В продолжение
темы: Руководитель сектора ПВО Kongsberg Defense & Aerospace (KDA) Ханс Кристиан Хаген (Hans Christian Hagen) в электронном письме Teknisk ukenblad дополнительно сообщил, что новая модификация ЗРК NASAMS включает не только РЛС Raytheon GhostEye MR с GaN-АФАР в дополнение к нынешней РЛС MPQ-64F1 Sentinel. Теперь кроме УР AIM-120 AMRAAM из так называемой "контейнерной пусковой установки для нескольких ракет" (Multi-Missile Canister Launcher) можно запускать УР класса "воздух-воздух" малой дальности AIM-9X-2 Sidewinder и новую ЗУР AMRAAM-ER (Extra-Range). Ханс Хаген подтвердил, что ведется работа по интеграции других возможностей для ЗРК NASAMS, но он еще не может их обнародовать.
Первое стрельбовое испытание новой ЗУР AMRAAM-ER (Аннёйя, апрель 2021 г.) © Raytheon-Kongsberg
Модернизированная ПУ Raytheon NASAMS Mk.2 в дополнение к стандартным AIM-120 AMRAAM может запускать с направляющих своих контейнеров ракеты малой дальности AIM-9X Sidewinder Block II и ракеты AMRAAM-ER © Raytheon Technologies
НИОКР по разработке новых ЗУР для ЗРК NASAMS проводятся с начала 2000-х годов. Первоначально вместе с ракетами AMRAAM планировали дополнительно использовать из стандартной пусковой установки две УР класса "воздух-воздух" малой дальности AIM-2000 IRIS-T и AIM-9 Sidewinder, а также "морскую" ЗУР RIM-162 ESSM Block 1 (Evolved Sea Sparrow Missile).
В июне 2011 г. в ходе ежегодного учения сил ПВО ВС Норвегии Øvelse Sølvpil (учение "Серебряная стрела") на ракетном полигоне Аннёйя (Andøya) произвели первый практический пуск УР IRIS-T из ПУ NASAMS II. Несмотря на то, что цель не была поражена, испытания признали успешными, поскольку подтвердили возможность использования ракет нового типа из стандартных контейнеров.
© Forsvarets forum
Первое летное испытание ЗУР ESSM из модифицированной ПУ NASAMS провели в Норвегии в 2008 году. В 2011-м рекламировали новый вариант модернизации NASAMS на выставке во французском Le Bourget.
Слева направо на ПУ NASAMS 013: УР FIM-120 AMRAAM, ЗУР ESSM, УР AIM-9X Sidewinder © Raytheon
В мае 2012 года на полигоне Аннёйя успешно отстрелялись ЗУР ESSM по беспилотной мишени Banshee на завершающем этапе испытаний предлагаемого Kongsberg и Raytheon модернизационного комплекта Modernisation Growth Path HAWK XXI Air Defence System.
© Raytheon
При этом возможности дальнейшего совершенствовании ТТХ ЗУР в габаритах стандартной ПУ ЗРК посчитали в значительной степени исчерпанными, поэтому на первом этапе модернизации по программе NASAMS III анонсировали разработку новых транспортно-пусковых контейнеров увеличенной длины.
Пуски ЗУР ESSM по беспилотной мишени Banshee 80 из ПУ с удлиненными контейнерами верхнего ряда (31 августа 2012 г.)
Однако в связи с отсутствием в то время спроса на данное предложение, НИОКР по этой теме заморозили.
Фактически, первой из новых УР стала AIM-9X-2 Sidewinder (
AIM-9X Block II), когда Raytheon и ВВС Норвегии в мае 2019-го впервые успешно провели ее стрельбовые
испытания из прототипа новой ПУ ЗРК NASAMS Mk.2, поразив и уничтожив беспилотную мишень на всё том же полигоне испытательного центра Аннёйя.
© Kongsberg
В 2015 году официально стартовал проект увеличенной до 40 км дальности ЗУР AMRAAM-ER (Extended Range), разработанную на базе двигателя, планера и приборного отсека ЗУР ESSM, но с ГСН и БЧ УР AIM-120C-7, а также системой управления NASAMS. Первый небольшой тест на полигоне Аннёйя состоялся 31 августа 2016 года. Однако в Raytheon его честно охарактеризовали скорее как демонстрацию, чем как полноценное летное испытание. В частности, не было установлено никаких телеметрических приборов. Однако подтвердилось, что концепция имеет перспективу и заслуживает дальнейшего развития.
В апреле 2021-го на полигоне Аннёйя наконец-то провели первое полноценное испытание за пару недель до начала ежегодного учения ПВО Øvelse Sølvpil.
Click to view
https://youtu.be/vdIVGXZ95Zw Его признали успешным и отчитались, что получили ценные данные, которые будут использоваться для улучшения алгоритмов программного обеспечения ракеты. Затем в Raytheon Missiles & Defense объявили, что они планируют новые испытания на Аннёйе во втором квартале. Но ни они, ни KDA больше новостями не делились.
По крайней мере, две страны - Катар и Венгрия - уже заказали AMRAAM-ER для своих систем NASAMS. Кроме того, считается, что новая ЗУР также представляет интерес для будущих этапов проекта австралийской армии LAND 19 Phase 7B с расширенными возможностями eNASAMS, которые в настоящее время находятся в разработке консорциума Raytheon Australia, Kongsbarg, CEA Technologies и их субподрядчиков.
Предполагаемая конфигурация ЗРК eNASAMS австралийской армии © Raytheon
Что же касается проекта ЗУР AMRAAM-ER+, то с с 2019 года никаких других новостей о его разработке тоже не было. Молчит и коллега
ant_013, который в 2018-м
намекал, что теперь "норвежские системы способны бороться с российскими "псевдобаллистическими" "искандерами" и просто крылатыми ракетами". Остается только
процитировать материал двухлетней давности:
ЗУР AMRAAM-ER+ разрабатывается в настоящее время при финансовой поддержке МО Норвегии в рамках совместного проекта национальной компании Kongsberg, американской Raytheon и норвежско-финской Nammo с целью повышения дальности стрельбы и возможности борьбы с оперативно-тактическими крылатыми и баллистическими ракетами. О характеристиках новой ракеты пока известно немного. По данным журнала Offiserbladet она будет иметь две ступени, включая стартовый ускоритель и маршевый двигатель производства Nammo, за счет чего дальность стрельбы должна увеличиться более чем в два раза, не меньше, чем до 80-100 км.
Пока это единственная более-менее достоверная информация о проекте. Кроме того, с учетом последних успехов Nammo в области ПВРД, обращает на себя значительное сходство аэродинамической конфигурации AMRAAM-ER/ESSM Block 2 и перспективно-инициативной
ЗУР Ramjet именно с таким типом двигателя.
Макет ЗУР Ramjet на выставке конференции AUSA 2019 © Nammo
Ну, а с учетом такого бэкграунда не исключено, что именно эту ракету Норвегия через Raytheon & Kongsberg будет продвигать международному консорциуму NATO Sea Sparrow Project в качестве прототипа будущей ЗУР ESSM Block 3, о которой вроде бы пока вообще ничего не слышно, но норги уже вовсю планируют интегрировать ее на фрегаты типа Fritjof Nansen. Если это так, то ее длина вместо нынешних 3,66 может составить 4,19 метра, ограниченная вертикальным размером ячейки "самообороны" в УВП Mk.41.
Разрабатываемая компанией Kongsberg система управления для ЗУР AMRAAM-ER+ должна быть максимально приближена к современной конфигурации ЗРК NASAMS III для возможности продолжения использования закупленных ранее систем.