Сегодня начались летные испытания HX Challenge 2020 для участников конкурса по
программе HX ВВС Финляндии. Первыми их пройдут два многоцелевых истребителя Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании, один из которых в двухместном варианте, чтобы можно было "покатать" в задней кабине финского пилота.
Программа HX началась в 2015 году для замены в составе финских ВВС истребителей-бомбардировщиков Hornet, включая 55 одноместных F/А-18C и 7 двухместных F/A-18D, срок эксплуатации которых истекает в 2025-2030 годах.
В ходе этапа предварительной оценки к участию в конкурсе пригласили пять компаний, предложивших свои варианты истребителей-бомбардировщиков. На испытания каждого из них в ходе HX Challenge отводится семь рабочих дней:
9-17 января - EF-2000 Typhoon ранее европейского консорциума Eurofighter, теперь BAE Systems
20-28 января - французский Dassault Aviation Rafale
29 января - 6 февраля - шведский Saab JAS 39E/F Gripen
7-17 февраля - американский Lockheed Martin F-35 Lightning II
18-26 февраля - американский Boeing F/A-18E/F Super Hornet
Для базирования самолетов выбрана авиабаза Пирккала (аэропорт Сатакунта). В основном, полеты планируются в дневное время с 8:00 до 16:00, на ночные каждому отводится только один день. В выходные дни полеты не выполняются. Летать будут практически над всей территорией страны, вплоть до Оулу на севере и до Балтийского моря на юге и западе. Время испытаний в январе-феврале выбрано неслучайно, чтобы оценить реальные возможности эксплуатации авиационной техники при самых сильных финских морозах. Говорят, мол, хорошо бы еще облачность поплотнее и пониже, да со снежком, чтобы проверить работу бортовых средств обнаружения, но это уж как повезёт.
При этом не будет всесторонних летных испытаний, проводятся только отдельные наиболее экстремальные проверки на соответствие реальных характеристик ранее заявленным производителем. А основное время затратят на оценку соответствия действующей и перспективной концепции применения финских ВВС при решении конкурентами пяти боевых задач: борьба с воздушным противником; нанесение ударов по наземным объектам; поражение надводных целей; возможность применения управляемого оружия большой дальности; ведение всех видов разведки, а также возможности связи и управления.
Предусмотрена отработка задач как во взаимодействии с истребителями-бомбардировщиками F/А-18C/D Hornet и учебно-боевыми самолётами Hawk Mk.51 ВВС Финляндии, так и против них. Кроме того, в испытаниях примут участие корабли ВМС.
С другой стороны к испытаниям привлекаются по 2-4 самолета. Минимальный вариант - две машины компаний-конкурсантов, одна из которых обязательно двухместная. Разумеется, это не относится к F-35, у которого такого варианта просто нет. Остальные конкуренты будут стараться кто во что горазд, чтобы повыгоднее представить товар. Например, шведы могут пригнать свой самолет ДРЛО GlobalEye, продемонстрировав возможности взаимодействия с ним для Gripen. А Boeing планирует заодно с основными участниками представить ещё и самолет РЭБ Grouler.
После завершения HX Challenge полученные в ходе испытаний результаты по каждому кандидату будут использованы в следующих этапах оценок, который включают виртуальное моделирование и компьютерную симуляцию решения боевых задач группой из четырех истребителей-бомбардировщиков при различных сценариях, а также эффективность каждого варианта в условиях длительных боевых действий.
Параллельно будет производиться бюджетная оценка стоимости эксплуатации, оценка возможности сохранения потенциала развития кандидатов, а также их способность адаптироваться к перспективной концепции применения ВВС Финляндии на период до 2060-х годов.
В соответствии с графиком реализации программы HX правительство должно принять решение по выбору варианта закупки в 2021 году, а также окончательно определиться с количеством закупаемой техники - 64 самолета, или все-таки 48? Второй вариант появился с явным прицелом на F-35. В любом случае, поставки ВВС новых истребителей запланированы на 2025-2030 годы. При этом программа HX станет крупнейшим оружейным контрактом Финляндии с рамочной стоимостью 7-10 млрд. евро, но эта сумма не включает закупки вооружения и оборудования, а также затраты на техническое обслуживание и модернизацию в течение жизненного цикла новых машин. По опыту эксплуатации F/А-18C/D финны оценивают потребную на это сумму еще не менее чем в 7 миллиардов, из которых два придется затратить на модернизацию.
Что же касается возможных победителей конкурса, то некоторые утверждают, что американские самолеты тут в явном фаворе. При этом если в период правления демократов больше шансов давали F-35, то Трамп из Овального кабинета изо всех сил лоббирует продукцию Boeing. Посмотрим, как там и что у них получится.
(продолжение следует)