Коронакризис американского ВПК: Ездить лучше, чем плавать, а плавать лучше, чем летать

Sep 09, 2020 17:07

В блоге bmpd уже выкладывали отдельные материалы по этой теме. Нижеследующий текст не претендует на полный охват, максимальную глубину и точность оценок. Только то, что сразу попалось на глаза, но чуть пообъемнее, чем у коллег, все в одном месте, более-менее причесано и слегка систематизировано.




Как известно (с) пандемия COVID-19 и меры по борьбе с ней оказали существенное негативное воздействие как на деятельность самих вооруженных сил США, так и на систему закупок ВВСТ, включая НИОКР, поставки сырья, комплектующих и производственную деятельность. С началом коронакризиса показатели работоспособности предприятий американского ВПК и функционирование объектов инфраструктуры вооруженных сил напрямую зависели от эпидемиологической обстановки в конкретном штате, графстве и городе.

Уровень эпидемиологической опасности на территории США по состоянию на 1 апреля:




Объекты военной инфраструктуры в районах высокого эпидемического риска:

1) база вооружения ВМС Конкорд (Сан-Франциско, Калифорния) -единственный пункт отгрузки вооружения на западном побережье США
2) агломерация Сан-Франциско (Калифорния) - важнейший промышленно-инновационный район, включая небезызвестную «Силиконовую долину»
3) ВМБ Лонг-Бич (Калифорния) - обеспечивает переброску военных грузов в Азиатско-Тихоокеанский регион
4) ВМБ Сан-Диего (Калифорния) - штаб 3-го Оперативного флота и 1-й экспедиционной дивизии морской пехоты (Кэмп-Пендтлтон)
5) АвБ ВВС Люк (Аризона) - крупнейший центр подготовки летно-технического персонала для F-35 и F-16
6) АвБ ВВС Холломен (Нью-Мексико) - 49-е авиакрыло (F-16), 49-я оперативная группа БЛА (MQ-9 Reaper),
7) база Форт-Худ (Техас) - 3-й армейский корпус, 1-я бронекавалерийская дивизия
8) завод Lockheed Martin (Форт-Уэрт, Техас) - сборка F-35
9) ВМБ Бомонт (Техас) - погрузка и выгрузка военных грузов при трансатлантических перебросках ВС США в Европу
10) АвБ ВВС Барксдейл (Луизиана) - 8-я воздушная армия, 2-е тяжелое бомбардировочное авиакрыло (B-52)
11) завод Huntington Ingalls Industries (Паскагула, Миссисипи) - одна из крупнейших кораблестроительных верфей США
12) база Форт-Стюарт (Джорджия) - 3-я механизированная дивизия
13) порт Саванна (Джорджия) - погрузка и выгрузка военных грузов при трансатлантических перебросках ВС США в Европу
14) база СВ Форт-Кэмпбелл (Кентукки) - 101-я воздушно-десантная дивизия, 159-я бригада армейской авиации (AH-64, UH-60, CH-47)
15) АвБ Маунтин-Хом (Айдахо) - 366-е истребительное авиакрыло (F-15Е)

В известной мере эпидемиологическая обстановка в указанных географических пунктах остается сложной и до настоящего времени:




Слева - по состоянию на 1 июля, справа - 1 сентября (источник)

В соответствии с принятым 27 марта пакетом мер по стимулированию американской экономики раздел 3610 Закона о помощи пострадавшим от коронавируса CARES Act, Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security из 2,2 трлн. долл. общей суммы 10,5 млрд. долл. предназначались министерству обороны для оплаты господрядчикам расходов по издержкам на меры по охране здоровья персонала и предупреждения распространения пандемии.

В рамках комплекса мер реагирования министр обороны Марк ЭСПЕР 30 апреля инициировал аудит реализуемых долгосрочных закупочных программ Пентагона в целях оценки дальнейших перспектив их выполнения и оптимизации расходов МО США. Проверка будет проводиться в течение нескольких месяцев, а её результатом станет пересмотр сроков и объёмов реализации проектов в пользу готовых к завершению в ближнесрочной перспективе.

Национальная ассоциация оборонной промышленности США National Defense Industrial Association в апреле-мае проанализировала работу малых и средних предприятий, участвующих в реализации военных программ. Проблемы с финансированием на момент оценки специалистами ассоциации имели 67% американских компаний с годовым доходом менее 1 млн. долларов.

По состоянию на 20 апреля была приостановлена деятельность 106 из 10 509 основных подрядчиков МО США, находящихся на учете в Агентстве по управлению контрактами на оборону США, а также 427 из 11 413 субподрядных организаций, отслеживаемых Агентством по оборонной логистике Пентагона. 30 апреля эти показатели составили 93 и 437 соответственно. За этот же период число компаний, которые закрылись и вновь открылись достигло 237, то есть, впервые с начала кризиса выросло сразу аж на 73 (в отчетах Пентагона указано «почти на 100»).

Хорошо, что даже в такой сложной ситуации специально подготовленные эксперты смогли найти позитивные тенденции. Но подобная чехарда на пользу делу никак не идет, и по самым осторожным прогнозам в этом году коронакризис приведет к сокращению производства ВПК США примерно на 30%, а его восстановление до прежнего уровня займёт от одного года до трёх лет.

К середине года стало очевидно приближение очередного обострения, и 1 июля заместитель министра обороны по закупкам Эллен ЛОРД заявила на слушаниях, что для компенсации коронакризисных потерь оборонным подрядчикам необходимо выделить не менее 7 млрд. долл. Да ещё, дескать, это только та планка, ниже которой просто стыдно что-то обсуждать. А вообще-то, положа руку на сердце, речь должна идти «никак не меньше, чем о двузначном количестве» этих самых млрд.

Почти сразу вслед за этим 7 июля исполнительные директора восьми крупнейших оборонных подрядчиков США подписали коллективное письмо и отправили его копии куче адресатов на Капитолийском холме, в Белом доме и Пентагоне. Руководители Boeing, General Dynamics, Lockheed Martin, Raytheon, L3Harris, Huntington Ingalls Industries, Textron и американского филиала BAE Systems жаловались, что деньги, выделенные им в марте по статье 3610 CARES Act, подходят к концу, и в связи с увеличением расходов, вызванных пандемией коронавируса, для борьбы с последствиями кризиса им срочно нужна дополнительная финансовая помощь.

Утверждалось, что расходы на персонал являются лишь частью общих финансовых потерь из-за COVID-19, дополнительно обременивших компании для выполнения своих контрактов с министерством обороны. Другие издержки возникли в результате ограничений на поездки, международные и внутренние услуги, из-за закрытия предприятий на карантин, затрат на социальное дистанцирование внутри объектов, их санобработку, покупки средств индивидуальной защиты, а еще финансовые проблемы, связанные со сбоями в производстве и цепочках поставок.

Обнародованный 27 июля 177-страничный законопроект республиканской партии об ассигнованиях для борьбы с последствиями COVID-19 положил конец многонедельным спорам между республиканцами в Белом доме и в Конгрессе, мнения которых разделились из-за цены вопроса. Оборонные фирмы и торговые ассоциации лоббировали целевое финансирование себе любимым, опасаясь, что в противном случае Пентагону придется использовать свой бюджет не на них, а на модернизацию вооруженных сил и повышение реальной боеготовности. Но все обошлось.

В представленном республиканцами проекте пакета помощи из 1 трлн. долл. предлагается израсходовать на оборону 29 млрд. долл., при этом на программы вооружений будет потрачено только 7 млрд. долл., зато дополнительно еще 11 млрд. долл. выделят оборонным подрядчикам для возмещения расходов на выплаты, предусмотренные все той же статьей 3610 мартовского CARES Act. Как видите, двузначность числа даже не минимальная, а вторая снизу.

Публикация законопроекта, дала старт официальным переговорам с демократами. Эта история еще продолжается, идет война по конкретным статьям, и пока нет смысла их обсуждать (в общих чертах можно глянуть здесь). Но в рамках данного материала уже сейчас можно отметить, что крупные компании ВПК США все-таки смогли достаточно успешно реализовать антикризисные программы за счет внутренних резервов и мер государственной поддержки. Но под угрозой закрытия оказались большинство субподрядчиков из числа малых и средних компаний. При этом наиболее значительный ущерб понесли авиационная, ракетно-космическая и отчасти судостроительная отрасли. И пока нет ясности с айтишниками.



Замминистра обороны Эллен ЛОРД - самодержавная царица закупок Пентагона © US DoD

Малые и средние компании являются важными элементами производственно-технологического цикла, но в условиях коронакризиса на них навалились серьёзные экономические проблемы. Нестабильность их финансового состояния ставит под угрозу работу крупных оборонных концернов и реализацию закупочных программ МО США.

В качестве одной из мер решения проблемы руководство Пентагона 25 апреля приняло решение направить крупным подрядчикам 3 млрд. долл. в виде увеличения с 80 до 90% авансовых платежей по выполняемым заказам. Выплаты производятся на ежемесячной основе и направлены на компенсацию производственных расходов и оплату текущих поставок по договорам.

В свою очередь, крупные компании должны направлять часть полученных средств на поддержку малых субподрядных организаций в виде увеличения их авансовых платежей с 90 до 95%. Так, Lockheed Martin обязалась перечислить своим субподрядчикам в общей сложности до 450 млн. долл., компания L3Harris Technologies в мае-июле израсходовала на эти цели более 100 млн. долларов, а Huntington Ingalls Industries выплачивала около 50 млн. долл. ежемесячно.

В целом, для поддержки малых и средних компаний американского ВПК реализуется следующий пакет мер:

1) внеплановые авансовые платежи основным подрядчикам и субподрядным организациям
2) увеличение объёмов закупок
3) отмена штрафных санкций в отношении предприятий, не соблюдающих сроки выполнения работ по контрактам в период чрезвычайной ситуации
4) упрощение процедур заключения государственных контрактов и выделение дополнительного финансирования на проведение НИОКР

Однако при этом выявилась уязвимость ВПК США не только из-за проблем у малых и средних предприятий национальной экономики. Внезапно оказалось, что такие монстры ВПК, как Boeing, Lockheed Martin, Honeywell и Textron в значительной мере зависят от поставок материалов и комплектующих из-за рубежа, особенно из Мексики. Деятельность большого числа производств этой страны приостановилась из-за пандемии. В связи с этим МО США с 10 апреля регулярно направлял мексиканской стороне запросы на частичное возобновление производства.




Слева - планеры самолетов-заправщиков Boeing КС-46А Pegasus на предприятии Boeing в Эверетте (Сиэттл, Вашингтон) / Справа - четвертый БЛА Northrop Grumman RQ-4D класса HALE системы воздушной разведки AGS NATO после приземления 24 августа на АвБ Сигонелла (Сицилия, Италия) ©) Jeff Martin / NATO

Авиастроительная отрасль оказалась одним из наиболее пострадавших секторов экономики, включая две ведущие национальные аэрокосмические корпорации Boeing и Lockheed Martin.

Корпорация Boeing в качестве одной из мер реагирования на кризис 1 мая создала специальную антикризисную группу планирования и финансового администрирования Group Enterprise Operations, Finance & Strategy в подчинении начальника финансово-экономического управления компании. В задачи нового подразделения входит поэтапный пересмотр сроков поставок ВВСТ заказчикам. Но, несмотря на принимаемые меры, руководство Boeing прогнозирует в краткосрочной перспективе отставание от графика поставок по целому ряду крупных программ военных закупок в связи с приостановкой деятельности нескольких основных предприятий.

В частности, после заболевания COVID-19 нескольких сотрудников завода компании в Ридли (Пенсильвания) на период 2-20 апреля приостанавливалась сборка конвертопланов V-22 Osprey, тяжелых вертолётов CH/MH-47 Chinook и многоцелевых MH-139A Grey Wolf. Процесс поэтапного возобновления их производства занял более полутора месяцев.

Однако наибольшие проблемы вызвало полное прекращение работы с 25 марта заводов Boeing в Эверетт и Рентон (Вашингтон), что привело к остановке производства самолётов-заправщиков KC-46 Pegasus и базовых патрульных самолетов P-8A Poseidon. Процесс поэтапного возобновления их сборки начался только 22 апреля, сразу объявили, что это займет несколько месяцев, при этом из 30 тыс. сотрудников на предприятии Эверетт и 12 тыс. в Рентон увольнению подлежат в общей сложности 10-15 тыс. чел.

К настоящему времени окончательное решение так и не найдено, а 22 августа издание The Seattle Times сообщило, что рассматривается вопрос о переносе производства на предприятие в Южной Каролине с увольнением всех 30 тыс. сотрудников в Эверетте. Правда, это больше связано с проблемами модели Boeing 787 Dreamliner, а сборочные линии моделей Boeing 767 и Boeing 737 в Рентоне пока держатся на плаву, в том числе, за счет заказов на KC-46 Pegasus и P-8A Poseidon.

В рамках первой из этих программ командование ВВС США планирует приобрести 179 новых самолетов-заправщиков на сумму более 44 млрд. долл. Следует отметить, что еще до начала пандемии данная закупка характеризовалась значительными проблемами в связи с выявленными в ходе начальной эксплуатации серьёзными технических недоработками проекта. В результате в январе 2019 - марте 2020 гг. заказчику передано только 33 машины вместо 45 планировавшихся. Общее отставание от первоначального графика составило полтора года, за которые в качестве неустойки руководство МО США сначала удержало 882 млн. долл. из выплат по программе КС-46 Pegasus. Однако для компенсации значительных финансовых потерь Boeing из-за пандемии приняли решение все-таки перечислить из бюджета ВВС США всю вышеуказанную сумму в мае-июне 2020-го. Но за это компания обязана была завершить устранение 159 выявленных технических недостатков до конца августа текущего года. Впрочем, сообщений об успешном выполнении этого требования пока нет, а названный срок изначально выглядел нереальным, учитывая известные проблемы, особенно с доводкой системы дистанционного контроля и управления дозаправкой через хвостовую штангу RVS (Remote Vision System).

По самолётам P-8A Poseidon ситуация чуть лучше. У Boeing сформирован портфель текущих заказов более чем на 5,5 млрд. долл. для производства в 2020-2025 годах 50 машин, из которых 28 предназначены для ВМС США, а остальные 22 подлежат передаче Великобритании, Норвегии, Новой Зеландии и Южной Корее. Поставка очередных трёх американских и двух английских P-8A планировалась до конца сентября, однако, из-за пандемии она отложена на неопределённый срок.

Несмотря на проблемы, командование ВМС США 28 мая 2020 г. объявило о плановом завершении перевооружения БПА с самолетов Р-3С Orion на Р-8А Poseidon. Переоснащение последней 40-й патрульной авиаэскадрильи на АвБ Уидби-Айленд (шт. Вашингтон) проведено в ноябре 2019 - мае 2020 гг. с выводом из эксплуатации девяти Р-3С Orion и прохождением шестимесячного курса переподготовки летно-техническим персоналом для эксплуатации Р-8А Poseidon. Всего министерство ВМС США заказало 122 самолета Р-8А Poseidon, и к настоящему времени в составе БПА насчитывается 100 машин этого типа, из которых 94 ед. входят в боевой состав тринадцати поисковых эскадрилий постоянной готовности, в том числе 63 ед. на Атлантическом флоте и 31 ед. на Тихоокеанском. Еще шесть машин действуют в составе 20 испытательной эскадрильи на АвБ Петаксент-Ривер (Мэриленд).

Корпорация Lockheed Martin прогнозирует сокращение годовых доходов на уровне около 2 млрд. долл. (с 64 до 62,25 млрд. долл.), включая аннулирование ряда подписанных ранее контрактов. В частности, под угрозой полного срыва оказалось соглашение о проведении в июне-июле 2020-го планового ремонтно-технического обслуживания авиационной техники ВВС ОАЭ на сумму около 100 млн. долл.

Также до конца года прогнозируется отставание от графика поставок многоцелевых истребителей пятого поколения F-35 Lightning II. Начиная с 2009-го, их поставки увеличивались ежегодно и в 2019-м достигли пика в 134 ед. F-35 всех трех модификаций. В текущем году планировалось произвести 141 машину данного семейства, однако эти планы уже явно невыполнимы. Поначалу даже побаивались, что они сократятся до всего до 80 ед., поскольку за весь первый квартал заказчикам передали только 22 самолета. Но к июню ситуация немного выправилась и руководство Lockheed Martin сообщило, что планируют поставить в 2020 году от 117 до 124 самолетов. Это меньше объемов поставок предыдущего года, таким образом объемы производства и число поставленных F-35 сократится впервые в истории всей программы JSF.

Сборочная линия F-35 (Форт-Уорт, Техас) достаточно серьезно пострадала от коронакризиса, включая смерть одного из сотрудников предприятия от COVID-19. Сокращение производства F-35 из-за пандемии имеет место не только на заводах фирмы в США, но и за рубежом, на совместных предприятиях Lockheed Martin в Камери (Италия) и Нагоя (Япония).

Корпорация Northrop Grumman уже давно не только и не столько авиационная. Но все-таки у них есть RQ/MQ-4 и это надолго, В-2 Spirit пока еще летают, а снятые с вооружения в марте 2019 года EA-6B Prowler окончательно спишут не раньше начала следующего года. Поэтому пусть будет здесь.

В условиях коронакризиса руководство корпорации также тратит значительные усилия на помощь малым субподрядчикам. За это направление деятельности отвечает управление цепочкой поставок Northrop Grumman Global Supply Chain во главе с вице-президентом. На официальной странице регулярно появляются как под копирку написанные истории, рассказывающие о благодарности руководства очередной малой компании за спасение её, а заодно всех её субподрядчиков и членов семей сотрудников. Как-то так: Когда коммерческий бизнес [компании] застопорился, Northrop Grumman несколько раз и с разных уровней руководства протягивала руку помощи, включая ускоренные платежи, разрешение просрочки поставок без штрафов и предлагая другие программы финансовой поддержки. В свою очередь, усилия от Northrop Grumman перетекали дальше вниз, помогая всей цепочке поставок [компании].

Шутки-шутками, но подписи представителя Northrop Grumman не оказалось под вышеуказанными письмами, копиями которых гиганты ВПК США 7 июля завалили всё американское руководство. Этот вопрос не давал покоя газетчикам, и они яростно атаковали менеджмент компании со всех направлений в поисках ответа на сакраментальный вопрос: почему? Наконец 30 июля на пресс-конференции генеральный директор Кэти ВОРДЕН заявила, что ей тоже предлагали, но она отказалась, потому что их компания фиксирует уменьшение негативного воздействия коронакризиса, денег пока хватает (sic!), и вместо схваток бульдогов под ковром она хочет сосредоточиться на продолжении реализации антикризисных мер для ограничения ущерба.

Shock & Awesome. Либо в Топ-10 американской оборонки каким-то чудом смогла затесаться и выжить там махровая идеалистка, либо это настолько хитрая игра, что с налета в ней никак не разобраться.

Если же вернуться к конкретным показателям и брать только авиационную составляющую бизнеса Northrop Grumman, то не все здесь так безоблачно. Например, пять заказанных БЛА RQ-4D системы воздушной разведки AGS NATO должны были перегнать с завода в Палмдейле (Калифорния) на АвБ Сигонелла (Сицилия, Италия) еще до конца мая. Но третья машина появилась там только 12 августа, четвертая прилетела через две недели 26 августа, а поставку пятой все еще ожидают. Таким образом, к настоящему времени отставание от графика уже превысило три месяца.



Старт сверхлегкой РН Electron Rocket Lab со микроспутником Sequoia компании Capella Space со стартового комплекса Launch Complex 1 в Новой Зеландии 24 августа 2020 г. © Rocket Lab

Ракетно-космический сегмент также понес серьёзный ущерб в связи приостановкой производственной деятельности на многих предприятиях. Упоминаний о влиянии коронакризиса именно на военные программы в этой отрасли не нашлось, так что просто для общей иллюстрации.

В середине марта диагностировали заболевание COVID-19 у двух инженеров научно-исследовательского центра им. Эймса (Маунтин-Вью, Калифорния), после чего в агентстве NASA приняли решение перевести его сотрудников на удалённый режим работы. В результате этого приостановили НИОКР по проекту James Webb Space Telescope (JWST) для замены выслужившего расчетный срок эксплуатации орбитального телескопа Hubble.

Крупные компании SpaceX, Blue Origin, да и та же Northrop Grumman с ее мощным космическим подразделением в сложившейся ситуации имеют определенное преимущество, поскольку являются основными частными подрядчиками по государственным заказам и получают финансовую поддержку. А малые и средние предприятия и в этой отрасли значительные сильнее испытывают влияние коронакризиса.

Компания Rocket Lab (Лонг-Бич, Калифорния), разработчик сверхлёгкой РН Electron, на период 30 марта - 13 июня приостанавливала работу частного космодрома в Новой Зеландии. Затем она все-таки провела два запуска, причем первый из них в июле оказался неудачным (что характерно, 13-й по счету, но следующий за ним 31 августа вновь был успешным. Хочется надеяться, что они все-таки выкрутятся.

Но буквально per aspera ad astra смогли прорваться не только лишь все.

Компания OneWeb (Рокледж, Калифорния) являлась одним из ведущих производителей микроспутников в США. Но серьезная конкуренция со стороны Amazon и SpaceX, невозможность получить разрешение на нужные частоты в некоторых странах мира, эпидемия коронавируса и глобальный экономический кризис серьезно повлияли на реализацию программ OneWeb и начали рушить текущие планы компании и 27 марта они объявили о банкротстве.

Компания Bigelow Aerospace (Лас-Вегаса, Невада), кроме космического туризма занимавшаяся еще проектированием и постройкой модулей для МКС, также остановила с 23 марта свою работу и распустила штат из 120 сотрудников.




Слева - 24 апреля подписание акта передачи ВМС США 68-го эсминца УРО типа Arleigh Burke - USS Delbert D. Black (DDG-119) подсерии Flight IIA:TI (Technology Inserrtion) на верфи Huntington Ingalls Industries в Паскагула / Справа - 8 августа в боевой состав 2 эскадры LCS (ВМБ Мейпорт, Флорида) передан USS St. Louis (LCS-19), построенный на верфи Fincantieri Marinette Marine (Маринетт, Висконсин) © US Navy

Военное кораблестроение в США по сравнению с авиакосмической отраслью характеризуются меньшей зависимостью от поставок комплектующих от малых субподрядчиков. По этой причине введение противоэпидемических ограничений не настолько существенно отразилось на работоспособности предприятий. Приостановка их работы из-за коронакризиса не производилась, вместо этого с марта текущего года сокращено количество рабочих смен и увеличено количество сотрудников, работающих на удаленке.

Компания Huntington Ingalls Industries (HII) является ведущим кораблестроителем в США (строительство CG-47 Ticonderoga, DDG-51 Arleigh Burke, LHD-1 Wasp, LPD-17 San Antonio, CVN-78 Gerald R. Ford и др.). В целях соблюдения графика поставок и недопущения простоя производства весной-летом руководство HII производило авансовые выплаты своим субподрядчикам в объёме до 50 млн. долл. в месяц. Из 40 тыс. сотрудников около 10 тыс. человек работали удалённо. Руководство компании сообщало об относительно небольшом количестве диагнозов COVID-19, среди которых самую крупную вспышку зафиксировали в апреле-мае, когда заболели 40 чел. на верфи в Ньюпорт-Ньюз (Вирджиния) и 30 чел. в Паскагула (Миссисипи).

В качестве дополнительных мер финансовой поддержки производства в апреле-мае текущего года компания осуществила продажу долговых ценных бумаг на сумму до 1 млрд. долл. и оформила кредит на 500 млн. долл.

Представляется, что предпринимаемые руководством HII противокризисные меры носят не восстановительный, а профилактический характер, что свидетельствует об отсутствии значимого негативного влияния пандемии. С марта и по настоящее время производительность предприятий сократилась всего на 15-20%, что не привело к задержкам графиков реализации проектов более, чем на 2-3 месяца.

Компании Fincantieri Marinette Marine (Маринетт, Висконсин) и Austal USA (Мобил, Алабама) параллельно участвуют в программе LCS по условным фрегатам типа LCS-1 Freedom и LCS-2 Independence соответственно. Предприятия обеих компаний оказались в зонах с меньшей опасностью заражения коронавирусом и поэтому незначительно пострадали от кризиса.

Например, руководство Marinette Marine только 23 апреля сообщило о первом подтвержденном положительном тесте на COVID-19 у сотрудника верфи. Эффективные карантинные мероприятия позволили не допустить эпидемическую вспышку, общее количество заболевших в течение следующего месяца не превысило шести случаев, а к настоящему времени составляет всего 37 человек. Сходная ситуация сложилась и на верфи Austal USA. Благодаря этому поставки LCS обоих типов ВМС США идут практически без задержек.

Компания Bath Iron Works (Бат, Мэн), является дочкой группы General Dynamics. Численность персонала верфи составляет 6800 человек, она входит в число пяти крупнейших судостроительных предприятий США и конкурирует с HII в поставке ВМС эсминцев УРО типа Arleigh Burke. Кроме того, на заводе строится третий, последний в серии эсминец нового поколения типа Zumvalt. И при всем при этом у них ситуация с коронакризисом складывается хуже всех.

К июню отставание компании от графика поставки кораблей для ВМС США из-за эпидемии составило почти шесть месяцев. Руководство компании реализовало пакет собственных антикризисных мер, который включал внесение изменений в коллективный договор. И именно это создало им большую проблему, потому что позволяло сократить число рабочих мест на заводе за счет перераспределения субподрядов сторонним компаниям из других штатов.

В связи с этим 22 июня после истечения срока действия предыдущего трехлетнего контракта профсоюз Local S6 вывел 4300 рабочих Bath Iron Works на первую за 20 лет забастовку, протестуя против условий нового трехлетнего коллективного договора. По мнению рабочих, проблемы вызваны неумелым руководством верфью. В свою очередь президент Bath Iron Work 11 июля пожаловалась на Local S6 в Национальный совет по трудовым отношениям: «Мы крайне разочарованы тем, что профсоюзные лидеры лгут и угрожают сотрудникам, которых они должны представлять». В своем обращении 9 июля профсоюз пригрозил штрафами тем работникам, которые самовольно прекратят забастовку и выйдут на работу. Только через полтора месяца после нескольких недель непростых переговоров руководству Bath Iron Works удалось прийти к предварительному соглашению с бастующими о возвращении к работе.

Таким образом, из-за остановки производства вышеуказанное отставание от графика выросло до семи месяцев, а в совокупности с ограничительными мерами против COVID-19 сроки выполнения верфью заказов ВМС США могут быть сдвинуты на год.



Surge Maintenance Program © US Navy

Государственные судоремонтные заводы ВМС США. В условиях пандемии командованию ВМС США пришлось отправить в вынужденные отпуска по категории "Высокий риск чрезвычайной ситуации по погодным условиям и безопасности" около 25% персонала четырех государственных судоремонтных заводов (СРЗ). Это привело к потере суммарно около 50 тыс. рабочих человеко-дней в месяц, да еще и наложилось на существующие серьезные проблемы в отрасли. В результате пошел резкий рост продолжительности стоянки надводных кораблей и подводных лодок на заводах, с перспективой срыва графиков плановых ремонтов и технического обслуживания, и соответствующего снижения численности боевого состава флота. В связи с этим в марте командование кораблестроения и вооружений ВМС США NAVSEA (Naval Sea Systems Command) приняло решение в июле-сентябре поэтапно призвать из запаса 1629 резервистов по мобилизационной программе SurgeMain (Surge Maintenance). Первоначально им определена продолжительность действительной службы 12 месяцев, с возвращением всех обратно в резерв к сентябрю 2021 года. Однако в дальнейшем этот срок может быть сокращен или продлен в зависимости от ситуации.

Распределение резервистов по СРЗ:

1) Portsmouth Naval Shipyard (Киттери, Мэн) - 267 чел.
2) Norfolk Naval Shipyard (Портсмут, Вирджиния) - 486 чел.
3) Puget Sound Naval Shipyard & Intermediate Maintenance Facility (Бремертон, Вашингтон) - 676 чел.
4) Pearl Harbor Naval Shipyard & Intermediate Maintenance Facility (ВМБ Перл-Харбор/АвБ Хикам, Гавайи) - 200 чел.
Итого: 1629 чел.

Программа SurgeMain инициирована в 2005 году для увеличения численности штатных сотрудников СРЗ ВМС в чрезвычайных ситуациях. Она действует в 75 географических пунктах на территории всей страны для 240 офицеров запаса и 2200 военнослужащих рядового состава запаса первой очереди (enlisted reserve sailors), обладающих необходимыми техническими навыками и производственным опытом, чтобы немедленно приступить к работе на верфи.

Как правило, призываемые из запаса резервисты подлежат отправке для прохождения действительной службы в непосредственную близость от места своего постоянного проживания. Более того, фактически большинство текущих участников программы SurgeMain являются сотрудниками тех же СРЗ, с которых их в марте отправили в вынужденные отпуска. В результате после призыва у специалистов СРЗ всего лишь меняется категория персонала с гражданских служащих-резервистов на военнослужащих действительной службы.

Нужно заметить, что командование американского флота впервые ввело в действие мобилизационную программу SurgeMain в столь значительных масштабах. Ранее проводились небольшие по масштабам кратковременные опытно-экспериментальные учения для проверки концепции.




Слева - ЗРК малой дальности IM-SHORAD / Справа - танковый мостоукладчик JAB © DRS Land Systems

Производство ВВСТ для сухопутных войск в значительно меньшей степени подверглось негативному влиянию коронакризиса. Однако и в этом секторе американского ВПК ряд крупных оборонных программ оказался под угрозой срыва по причине нестабильной работы системы поставок комплектующих и сокращения производства.

В частности, до стабилизации эпидемиологической ситуации была приостановлена реализация двух приоритетных программ СВ США - высокоточной тактической гиперзвуковой ракеты PrSM (Precision Strike Missile) компании Lockheed Martin и боевой информационно-управляющей системы ПВО/ПРО IBCS (Integrated Battle Command System) производства Northrop Grumman. Эксплуатационные испытания БИУС IBCS планировали провести в третьем квартале текущего года, а первые поставки должны начаться через три года после успешного завершения тестов.

Кроме того, приостановлены испытания прототипа ЗРК малой дальности IM-SHORAD (Interim Mobile Short-Range Air Defense System) на Абердинском полигоне (Мэриленд). Министерство СВ планирует закупить у компании Leonardo DRS 144 комплекса этого типа для вооружения ими БТР М1126 Stryker. Запланированная на второе полугодие 2020 года поставка первых 36 систем отложена на неопределённый срок.

В связи с приостановкой функционирования большинства армейских полигонов перенесена на конец года заключительная серия испытаний новых танковых мостоукладчиков JAB (Joint Assault Bridge) на шасси ОБТ М1А2 Abrams. В соответствии с контрактом компания Leonardo DRS должна поставить СВ США 273 машины этого типа на сумму 400 млн. долл. Из-за переноса испытаний начало их серийного производства возможно не ранее второй половины 2021 года.

Испытания разрабатываемой корпорацией Microsoft для СВ США интегрированной системы дополненной реальности IVAS (Integrated Visual Augmentation System) перенесены с июня на неопределенный срок по причине временного прекращения работы субподрядчиков. Двухлетний контракт на 480 млн. долл. по созданию действующего прототипа заключён в ноябре 2018 г., запуск в серийное производство для начала поставок вооруженным силам 200 тыс. комплектов системы IVAS намечался на весну 2021 года, но отложен на неопределённый срок, а вся программа оказалась под угрозой срыва.

Если попытаться кратко резюмировать, то несмотря на предпринимаемые антикризисные меры, пандемия COVID-19 в краткосрочной перспективе приведет к задержкам реализации на срок от двух месяцев до одного года по большинству закупочных программ ВВСТ для всех видов ВС США. Наиболее существенно коронакризис повлиял на авиакосмическую отрасль американского ВПК, поскольку предприятия данных секторов больше других зависят от работы малых и средних субподрядчиков, включая зарубежные поставки. Снижение темпов производства также произошло в кораблестроительной отрасли из-за расположения ряда основных предприятий в зонах с неблагоприятной эпидемической ситуацией. Программы закупок армейских вооружений пострадали меньше других.

В обзоре практически никак не задет IT-сектор, за исключением одного упоминания гиганта Microsoft, но зато вообще без каких-либо гарантий завершения перспективных НИОКР. Казалось бы, программиста проще всего перевести на удалёнку - закрыл свой ноутбук и поехал домой на электросамокате. А вот поди ж ты! Чисто интутивно в среднесрочной перспективе можно прогнозировать достаточно серьёзные последствия в отраслях, связанных с инновационными технологиями (искусственный интеллект, робототехника, программное обеспечение etc), где едва ли не наибольшая доля все тех же малых предприятий, которые в условиях коронакризиса постоянно балансируют на грани банкротства, и выдержат этот танец до конца далеко не все. Понятное дело, если достаточно быстро найдут способ борьбы с COVID-19 и после победы над ним всевозможные стартапы снова полезут на свет, как грибы после дождя. Но все же это только если и потом.


textron, boeing, covid-19, huntington ingalls industries, lockheed martin, США, northrop grumman, мостоукладчики, general dynamics, leonardo, microsoft, l3 harris, raytheon

Previous post Next post
Up