Сокращение пробега при посадке на аэродромах Норвегии

Dec 16, 2016 05:29




Тормозные парашюты используются в ВВС Норвегии для сокращения пробега самолетов при посадке уже довольно давно - с 1960-х годов, еще когда на вооружении стояли F-104 "Старфайтер". Считается, что это обеспечивает бóльшую безопасность при эксплуатации самолетов в сложных погодно-климатических условиях субарктического региона, для которого часто характерны обледенение и заснеженность взлетно-посадочных полос, сильный порывистый ветер. А если уж совсем глубоко копать, то нужно учитывать еще и разреженность воздуха в высоких широтах.




Потом такая опция стала обязательное и для F-5, и для пришедших им на смену F-16.

























За упаковку и снаряжение парашютов при подготовке к вылету отвечает служба спасательного оборудования ВВС (Luftforsvarets redningsutstyrtjeneste). Кроме этого в их обязанности входит проверка готовности к использованию спасательных жилетов, костюмов, плотов и т.п. Подразделения службы развернуты на трех авиабазах - Эрланн, Будё и Бардуфосс.












В связи с реализацией текущих планов замены F-16 на F-35 с самого начала планировалось продолжить национальную традицию и на самолетах нового типа.










Потенциальную возможность приземления F-35A с тормозным парашютом проверил 20 октября 2012 года летчик-испытатель Lockheed Martin Дэвид НЕЛЬСОН на предсерийной машине AF-4 в испытательном центре ВВС на АвБ Эдвардс (шт. Калифорния).







Норвегия стала первой и пока единственной страной, закупающей F-35С в комплектации с тормозным парашютом. К идее проявили интерес в Канаде и Нидерландах. И пока канадцы оказались дальше всех остальных к ее практической реализации, голландцы, скорее всего, будут закупать свои самолеты с такой же опцией, потому что в этом году они уже выплатили норвежцам 96 миллионов крон (11 млн. долл.) в качестве компенсации части затрат на НИОКР по этому направлению.

Таким образом, у норгов есть маленький повод для гордости - их машины сейчас пока наиболее оригинальны среди "конвейерно-инкубаторских" F-35 всех остальных наций. Правда единственное внешнее отличие найти не так-то просто, если не знать, где искать - небольшой тумблер вверху на левой стороне приборной панели в кабине пилота.



Слева приборная панель норвежского F-16, справа - F-35. На обоих тумблер тормозного парашюта слева вверху (с) Foto: Forsvaret

Понятное дело, внутри изменений гораздо больше. Чтобы при эксплуатации планер выдерживал рывковую нагрузку до 30 тонн, ещё осенью 2013 года при сборке корпусов норвежских машин один из устанавливаемых хвостовых шпангоутов имел специальную конструкцию, включая изготовление из особого сплава с бóльшим содержанием титана.









Первый усиленный шпангоут для норвежских F-35 (с) Фото: Lockheed Martin Aeronautics






Капсула тормозного парашюта будет устанавливаться под обтекателем над верхним гаргротом двигателя с приводом от гидравлической системы самолета (с) Foto: Lockheed Martin

Проведенные исследования показали, что все внесенные изменения оказывают пренебрежительно малое влияние на увеличение радиолокационной сигнатуры, а максимальная дальность полета уменьшится на 6 морских миль (11,1 км).




Люк капсулы тормозного парашюта на серийном норвежском F-35 номер 5087 (c) Foto: Luftforsvaret




Хотя конструкция и позволяет их установку, первые четыре F-35 на АвБ Люк будут без самих капсул - зачем им парашюты в пустынной Аризоне? С дополнительной опцией пойдут только те машины, которые предназначены для использования непосредственно на территории самого королевства.

Испытания предсерийного F-35/AF-2, штатно оборудованного установкой капсулы, начнутся после Нового года все на той же АвБ Эдвардс. Потом они переместятся на Аляску - нужно найти достаточно длинную и хорошенько "промороженную" ВПП.

Но что это мы все о парашютах, да о парашютах? В Норвегии хорошо понимают, что не все увлекаются именно такой игрушкой. Для тех гостей, кто знает толк в настоящих извращениях, у радушных хозяев подготовлено особое предложение:



F-18 ВВС Швейцарии садится на АвБ Эрланн ВВС Норвегии с использованием тросового аэрофинишера (с) Foto: Helge Hopen / FLO

Тросовые аэрофинишеры RAG (Runway Arresting Gear) были установлены на норвежских авиабазах Рюгге, Эрланн и Будё с 1970-х - 1980-х годов. Система по конструкции схожа с используемой на авианосцах, но с одним тросом и создает меньшие нагрузки на садящийся самолет.


Когда управление гражданской авиации Норвегии (Luftfartstilsynet) выдало предписание убрать старые RAG, не соответствующие современным требованиям безопасности полетов, новые тормозные системы были установлены в 2006-2007 гг..

В то время как в прежней конструкции тормозной трос лежал поверх ВПП на небольших резиновых роликах, новый полностью опускается под поверхность и скрывается в специальной канавке с нагревательными кабелями для предотвращения ее обледенения в зимнее время. Новая система компьютеризирована и регулирует усилие торможения в зависимости от посадочной скорости и веса летательного аппарата. Вся механическая часть системы автоматизирована и скрыта под землей по обеим сторонам от ВПП. На АвБ Эрланн установлены два тормозных троса - по одному в 450 метрах от каждого конца взлетно-посадочной полосы. Стоимость установки одной аэрофинишерной системы с двумя тросами на каждой авиабазе - 35 миллионов норвежских крон.

Управляется система дистанционно с вышки командно-диспетчерского пункта и может использоваться для аварийного торможения самолета с неисправным шасси. Но, как правило, основное предназначение системы RAG - посадка истребителей, что позволяет сократить их пробег до 366 метров. Разумеется, они при этом должны быть оборудованы специальными тормозными крюками под фюзеляжем. То есть, это касается любых палубных самолетов, а также F/A-18 авиации морской пехоты США и вообще всех, кому американцы продали "Хорнеты" - Австралия, Испания, Канада, Финляндия, Швейцария.

У американцев тормозными крюками также может оснащаться и большая часть истребителей ВВС:





F-16





F-15



F-22

Оригинал взят у al_datr в Остановить "торнадо"
Посадка британского "торнадо" с использованием аварийного тормозного гака, отсюда.
В комментариях по ссылке мнения разделились - то ли на фото тренировка, то ли фактический отказ.













Но сами норвежцы держат RAG исключительно для гостей и не используют на своих F-16, довольствуясь тормозными парашютами, которые считают более гибкой системой и не желают подвергать планеры самолетов излишним нагрузкам.


Швейцария, Lu​ftforsvaret, f-35, f-16, swiss air force, f/a-18, lockheed martin, Норвегия, rag (runway arresting gear), f-104, forsvaret, lightning ii

Previous post Next post
Up