Первая боевая потеря ССО ВС Норвегии: Гладко было на бумаге, да забыли про дороги

Aug 05, 2021 13:47



Лейтенант Тор Арне Лау-Хенриксен (Tor Arne Lau-Henriksen) - первый погибший в бою норвежский спецназовец. Коллега mr-aug в апреле рассказывал об этом случае, но запись подзамочная, а вся история тогда основывалась на совсем крошечном отчете о бое, попавшем в рассекреченный архив Wikileaks. С тех пор кое-что изменилось.

Уже довольно близко знакомый читателям блога главком ВС Норвегии генерал Эрик Кристофферсон в прошлом году в сотрудничестве с Малин Стенсёнес написал, а затем издал свою первую книгу "Jegerånden" (дух егеря/охотника/разведчика). Среди прочего в ней рассказана и та печальная история, раскрыты ранее неизвестные подробности.



Сам Кристофферсен считает смерть лейтенанта Лау-Хенриксена летом 2007 года самым худшим опытом, который ему довелось пережить в своей жизни.

- Когда он погиб, я потерял не только однополчанина, но и очень опытного специального охотника. Я также потерял хорошего друга. Вот почему моя книга посвящена Тор Арне, - говорит Кристофферсен.

Об инциденте, который привел к смерти Лау-Хенриксена, он пишет в книге следующее:

23 июля 2007 года я исполнял в Кабуле обязанности начальника штаба [сводного подразделения] FSK [в то время ещё FSK/HJK - Forsvarets spesialkommando / Hærens jegerkommando, т.е. командование ССО норвежской армии - А.К]. Командир находился в отъезде и должен был вернуться через несколько дней. Я участвовал в планировании крупной операции вместе с силами союзников и афганцев <...> В течение нескольких дней занимался координацией между различными подразделениями, которые должны были участвовать в операции. Планирование подходило к концу, и через несколько дней мы должны были приступить к работе. Целью всей операции было создание постоянной базы.

В то время, как большая часть FSK была занята планированием крупной операции в долине к востоку от Кабула, спецназовцы продолжали решать более мелкие задачи. Тор Арне и несколько его более опытных коллег развернули сеть надежных контактов с афганскими полицейскими за пределами Кабула. Некоторые из них обладали очень хорошей информацией о том, кто руководил повстанцами на местном уровне и где находились эти лидеры. Часто местная полиция даже знала, где живут командиры боевиков, когда они действовали в этом районе.

У нескольких спецназовцев, включая Тор Арне, были хорошие и доверительные отношения с некоторыми начальниками из местной полиции. Однако одна из наших проблем заключалась в том, что наши афганские партнеры не могли указать здания на картах или аэрофотоснимках. Несколько раз они указывали не на то здание, поэтому, по крайней мере в одном случае, это привело к побегу важного полевого командира. Нашим афганским друзьям были нужны фотографии деревень и домов. Снимки нужно было делать с уровня земли и желательно, чтобы можно было легко понять, с какого направления это снято. Поэтому нашей работой стало получение хороших фотографий, чтобы убедиться, что мы получили правильную информацию.

Тор Арне и остальные члены патруля много говорили с местной полицией в провинции Логар к югу от Кабула. Они получили информацию о деревне, в которую наведывался один из полевых командиров, когда находился в этом районе. Информация была достоверной. Чтобы продолжить работу, пришлось сделать несколько снимков деревни. Заодно патруль мог немного лучше ознакомиться с местностью вокруг самого поселка. Задание действительно казалось чистой рутиной - взять местного полицейского, проехать мимо, невдалеке от деревни и сделать несколько снимков для продолжения планирования.

Карты и ландшафт редко совпадают в точности в Афганистане. Патруль приехал на двух машинах. В одной Тор Арне со своим напарником[-водителем], переводчик и местный афганский полицейский, остальные - в другой. Тор Арне должен был фотографировать, в то время как его прикрывали из задней машины. Когда патруль остановился на гребне, откуда собирались сделать снимки, они обнаружили, что в прямой видимости деревни нет. Патруль посмотрел на карту. В деревню шла дорога, проходила мимо, огибала холм и возвращалась обратно туда, где они сейчас стояли. Посовещавшись, решили проехать мимо на первой машине, в то время как другая машина и остальные члены патруля оставались на гребне. Один автомобиль привлек бы меньше внимания в деревне, чем два, едущих вместе.

Как и планировалось, по дороге Тор Арне сделал снимки дома, где часто останавливался предполагаемый лидер повстанцев. [Заметив это,] Некоторые мужчины бросились в ту часть поселка, которая находилась на другом берегу речки. В конце деревни, состоящей всего из нескольких домов, дорога закончилась. Маршрут, по которому можно было проехать, если верить карте, не соответствовал действительности. Таким образом, нужно было просто развернуться и ехать обратно тем же путем, которым они добрались сюда.

Уже на выезде из поселка, один из замеченных ими ранее мужчин, выбежал на дорогу прямо перед машиной. Он снял пальто и показал автомат АК-47. Водитель, напарник Тора Арне, крикнул "Оружие!" и остановил машину. Затем последовали несколько беспокойных минут. Тор Арне и его напарник вытащили свое оружие. В пределах видимости оказались трое боевиков, которые открыли огонь по обоим спецназовцам. После короткой интенсивной перестрелки все повстанцы были убиты, но и Тор Арне тоже. Он получил пулю в голову и скончался мгновенно.

Решительный и точный ответ привел к тому, что боевики были расстреляны и стрельба прекратилась. С нашей стороны больше потерь не было. С большим риском для собственной жизни второй спецназовец оббежал машину и посадил в нее Тор Арне. Затем они уехали и соединились с остальной частью патруля.

Позже напарник Тора Арне за тот бой был удостоен Военного креста с мечом, высшей военной награды Норвегии.



Tor Arne Lau-Henriksen

Несколько собственных замечаний:

1. Насколько бы проще было в той ситуации Тор Арне и его коллегам, если бы у них тогда был хоть какой-нибудь плохонький БЛА, принятие которых на вооружение норги затянули просто неприлично. Но об этом подробнее в другой раз.

2. Как-то на фоне летописных подвигов полковника Эриксена и отставного капитана-коммандора Андреаса "Торпедо-Андерсена", да даже и эвакуировавших английских агентов из Норвегии членов экипажа "Каталины" Vingtor, современные поводы для награждения спецназовцев высшей национальной военной наградой выглядят как-то… неоднозначно выглядят, вот как.


силы специальных операций, forsvarets spesialkommando (fsk), norway, Forsvarets Spesialkommando/Hærens Jegerk, Афганистан, Норвегия, krigskorset med sverd, Hærens Jegerkommando (HJK), forsvaret

Previous post Next post
Up