Данные по европейским тюрьмам приведены в среднем за 2012 год, по Италии за 2015 год.
ИНОСТРАНЦЫ В ТЮРЬМАХ ЕВРОПЫ
В настоящее время в Европе насчитывается около 800 миллионов жителей. Количество заключённых в европейских тюрьмах составляет один миллион 737 тысяч. Это количество увеличилось за год примерно на 100 тысяч.
Средний показатель лишения свободы составляет 150 заключенных на 100 тысяч жителей.
Как иностранцы влияют на показатели лишения свободы и на заполнение тюрем по сравнению с местными заключёнными? И являются ли иностранцы основной причиной повышенного показателя заключённых и переполненности тюрем?
В целом доля иммигрантов в пенитенциарных учреждениях Европы составляет 21%. То есть, один заключённый из пяти не имеет паспорта той страны, где он сидит в тюрьме.
Самые низкие проценты встречаются, как и ожидалось, в восточных странах, которые являются традиционно странами не иммиграции, но эмиграции.
Наиболее высокие проценты наблюдаются в странах Центральной Европы (например, в Бельгии и Австрии). В Румынии иностранных заключённых очень мало, около 0,6% от общего числа. Процент румын в итальянских пенитенциарных структурах равен 5,3%. В Албании число иностранных заключённых составляет 1,8%. Албанцы составляют 4,4% от всех заключённых в Италии. В Турции не турецких заключённых 1,7%. В Швейцарии доля заключённых, не граждан страны, равна 74,2%. Внушительный показатель, который может быть объяснен с точки зрения традиционного закрытия границ Швейцарии. Следует указать, что из 4.896 иностранных заключённых в Швейцарии (часть которых является итальянцами), только 1.330 имеют действующий вид на жительство и 716 имеют статус просителя политического убежища. Все остальные являются нелегальными иммигрантами.
Иммигранты, имеющие действующий вид на жительство, и не только в Швейцарии, имеют более низкие показатели преступности. Интеграция является возможностью, которую стараются не потерять, и, как правило, становится для иностранцев частью пакта о соблюдении правил жизни. Процент иностранцев в общей численности заключенных больше, чем 40% обнаруживается, как уже упоминалось, в Австрии - 46,7% и Бельгии - 42,3%. Во Франции и Великобритании, имеющих значительные сообщества иммигрантов, процент иностранных заключённых значительно ниже, соответственно 17,9% и 12,6% от общего числа. В Италии процент иммигрантов среди заключённых выше среднего европейского уровня более чем на 11 процентных пунктов, и равен 32%. Это на 4 процентных пункта больше, чем в Германии, которая имеет один из самых низких показателей переполненности в Европейском Союзе, значительно меньше 100 заключенных на 100 спальных мест.
Средний процент иностранных граждан, которые подвергнуты предварительному заключению, в отношении к общему количеству подследственных лиц, находящихся в тюрьме, составил 28% по сравнению с 21% от их общего количества (которое включает в себя и осуждённых лиц). В Италии процент иностранных арестованных, находящихся в предварительном заключении, примерно соответствует среднеевропейским цифрам. Иммигранты чаще подвергаются процедурам предварительного заключения по сравнению с местными жителями. Повышенная представленность иммигрантов среди лиц, находящихся в ожидании вынесения приговора, не следует считать признаком системы дискриминационного правосудия по этническому признаку.
Но в отношении нелегального иммигранта, безусловно, труднее найти предварительные меры предосторожности, отличные от лишения свободы. Судьи часто мотивируют меры по лишению свободы тем, что иммигранты, не имеющих вида на жительство, не имеют и постоянного места жительства, где он мог бы находиться под домашним арестом. На самом деле очень часто нелегальные иммигранты имеют дом или комнату, где проживают, но не могут указать их в качестве постоянного места жительства, поскольку проживают там в нарушение правил регистрации проживающих лиц.
Иммиграционные системы стран Европы основаны на прогнозировании и регулировании потоков, то есть большинство иммиграционных правил стран Западной Европы, отрицают права гражданства (право голоса, право на работу, жильё), для лиц, которые не въезжают в страну на законных основаниях. Поэтому у нелегальному иммигранту значительно более легко оказаться в тюрьме в предварительном заключении по сравнению с иностранцем с действующим видом на жительство. Следовательно, иммиграционное законодательство напрямую влияет на долю иностранцев среди заключённых. В равной степени это происходит по отношению к мерам, альтернативным заключению, которые относятся к содержанию в помещениях вне пенитенциарных структур.
Какова доля граждан ЕС среди заключённых иммигрантов? И сколько в Европе среди иммигрантов граждан стран ЕС? Их доля составляет 32,4%. Учитывая, что число иностранных заключенных в тюрьмах 47 стран Совета Европы составляет около 370 тысяч и считая, что иностранцев с происхождением из стран ЕС примерно 120 тысяч, следует, что не являющиеся членами ЕС заключенные во всем европейском правовом пространстве составляют около 250 тыс. Вместе они представляют 14% заключенных во всех тюрьмах в Европе. С одной стороны, это слишком мало по сравнению с освещением темы в медийном пространстве, а с другой стороны слишком много по сравнению с низким числом преступлений против личности, совершенных иммигрантами и столь же низким уровнем членства в преступных, мафиозных или террористических организациях. Следовало бы привести некоторые национальные законодательства в соответствие в сфере досудебных действий и дать возможность обращаться с иммигрантами наравне с гражданами, и не создавать социальные и правовые условия, способствующие в настоящее время, как объяснялось выше, процедуре предварительного заключения.
В любом случае статистика определенно свидетельствует, что, несмотря на сильную антииммигрантскую риторику во многих европейских странах, несмотря на сложные социальные условия, в которых иммигранты живут практически везде, несмотря на более низкую доступность средств правовой защиты, цифры не настолько высоки, чтобы вызывать особую тревогу. Преступность среди иностранцев не является в настоящее время политической и судебной проблемой Европы. Численность иностранной уголовной преступности не объясняют ксенофобские кампании. Скорей это свидетельство судебной системы, явно дискриминационной по отношению к иностранцам.
ИНОСТРАНЦЫ В ИТАЛЬЯНСКИХ ТЮРЬМАХ
цифры и законы
Многое произошло в Италии в законодательстве об иммиграции с 1990 года: вышло три закона, которые получили свое название от своих авторов или первоначально подписавших (Мартелли, Турко-Наполетано, Босси-Фини). Это видные деятели на итальянской политической сцене в последние двадцать пять лет. Это свидетельствует о том, что вопрос иммиграции никогда не выпадал из обычной парламентской деятельности ввиду его сильного общественного резонанса.
В 1991 году в общей сложности насчитывалось 35,469 заключённых, из них иностранцев было 5,365 или 15,13% от общей численности. За три года число заключённых значительно выросло и составило 51.165 человек. Процент иностранцев остаётся более или менее такой же, несмотря на первые массовые прибытия на побережье Италии, особенно из Албании и бывшей Югославии. И равен 16,58%. Уголовные репрессии в основном были ориентированы против мафиозных организаций, наркоторговцев, белых воротничков. Этнический аспект уголовного права еще находится в стадии строительства.
В период с 1994 по 1996 года тенденция становится противоположной. В конце 1996 года общее количество заключенных снизилось до 47.709, но увеличилась до 19,65% доля иностранцев. Число иностранных заключённых достигло 9.373, почти в два раза больше по сравнению с 1991 годом.
В 1998 году, когда вступил в действие Единый Текст Закона про Иммиграцию, общее число заключённых оставалось стабильным, но увеличилось число иностранцев, до 11.973 что составляло 25,04%. Один заключённый из 4 был иностранцем. Это обозначало рост этнического фактора в системе исполнения наказаний.
В период с 1998 по 2000 года общее число заключённых снова значительно выросло. Заключённых стало 53.165, рост составил около 5 тысяч за два года. Увеличение почти полностью зависит от роста числа иммигрантов. 3 тысячи 500 из 5 тысяч новых заключённых составили иностранцы. Процент иностранных заключенных приблизился к 30% (если точно: 29,31%), к порогу, ниже которого он не будет падать.
Новый Закон об иммиграции 2002 года (так называемый закон Босси-Фини) окончательно изменил подход к проблемы иммиграции, безопасности и преступности. Появились новые уголовные преступления, непосредственно связанные с миграционными потоками. На Квестуру были возложены функции по высылке иностранцев. Количество заключённых иностранцев стало расти в процентном отношении быстрее, по сравнению с итальянцами. В конце 2002 года число заключённых составляло 55.670. В течение двух лет их число увеличивалось в среднем на 100 человек в месяц. Из них около половины составляют иностранцы, чей общий процент составляет 30,16%.
В последующие два года снизилось абсолютное число итальянских заключенных в то время как число иностранцев увеличилось на 1.100, увеличивая общее число заключённых. Процент иностранных заключённых в итальянских тюрьмах выросло до 31,78%. В период между 2004 и 2006 годах общее число заключенных превысило количество 60 тысяч человек.
Учитывая плохие условия содержания в местах лишения свободы, Парламент Италии в июле 2006 года проголосовал про почти полную амнистию. Было прощено три года лишения свободы почти для всех заключенных, в результате чего их число в конце года снизилась до 39.005 человек. Иностранцев амнистия затронула в меньшей степени, и их доля среди заключённых возросла до 33,72%.
Эффект амнистии закончился очень быстро. На конец 2008 года число заключённых возросло на 20 тысяч (по 10 тысяч в год), приблизившись к цифре 60 тысяч. Примерно 8 тысяч из этих 20 были иностранцы, процент которых составил рекорд в 37,09%. В 2010 году преступления, связанные с нелегальной иммиграцией, стали наказываться денежными штрафами.
Проблема исполнения наказаний становится чрезвычайно острой в стране, так в тюрьмах находится около 25 000 заключенных больше, чем существует оборудованных спальных мест. Человеческое достоинство систематически нарушается в итальянских тюрьмах из-за недостатка пространства и тяжёлых условий существования.
Количество заключённых стало 67.961 и доля иммигрантов составила 36,72%. С 2010 года началось медленное снижение доли иностранцев среди итальянских заключённых. Италия была вынуждена приступить к мерам снижения числа заключённых в тюрьмах.
Несмотря на то, что основной мерой в случаях срока остаточного отбывания наказания менее чем 18 месяцев был домашний арест, и несмотря на большие проблемы у иммигрантов с указанием жилища, которое надзирающий судья мог считать действительным при выборе альтернативной меры (из 14,762 заключенных, которые воспользовались возможностью домашнего ареста с декабря 2010 по июль 2014 года, 4372 являются иностранцами или около 29%, процента, что несколько ниже, чем процент иностранцев в итальянских тюрьмах), правила против переполненности тюрем были утверждены правительствами, которые сменяли друг друга в течение долгого времени (Монти, Летта и Рензи), благоприятствуют освобождению тех, кто совершил преступления, за которые предусмотрены не слишком суровые наказания. Для того, чтобы справиться с перенаселенностью, это было единственным возможным способом, учитывая, что большая часть заключенных должна была отбывать наказание менее чем 3 года, за совершение не слишком серьёзных преступлений.
В так называемом законе Северино, принятом в декабре 2011 году, было предусмотрено сокращение задержаний под арестом за совершение менее значимых преступлений, с одной стороны, поощряя задержание в камерах безопасности в отделениях полиции, с другой стороны, поощряя систему осуждений с нахождением обвиняемого на свободе.
Влияние на снижение доли иммигрантов в итальянских тюрьмах также имело постановление Европейского Суда в Гааге в 2011 году, которое призывало национальные суды отказаться от применения нормы уголовного закона, которая наказывает сроком до четырех лет в тюрьме тех, кто не выполнил приказа Квестуры о высылке. Норма впоследствии была отменена. Но за год до отмены почти 16 тысяч человек попали в тюрьму по этой причине.
По состоянию на 31 декабря 2014 года число заключённых иммигрантов снизилось до 17,462 человек, что равно 32,56% от общего количества. За несколько лет доля иностранцев снизилась на 5 процентов.
Столкнувшись с серьезной проблемой переполненности судебная система может принимать меры только в отношении тех категорий лиц, находящихся под стражей, которые являются наименее опасных в свете приговора и совершенного или предполагаемого преступления.
Число заключенных, после четырех лет, начало увеличиваться, хотя и незначительно. После длительного периода уменьшения въезда иммигрантов, их число снова стало возрастать.
Наиболее многочисленные национальности в тюрьмах Италии на 31 декабря 2014 года.
Страна Число задержанных % от общего числа иностранцев
1 МАРОККО 2955 16,9
2 РУМЫНИЯ 2835 16,2
3 АЛБАНИЯ 2437 14,0
4 ТУНИС 1,950 11.2
5 НИГЕРИЯ 728 4.2
6 ЕГИПЕТ 546 3.1
7 АЛЖИР 385 2.2
8 СЕНЕГАЛ 291 1.7
9 КИТАЙ 236 1.4
10 ПЕРУ 185 1,1
11 ЭКВАДОР 176 1.0
12 МОЛДОВА 178 1,0
Иностранные сообщества в Италии (свыше 100 тысяч человек)
1 РУМЫНИЯ 933.354
2 АЛБАНИЯ 464.962
3 МАРОККО 426 791
4 КИТАЙ 233.367
5 УКРАИНА 191.725
6 ФИЛИППИНЫ 139.835
7 МОЛДОВА 139.734
8 ИНДИЯ 128.903
Средний показатель лишения свободы, (заключенных на 100 тысяч жителей).
1 МАРОККО 704
2 АЛБАНИЯ 518
3 РУМЫНИЯ 309
4 МОЛДОВА 127
5 ИНДИЯ 110
6 КИТАЙ 104
7 УКРАИНА 88
8 ФИЛИППИНЫ 35
Заключенные в Италии в разбивке по типу преступления.
Тип преступления Процент итальянцев процент иностранцев Общее количество преступлений
Принадлежность к мафиозной организации (416bis) 98,4% 1,6% 6.886
Экономика общественного сектора 97,3% 2,7% 697
Законы про оружие 91,1% 8,9% 10.396
Против семьи 75,4% 24,6% 2.058
Против государственного служащего 74,7% 25,3% 126
Против собственности 72,3% 27,7% 32.427
Общественный порядок 71,1% 29,9% 3.250
Против человека 69,7% 30,3% 22.974
Против государственного управления 63,1% 36,9% 7.571
Против общественной веры 63,1% 36,9% 4.391
Законы о наркотиках 62,9% 37,1% 21.314
Проституция 22,6% 77,4% 936
Закон об иммиграции 8,5% 91,5% 1.220
Использованы данные Associazione Atigone и OPEN SOCIETY