1984 году, то появление трёхмерного принтера с возможностью распечатки, например, автоматического оружия у себя дома на рабочем столе не предсказал никто. Соответственно, и будущего специалиста этому не учили. И как подобные и другие устройства и технологии можно с пользой использовать в промышленности, проектных работах, торговле, туристическом секторе и так далее, он не знает, и знать не может.
В восьмидесятые-девяностые годы бурное развитие вычислительной техники и систем автоматического управления помогало работе инженерно-технического персонала, улучшало производительность труда и качество выпускаемой продукции, но начало выкашивать под корень учётный и управляющий персонал среднего звена. Один компьютер с успехом начал заменять несколько бухгалтеров, учётчиков. Канула в небытие уважаемая и востребованная профессия машинистки. Системы CAD убили профессии чертёжников и копировальщиков. На подходе экономисты и бухгалтеры. Книгопечатание и полиграфия находятся в непрерывном упадке. И этот процесс стремительно развивается далее, ведь второй закон Мура, согласно которому производительность вычислительных процессоров удваивается каждые полтора года, никто пока не отменял.
Можно сформулировать так: становятся ненужными и отмирают все профессии, связанные с рутинным, нетворческим умственным трудом.
Офисный планктон обречён на вымирание по определению. Сегодня уже компьютер в состоянии заменить любого офисного работника, кроме босса, секретутки и уборщицы.
В промышленности огромный пласт работников заменяется системами автоматического управления и роботами.
Банкоматы и системы оплаты через интернет лишают работы банковских служащих нижнего и среднего звена.
Даже в системе распределения и торговли безусловно нужными пока остаются только профессии водителя, грузчика, кассира и охранника. Часто в одном лице.
Список можно значительно расширить.
И совершенно никому не понятно, что же надо делать с огромной и постоянно растущей армией здоровых, сильных, умных, прекрасно образованных в лучших традициях двадцатого века людей.
На горизонте уже замаячил призрак Древней Греции, с которой мы начали рассмотрение. Правда, вначале не было уточнено, что в древнегреческом обществе на одного свободного гражданина приходилось как минимум три раба, что и обеспечивало экономическую и политическую стабильность общества. То есть, семьдесят пять процентов население беспощадно эксплуатировалась по максимуму и взамен получало только физиологически необходимый минимум для выживания и порцию плетей для стимуляции труда.
В современной Греции уже начались проблемы в экономике, массовые выступления. И вот что интересно - бастуют и протестуют исключительно образованные люди, так называемый «средний класс» и студенты - завтрашние безработные с изначально завышенными потребностями. Казалось бы - ну чего там сложного на сегодняшний день обеспечить физиологические потребности этого слоя населения. Современное развитие сельского хозяйства и промышленности вполне это позволяют. Тарелка бесплатного супа в день, горсть макарон, банка мясных консервов, бутылка минералки на человека в день современную экономику ну никак не разорят. Диетологи подсчитают калорийность питания, чтобы не разжирели. Одежду пока пусть донашивают свою, Китай потом ещё понаделает. Чтобы не заскучали, пусть в свободное время, а его немеряно, метут улицы и занимаются озеленением городов и сёл. Красота! Сияющие чистотой зелёные города, толпы сытых и стройных людей. Прямо идиллия, рай на земле. А крестьяне, рабочие, моряки, водители, кассиры, автомеханики, как работали, так и работают. Некогда им бастовать. Баловство это.
Только вот то, что прокатывало в Древней Греции, в современном мире уже не пройдёт. В Древней Греции подавляющая часть населения была вполне удовлетворена своим социальным статусом, ну или вполне с ним мирилась, ведь ничего другого они в своей жизни не видели и представляли. Одно и то же из поколения в поколение. Для особо шустрых, как было сказано выше, существовал социальный лифт в виде образования. А вот современный образованный представитель «среднего класса» вполне искренне уверен в своей исключительности и в своей персональной ценности для окружающего социума только по факту наличия диплома и умения работать с компьютером и простейшими программами, навыкам компьютерных игр, и умению общаться в социальных сетях. И на стройку он не хочет идти, и добывать полезные ископаемые в шахтах не хочет, опять же улицы мести категорически не желает, подсобным работником на фермерское хозяйство с графиком работы - всё светлое время суток - его и арканом не затянешь.
Этому явлению присвоили интересное название: «мировой финансовый кризис» и всерьёз собираются с ним бороться. Точно-точно, главное - всё ясно и понятно, что это такое, откуда взялось, и как с этим бороться. Финансисты объясняют причины, предлагаются схемы перегонки денег между банками, странами, из валюты в валюту, с введением «золотого стандарта» и так далее. Политики создают «резервные фонды», «инновационные структуры». Ну что же, по этой же схеме называем, например, цунами и последующее за ним наводнение «локальным кризисом влажности» и начинаем с ним таким же образом бороться. Создаём пакет антикризисных мероприятий против влажности, вносим на рассмотрение в парламент необходимые законопроекты; создаём научные центры, объясняющие зарождение влажности вообще и в таких количествах на данной территории в частности; привлекаем экспертов с мировым именем, которые объяснят, что основная проблема была в том, что вода в момент зарождения цунами находилась в неправильном агрегатном состоянии, жидком, а вот если бы она была бы твёрдой или газообразной, то большинства последствий наводнения элементарно удалось бы избежать; журналюг побольше, пусть пишут о митингах против преступной власти, допустившей чрезмерное увлажнение вверенных им территорий, с объяснением, что вот в демократических-то обществах влажность посуше будет. Но вот только разрушенные дома и прочая инфраструктура от этого не восстанавливаются, и трупы надо быстро собирать, опознавать и хоронить, чтобы избежать вспышек инфекций. И выживших надо лечить, кормить, поить, одевать, обеспечивать крышей над головой, расчищать завалы, восстанавливать нормальную жизнь. Но это ведь такая проза жизни, да и не барское это дело - в грязи ковыряться, проще давать теоретические объяснения и получать за это большую зарплату.
Сейчас преподаватели должны научить работать с техникой и технологиями, которые ещё и не изобретены и пока не существуют. А это значит, что с системой образования, которая без принципиальных изменений просуществовала тысячелетия, необходимо что-то делать. Как писал Михаил Жванецкий: «Может в консерватории что-то подправить?».
Получение высшего специального образования стало необходимым, но недостаточным условием для правильной расстановки людей в социальной иерархии, что должно обеспечивать стабильное функционирование всего современного общества в условиях смены общественно-экономической формации и способа общественного производства, а именно это мы и наблюдаем в реальности.
Ежели кто думает, что всё само собой устаканится и срастётся, и жизнь сама всё расставит по своим местам, так это довольно наивный и чересчур оптимистический взгляд на вещи. История уже знает примеры социальных потрясений и последствий промышленных революций. Например: «огораживание» в Англии в Пятнадцатом веке. Крестьян сгоняли с земли, чтобы увеличить площадь пастбищ для овец. Крестьяне поневоле превращались в бродяг. Действующее тогда законодательство предусматривало при первой поимке бродяги (который стал таковым абсолютно не по своей воле) бичевание и клеймление, при второй - пожизненные принудительные каторжные работы. За попытку побега с каторги бродягу без лишних заморочек вешали. Кстати, Парламентский «Акт о наказаниях бродяг и упорных нищих» действовал в демократичной и свободной Англии с 1597 до 1814 года. Другой пример: в Индии появление текстильной продукции из Англии, где она производилась на самом современном по тем временам оборудовании, привело к разорению и гибели от голода по разным оценкам от 30 до 50 миллионов текстильных ремесленников в период с 1800 по 1875 года. Это без учёта членов их семей. Нерешённые к 1917 году вопросы землепользования и аграрного производства взорвали Российскую Империю, да так, что оценить последствия и подсчитать жертвы не могут до сих пор.
Если общество не захочет покончить жизнь самоубийством, пройти через социальные потрясения, гражданские войны и кровавую баню, оно будет вынуждено осуществлять попытки найти опытным путём, а другого и быть не может, новые формы организации жизни общества, социальных и производственных связей, структур производства и распределения товаров и услуг, поиск новых форм стимулирования членов общества в общественном производстве, поддержке правопорядка, гармонизации социальных отношений.
Отчаянные попытки в этом направлении предпринимал СССР в последние годы перед распадом. Усилия по созданию на государственном финансировании Центры научно-технического творчества молодёжи были слишком запоздалые и недостаточно масштабные. Большинство научных, коммерческих и промышленных структур, созданные в рамках этого эксперимента, оказались нежизнеспособными и умерли не приходя в сознание. Но всё же многие из ныне действующих бизнес-структур и удачных бизнесменов родом оттуда, из комсомольской молодости и центров НТТМ при райкомах ВЛКСМ. Случайно или нет, но к тому же времени относится создание и расцвет бизнес-инкубаторов на Западе вообще и в США в частности. Финансирование инкубаторов осуществляется как частными коммерческими структурами, так и из государственных и муниципальных бюджетов. Основной целью создания бизнес-инкубаторов была задача попыток найти формы спасения и развития крупных городов, пострадавших от деиндустриализации, при закрытии градообразующих предприятий, создание принципиально новых форм занятости освободившегося населения. И совпало по времени это, как несложно догадаться, с бурным внедрением автоматических систем в промышленное производство во второй половине двадцатого века. Подавляющая часть проектов бизнес-инкубаторов связана с использованием новейших информационных и вычислительных технологий, на стыке различных отраслей.
Понятно, что на этом пути большинство попыток найти новые формы и методы работы обречены на неудачу. Большинство направлений окажется ошибкой. Но если не развивать это направление, не вкладывать средства общества в непрерывный поиск, общество совершит только одну ошибку.
Самоубийственную.
Вернуться к оглавлению