"Рейтеон" оказалась гораздо дальше всех американских конкурентов в продвижении своего варианта мобильного боевого лазера экспедиционным формированиям морской пехоты США, но сильно увязла в
чересчур далеко перспективных технологиях. Несколько отставший "Боинг" тут же сделал ход конем, попытавшись застолбить за собой пустующую пока делянку американской армии.
На основе анализа первых итогов военных действий на Украине и в Сирии американские военные признали, что штатное вооружение "Страйкеров" слишком слабо для борьбы с современными бронированными целями, танки слишком тяжелы и дороги, а небольшие БЛА просто откровенно беспредельничают над полем боя.
"Дженерал Дайнемикс" не только сразу же предложила
увеличить до 30 мм калибр вооружения модулей "Протектор", но и вооружить "Страйкеры" боевым лазером для борьбы с небольшими БЛА, для чего вступила в коропоративный сговор с "Боингом", у которого как раз
под рукой случайно завалялась уже апробированная система CLWS, способная влезть в габариты десантного отделения американского БТР.
В качестве системы наведения вместо "родной" ОЭС "Хокай" адаптировали приборы наблюдения все того же "Протектора". Поначалу заявляли, что их амбиции простираются не только на борьбу с БЛА, но еще и на мины, и на реактивные снаряды. Но потом решили не дразнить заказчиков и ограничились пока только БЛА. Также существуют обоснованные сомнения в рекламных заявлениях, что это "первая в мире интеграция лазерного оружия на шасси штатной армейской боевой машины" - "Рейнметалл" не даст соврать:
Мобильные варианты боевых лазеров компании "Рейнметалл"
Боевой лазер 5/10 кВт на шасси многоцелевой бронированной машины "Боксер" 8х8 был представлен в экспозиции выставки "IDEX-2015"
Тем не менее, нет смысла отрицать, что тандем "GDLS-Боинг" очень удачно попал в тренд, предложив систему, нужную здесь и сейчас. Подключение к дизель-генератору "Страйкер" позволило увеличить мощность лазера с двух до пяти киловатт, и при этом поразить 21 из 23 целей в ходе проведенных 21 апреля с.г. испытаний(Maneuver Fires Integrated Experiment 2016, at Fort Sill, Oklahoma).
Судя по внезапно изменившемуся цвету лазерного модуля, здесь уже стоит его модернизированная версия на 5 кВт
Adam Aberle, High Energy Laser Mobile Test Truck program manager, U.S. Army Space and Missile Defense Command/Army Forces Strategic Command Technical Center, holds an unmanned aerial vehicle displaying the damage caused by a compact laser weapons system © Photo: Monica K. Guthrie
Прототип новой системы назвали "Страйкер Мехел" (MEHEL - Mobile Expeditionary High Energy Laser), а на ежегодной выставке ассоциации СВ США AUSA 2016 тандем "GDLS-Боинг" уже представил версию "Страйкер Мехел 2.0", дополнительно обвешанную многочисленными антеннами четырех систем РЭБ для подавления каналов связи и позиционирования БЛА. Испытания этого варианта машины спланировали провести в начале следующего года.
По словам "Боинг", у них уже готов лазер на 10 кВт, а в следующем году они разгонят его мощность сразу аж до 60. Но такие обещания мы слышали не раз, и пока ни одно из них ни разу не было выполнено. Как и ранее сложно решаемыми проблемами пока остаются управление температурным режимом излучателя и большой вес аккумуляторных батарей, в случае полной разрядки которых требуется около 20 минут, чтобы восстановить работоспособность. Видимо, специалисты СВ США тоже знакомы с этой проблемой, потому что пока рекомендовали разработчикам ограничиться 18-киловаттным ВЭЛ к 2018 году для колёсной машины огневой поддержки M1131 Stryker Fire Support Vehicle.
А еще меня сильно интересует вопрос, где они прячут
РЛС засечки артиллерийских позиций, которая входит в состав комплекса CLWS, чтобы выдавать первичные данные обнаружения малых воздушных целей в систему ЦУ для наведения ВЭЛ. Интересно, под нее отдельный "Страйкер" выделят, или она так и останется сборной и условно мобильной?
Видео:
Click to view
Click to view