Вертолеты "Белл-412" 339-й эскадрильи ВВС Норвегии обеспечивали участие 2-го батальона мбр "Север", 17-го округа Хемверна и пограничной роты гарнизона "Сёр-Варангер" в учении "Варгфлокк" на территории провинции Финнмарк (АвБ Бардуфосс, октябрь 2017 г.) © Facebook Hæren
9 октября у одного из вертолетов сломался вал хвостового винта.
Перед инцидентом вертолет совершал учебный полет и штатно приземлился на ВПП авиабазы Бардуфосс. В то время, как двигатели еще работали на пониженных оборотах, пилоты услышал громкий стук, а приборы показали быстрое падение до нуля оборотов хвостового винта. Командир немедленно прекратил выполнение послеполетных процедур и выключил двигатели. Пассажиры и члены экипажа не пострадали.
Последующий осмотр показал, что вал хвостового винта в редукторе сломался посредине. Начато расследование причин инцидента.
Это первый такой случай в мире за все 19 миллионов летных часов на вертолетах типа "Белл-412" и "Белл-212", в редукторах которых установлена такая же деталь. В 1995 году норвежский вертолет потерял хвостовой винт у вершины горы Грокаллен в Тронхейме. Но тогда инцидент был связан с внешним воздействием.
Сломанный вал выслан на завод-производитель в США для дальнейшего исследования, а в Норвегии прекращены полеты всех машин этого типа до завершения расследования причин инцидента.
На летном поле АвБ Бардуфосс © Arkivfoto: Torbjørn Løvland
339-я эскадрилья ВВС Норвегии в двух авиаотрядах на АвБ Бардуфосс и Рюгге эксплуатирует 18 машин типа "Белл-412" двух модификаций. Пока прекращена эксплуатация только одной из них - той, на которой произошел инцидент - из-за чего на оставшиеся ложится увеличенная нагрузка.
Норвежским вертолетам почти 30 лет. За это время они успели полетать не только над Крайним Севером, но еще и активно использовались в пустынях и высокогорьях Афганистана © Foto: Christian Nørstebø
Командир эскадрильи не хочет спекулировать на том, что могло стать причиной инцидента. Он лишь счел возможным отметить, что последствия могли быть очень серьезными, если бы вал сломался в полете, пока вертолет находился в воздухе. Без хвостового винта реактивная сила немедленно начинает закручивать машину вокруг оси несущего винта. Теоретически можно было попытаться приземлиться на авторотации, и такие нештатные ситуации регулярно отрабатывают пилоты.