28 ноября на норвежской ПЛ KNM Utvær официально завершился почти двухлетний капитальный ремонт и модернизация с передачей ее ВМС во время торжественной церемонии в сухом доке судоремонтного завода компании Bergen Mekaniske Verksted в Лаксевог (Laksevåg).
ПЛ KNM Utvær на переходе из Лаксевог в ГВМБ Хоконсверн © Foto: Oda Linnea Iden / Sjøforsvaret
Как это заведено во многих странах, событие приурочили к очередной круглой дате. Именно в этот день ровно 110 лет назад на заводе Germaniawerft в Киле норвежскому экипажу передали первую ПЛ
KNM Kobben (А-1), положив таким образом начало давней традиции использования норвежским флотом немецких ПЛ.
В этом доке KNM Utvær простояла два последних года
Командир лодки встречает командующего ВМС Норвегии
На митинге командующий ВМС флаг-коммандор Руне АНДЕРСЕН (Sjef Marinen, flaggkommandør Rune Andersen) толкнул речь: "Теперь вам предстоит раскрыть потенциал этой лодки после ее технической обкатки и испытаний, обучения и, надеюсь, скорого выхода на патрулирование в те районы, которые представляют интерес для Норвегии". С 2016 года командование ВМС Норвегии организовало постоянные и регулярные боевые службы ПЛ типа Ula у побережья на севере страны, поочередно по одной лодке с передовым базированием в ВМБ Рамсунн (Ramsund), суммарно до 250 суток в году. Как утверждают сами норвежцы, предназначенные для работы в водах Северного, Баренцева и Норвежского морей, а также в Арктическом океане, их подводные лодки типа Ula регулярно демонстрируют наивысшую степень боеготовности среди всех кораблей НАТО.
Экипаж на борту KNM Utvær
В настоящее время на вооружении ВМС Норвегии находятся шесть ПЛ типа Ula германского проекта Type 210, построенных на немецких верфях и введенных в боевой состав флота в 1989-1992 годах. Все лодки прошли первый этап модернизации в 2006-2008 годах, второй этап которой проводится с 2012 года по настоящее время для продления срока их эксплуатации, который заканчивался в 2020 году. По текущим планам для четырех ПЛ его планировалось повторно продлить до 2028 года, когда ожидалось начало эксплуатации лодок новой постройки. Но теперь эти сроки придется сдвинуть вправо не меньше, чем на два года. Впрочем, об этом ниже.
Ремонт и модернизация ПЛ типа Ula проводятся по двум основным программам:
Программа "Проект 6345. Модернизация подводных лодок" утверждён правительством в 2009 году. Цель его реализации - модернизация шести ПЛ типа Ula для продления сроков их эксплуатации с повышением отдельных характеристик до уровня современных требований. Основные направления работ включают комплексную модернизацию систем управления оружием, гидроакустики и навигации, ходового управления, погружения и всплытия, а также улучшение условий обитаемости. Проект находится на стадии реализации до 2020 года. Его рамочная стоимость составляет 1 606 млн. крон (189,5 млн. долл.) с выделением в 2019 году 114 млн. крон (13,45 млн. долл.), и почти столько же спланировано в 2020-м. Считается, что модернизация 50 основных систем всех ПЛ позволит поддерживать их высокий боевой потенциал до начала поступления на вооружение новых современных ПЛ германо-норвежского проекта 212CD по программе "Проект 6346".
Еще в середине 2000-х годов, когда ВМС Норвегии присоединились к участию в операции НАТО Active Endeavour по контролю за судоходством в Средиземном море, на всех ПЛ этого типа начали устанавливаться приемопередатчики автоматической идентификационной системы AIS. Несколько раз проводилось обновление средств управления и связи, включая TADIL-A/Link-11. Были модернизированы оптикоэлектронные перископы и другие выдвижные устройства, улучшено охлаждение для операций в тропических водах. В 2004 году на первой ПЛ установили новую пассивную ГАС и интегрировали новую навигационную систему SNS (Submarine Navigation System) с использованием электронных карт. В дальнейшем в рамках пятилетней подпрограммы модернизации (2011-2016) с Kongsberg в 2010 году заключили контракт по проведению аналогичных работ на остальных ПЛ.
Выносной прибор навигационной системы SNS в рубке ПЛ KNM Utstein
Параллельно с обновлением этого оборудования с 2006 года на всех шести ПЛ произвели несколько последовательных модернизаций БИУС MSI-90U Mk.2, которая обеспечивает совместимость приборов управления стрельбой с основным гидроакустическим комплексом CSU83 германской компании Atlas Elektronik, французской пассивной ГАС бокового обзора производства компании Sintra Thomson-CSF (с 2000 года Thales), а также с РЛС Type 1007 компании Kelvin Hughes (с сентября 2017-го в составе HENSOLDT как HENSOLDT UK).
Так, в январе 2012 года компания Kongsberg получила от ВМС Норвегии контракт на 200 млн. крон (24 млн. долл.) для модернизации БИУС до уровня версии MSI-90U Mk.2. В октябре 2016 года с Kongsberg
заключили контракт ещё на 220 млн. крон (25,9 млн. долл.) для очередной модернизации в течение следующих четырех лет на всех шести ПЛ части подсистем управления оружием БИУС MSI-90U Mk.2. Основные работы по данному договору заключаются в установке нового бортового интерфейса TBI (Torpedo Board Interface) для связи между БИУС и приборами управления стрельбой германского производства с последующим обновлением всего связанного с ними программного обеспечения. Не исключено, что сделано это с дальним прицелом из расчета планов последующий интеграции в состав вооружения ПЛ ЗРК IDAS и КР NSM. Интерфейс TBI обеспечивает возможность ввода через БИУС данных ЦУ в системы наведения ракетного оружия.
Автоматизированные рабочие места операторов БИУС MSI-90U Mk.2 в центральном посту ПЛ
К настоящему времени модернизацию на заводе в Лаксевог (Laksevåg) прошли четыре из шести ПЛ - KNM Uredd (2014-2015), KNM Ula (2016-2017), KNM Uthaug (2016-2017) и KNM Utvær (2018-2019). Таким образом, остались еще две KNM Utsira и KNM Utstein.
Четыре верхних фото показывают ПЛ типа Ula до медернизации, четыре нижних после. Можно заметить, что кроме электроники остальная часть оборудования внешне не очень-то сильно изменилась.
Вторая программа "Проект 6370. Закупка ЗИП для подводных лодок" утверждена правительством в 2015 году. По состоянию на 2019 год ее рамочная стоимость составила 580 млн. крон (68,44 млн. долл.). Цель проекта - закупка и поставка дополнительных запасных частей и принадлежностей ПЛ типа Ula для замены устаревших и вышедших из строя комплектующих. Программа включает в себя необходимость обновления четырех последних из шести ПЛ, находящихся в наилучшем техническом состоянии. Как и "Проект 6345" программа "Проект 6370" была рассчитана до 2028 года, когда ожидалось начало эксплуатации первых из четырех новых ПЛ, поставка которых планировалась в 2025-2030 годах.
По поводу излишней оптимистичности этих сроков нехорошие слухи носились давно.
Как и планировалось, контракт о совместной разработке нового германо-норвежского проекта 212CD (Common Design) будет подписан в 2019 году, но буквально на прошлой неделе представители немецкой верфи tKMS (ThyssenKrupp Marine Systems)
официально объявили, что первая ПЛ 212CD будет построена с опозданием как минимум на два года. Но это уже совсем другая история, поговорим о ней
как-нибудь в другой раз.