Норвегия закупает УАБ StormBreaker

Aug 03, 2022 15:07

18 июля 2022 г. компания Raytheon Missiles & Defense сообщила, что правительство Норвегии подтвердило намерение закупить УАБ StormBreaker для своих F-35A, достижение НБГ которых ожидается в 2023-м, а ПБГ в 2025-м.



F-35 ВВС Норвегии на авиабазе Ørland flystasjon © Krister Sørbø / Forsvarets forum



К настоящему времени УАБ StormBreaker полностью интегрирована на F-15E ВВС США. После завершения эксплуатационных испытаний ВМС США объявят о ее НБГ для F/A-18E/F. Продолжается процесс интеграции УАБ на все три модификации F-35. Завершить ее для версии C планируют в конце 2022-го, а для A и B в начале 2023-го. Также ведут работы по интеграции StormBreaker на других пилотируемых и беспилотных платформах.

StormBreaker®, ранее известная, как GBU-53/B SDB II (Small Diameter Bomb), при собственной массе менее 100 кг и БЧ около 48 кг предоставляет широкие возможности уничтожения движущихся объектов на удалении более 72 км (45 английских миль), а стационарных на 110 км (69 миль). Система управления УАБ с поддержкой сетевых действий автономно обнаруживает и классифицирует цели в самых неблагоприятных погодных условиях и при плохой видимости.





© Raytheon

За счет меньших МГХ вместо одной УР или УАБ крупного калибра можно брать четыре GBU-53/B. Таким образом на F-35 можно подвешивать во внутреннем отсеке восемь StormBreaker для сохранения малой заметности, либо 24 на узлах №№ 2, 3, 4 и 8, 9, 10 в "режиме зверя".




Слева - четыре StormBreaker в отсеке вооружения F-22. Справа - морские пехотинцы проверяют возможность размещения четырех GBU-53/B на внутренней подвеске F-35B, отсек вооружения которого имеет уменьшенные размеры и требует модификаций для размещения УАБ.




Слева - пара GBU-53/B в отсеке вооружения F-35, справа - подвеска четырех бомб под крылом F-16 на держателе BRU-61/A перед испытанием научно-исследовательсткой лаборатории ВВС США по программе Golden Horde.

Изначально бомба создавалась в рамках второго этапа программы SDB (Small Diameter Bomb), на первом из которых разработали уже довольно хорошо известную УАБ GBU-39/B SDB. Сперва НИОКР по данному проекту вела компания Boeing. После объединения родственных структур корпораций Lockheed Martin и Boeing сектор контрактных обязательств последней по второму этапу программы SDB отошел компании Raytheon. Ее специалисты и разработали GBU-53/B SDB-II.

В отличие от предшественницы, новая УАБ оснащена в 2,5 раза более мощной кумулятивно-осколочно-фугасной БЧ массой 43 кг (48?), а для атаки на цель использует комбинированную многорежимную систему наведения. В ее состав входят: инерциальная навигационная система с коррекцией по помехоустойчивовому каналу КРНС GPS NAVSTAR, интегрированная радиолиния передачи данных Link-16 и трехрежимная головка самонаведения с радиолокатором миллиметрового диапазона, тепловизионной системой типа IIR (Imaging Infrared - уменьшенный вариант ГСН УАБ AGM-154 JSOW) и полуактивным лазерным каналом (на базе системы наведения 120-мм танкового снаряда XM-501).

Радиолокатор предназначен для обнаружения и сопровождения наземных или надводных целей в сложных метеоусловиях, а также в условиях применения аэрозольных завес. Применение неохлаждаемого ИК-датчика улучшает распознавание и классификацию целей. Он обладает высокой чувствительностью, а отсутствие системы охлаждения упрощает обслуживание боеприпаса и снижает стоимость производства.

В целом система наведения способна классифицировать цели, определяя тип боевых машин и надводных целей, позволяя избирательно атаковать только боевые машины в колонне, исключая легковые автомобили. Благодаря этому УАБ GBU-53/В способна поражать как стационарные, так и движущиеся цели в сложных погодных условиях или в условиях боя высокой интенсивности.

Радиолиния передачи данных Link-16 позволяет корректировать траекторию полета бомбы после сброса, менять данные наведения в полете или дать команду на самоликвидацию. В случае залпового сброса по групповой цели производится распределение целеуказания в сети между боеприпасами, при этом УАБ данного типа рассматриваются в качестве прототипа элементов роя барражирующих боеприпасов по перспективному проекту Golden Horde - одной из так называемых "программ-вызовов" (Vanguard Program), которые должны в корне преобразить ВВС США в течение следующего десятилетия.

Испытания бомб новой модели стартовали в начале 2011-го. В июне 2012 г. истребитель-бомбардировщик F-15E впервые произвел бомбометание с использованием при наведении на цель двух из трех штатных режимов ГСН (ИК и РЛ), что обеспечило поражение малоразмерных движущихся целей с "уместными" скоростями. В конце того же года проведена дополнительная серия тестов управляемости УАБ. К осени 2014-го все основные проверки были завершены и 25 февраля 2015 г. состоялось завершающее испытательное бомбометание с самолёта F-15E по танку типа Т-72, движущемуся со скоростью около 40 км/ч, добившись поражения цели прямым попаданием.

ВВС США сначала планировали закупить 12 тыс. боеприпасов этого типа, но в июле 2018 года объявили, что у GBU-53/В теперь появилось собственное имя StormBreaker, а заодно заказ на них увеличился до 17,1 тыс. единиц. Только цены до сих пор кусаются - каждая из бомб будет стоить порядка 128,8 тыс. долларов в ценах 2015 года. С учетом расходов на НИОКР стоимость отдельного боеприпаса увеличивается примерно на 98 тыс. долларов. Тем не менее, GBU-53 / StormBreaker уже заказала Австралия, а Финляндия и Германия планируют закупать их вместе с F-35A.

Небольшая подборка статей о GBU-53/B от журнала The Drive:

26 июня 2019 г. ВВС США хотят объединить свои высокоточные боеприпасы в рой «Золотой Орды»
14 июля 2020 г. ВВС приближаются к испытанию недорогой крылатой ракеты, продолжая НИОКР по роям боеприпасов
3 марта 2021 г. Программа Golden Horde Swarming Munitions вернулась к цели после второго этапа испытаний
15 декабря 2021 г. Из-за их каналов передачи данных планирующие мини-бомбы StormBreaker дольше подвешивать на F-15E Strike Eagle


vanguard program, f-35, norway, golden horde, gbu-53, Норвегия, forsvaret, lightning ii, raytheon

Previous post Next post
Up