БЛА SkyRanger R70 службы БОХР ВМС Норвегии

Oct 11, 2019 21:23

В продолжение темы:

В финале прошлого материала упоминался некий квадрокоптер службы БОХР ВМС Норвегии, тип которого пока так и не удалось идентифицировать. Теперь эта досадная оплошность устранена, поэтому можно продолжить прямо с этого места:



БЛА Aeryon SkyRanger R70 компании NAS

В условиях постоянного затягивания сроков военных закупок различные подразделения ВС Норвегии начали реализацию собственных программ в качестве неотложных временных мер по преодолению острого дефицита необходимых им беспилотных систем за счет доступных предложений на коммерческом рынке. В частности, в рамках двухлетней пилотной программы в 2016 году береговая администрация взяла в аренду для службы БОХР несколько БЛА Indago 2 производства американской корпорации Lockheed Martin, чтобы протестировать концепцию использования беспилотников для поддержки ликвидации разливов нефти и некоторых других задач береговой охраны. В качестве поставщика выбрали малую норвежскую компанию Nordic Unmanned, которая с 2015 года стала официальным дистрибьютером БЛА Indago 2 на скандинавском рынке.



Демонстрация возможностей БАС Indago 2 с ТВ/ИК ОЭС на ежегодном семинаре БОХР ВМС Норвегии (апрель 2016)

Кроме того, в рамках аналогичного тестового проекта некоторое количество этих БЛА закупили еще и для объединенного командования ССО, но это уже совсем другая история, о ней когда-нибудь будет отдельный разговор.



Премьер-министр Норвегии Эрна СУЛЬБЕРГ на демонстрации БЛА Indago 2 представителями компании Nordic Unmanned (апрель 2017)

Что же до БОХР, то по прошествии двух лет испытательного периода квадрокоптеры получили настолько высокие оценки специалистов, что немедленно по окончании пилотного проекта быстро организовали новый конкурс для срочной закупки новых систем на постоянной основе.



БЛА Indago 2 в БОХР Норвегии перед завершением пилотной программы (март 2018) © foto: Kystverket

Тогда же прямо в марте 2018-го объявили тендер, в соответствии с условиями которого основными требованиями к БЛА являлись:

• Мультикоптер вертикального взлета и посадки.
• Максимальная взлетная масса до 10 кг
• Высокая устойчивость к ветру, осадкам и изменениям температуры.
• Время полета не менее 40 минут.

В отношении полезной нагрузки четких требований в ТТЗ прописано не было. БЛА должен был способен нести основные существующие на рынке варианты современных систем наблюдения, но необходимо было также разрабатывать и перспективные. В частности, указывалась необходимость в датчиках измерения радиоактивного излучения и содержания серы в выхлопе судовых энергоустановок.

Конкурс провели очень быстро и 31 августа 2018-го береговая администрация Норвегии, в сотрудничестве с морским управлением и управлением по радиационной защите приобрели пять БАС для мониторинга окружающей среды. Служба БОХР ВМС будет оператором беспилотников, которые должны были ввести в эксплуатацию в первой половине 2019 года и поступить на вооружение всех пяти патрульных кораблей внутренней береговой охраны (Indre kystvakt), то есть KV Tor, KV Njord, KV Nornen, KV Heimdal и KV Farm.




Как и ранее, в рамках правительственной стратегии развития беспилотников в качестве поставщика выбрали национальную компанию NAS (Norse Asset Solutions), для которой этот заказ стал самым крупным разовым контрактом за время существования. NAS представила на конкурс собственный вариант модернизации планера серийного БЛА SkyRanger R70, которые закупают у канадского субподрядчика Aeryon Labs Inc.




Их испытания подтвердили, что эти мультикоптеры имеют очень прочную конструкцию и хорошо подходят для норвежских условий, характеризующихся дождем, снегом, ветром, морскими брызгами и низкими температурами. В дополнение к этому БЛА имеют хорошую грузоподъемность и длительное время автономной работы. Ещё одно преимущество, которое в настоящее время мало кто может предложить на коммерческом рынке - фиксированные фронтальные тепловая и оптическая камеры, с которых БЛА могут передавать изображения, независимо от типа подвешенных под фюзеляжем датчиков полезной нагрузки. Таким образом, оператор всегда может визуально контролировать полет БЛА.

Мультикоптеры оборудованы системой морской широкополосной связи Kongsberg Seatex, совместимой с аппаратурой кораблей береговой охраны. Пропускная способность этого канала составляет до 15 Мбит в секунду, что позволяет одновременно передавать в реальном масштабе времени как видеоизображения в HD качестве с камеры переднего обзора, так и данные с датчиков полезной нагрузки.

Исходя из требований заказчика и традиционных задач БОХР Норвегии, компания Norse Assets Solutions предложила к установке на БЛА ИК/ТВ ОЭС собственной разработки с 30-кратным зумом и разрешением 4K Full HD.







Нужно заметить, что бортовой процессор БЛА SkyRanger R70 имеет настолько высокую производительность, что в настоящее время используется только незначительная часть его потенциала. Это предоставляет отличные возможности с точки зрения дальнейшей модернизации и разработки новых датчиков полезной нагрузки для перспективных вариантов применения.

Положения контракта NAS с береговой администрацией предусматривают проведение НИОКР по разработке ряда новых датчиков для БЛА. К ним могут относиться РЛС для определения местоположения наземных и морских объектов, трубопроводов, измерения глубины снежного покрова и т.п.

Но в первую очередь это касается газоанализаторов, которые должны измерять уровень NOx, CO2 и серы в выхлопных газах судовых энергоустановок. В норвежских портах не разрешается использовать топливо с содержанием серы более 0,1%. В 2020 году планируется ввод новых экологических стандартов для арктического судоходства, при этом допустимый предел содержания серы в топливе снизится с 3,5% до 0,5%. Проведенные в середине 2018 года испытания прототипа газоанализатора на БЛА Indago 2 показали настолько обнадеживающие результаты, что береговая администрация сразу заказала три комплекта еще несуществующих систем. Предсерийный экземпляр NAS представила в мае этого года.








Впервые эти новые квадрокоптеры засветились в марте 2019 года на ПК БОХР KV Tor:




Facebook post

А спустя всего несколько дней они уже принимали участие в операции по подъему затонувшего фрегата "Хельге Ингстад".





По заявлению операторов, в каждом из двух экипажей всех пяти кораблей внутренней БОХР пара моряков допущена к обслуживанию и применению БЛА, а использовать их приходится практически ежедневно для любых гражданских задач береговой охраны: поисково-спасательные операции, разливы нефтепродуктов, мониторинг рыболовства, взаимодействие с таможней и полицией, и т.п. Такой достаточно простой беспилотник также может быть полезным инструментом для решения некоторых военных задач, например, в ходе отражения террористических атак.





Большая статья

Интересно, что кроме KV Tor на других кораблях БЛА SkyRanger R70 пока не замечены. Впрочем, если вспомнить недавний поход Северному полюсу ПК БОХР Svalbard, то среди прочих была там и такая фотография:




…а в официальные задачи экспедиции входила также проверка в арктических условиях неких беспилотных систем, впрочем, конкретно не названных. Откуда сделан такой замечательный снимок?

Поправка: предположение оказалось слишком смелым - KV Svalbard возил с собой не SkyRanger R70, а два коммерческих БЛА Disco FPV и Griff-300 (см. здесь).

Но закончить этот рассказ придется как и ранее - ничего другого, кроме этих игрушек у ВМС Норвегии сейчас нет от слова "совсем". Более того, даже в перспективных планах закупок никаких программ приобретения БАС для военного флота так и не появилось. Руководство министерства обороны и командование вооруженных сил знает о проблемах, но считает, что есть гораздо более важные направления финансирования.

Схожая ситуация складывается и в других видах вооруженных сил (за небольшими исключениями) с минимальными перспективами на возможные изменения. В принципе, давно можно было собрать обзорный материал, да все руки не доходят. Зато название давно готово, что-то вроде "Нереализованные планы и неподтвержденные амбиции". Желающие приобщиться к полному содержанию этой истории могут оставлять свои заявки в комментариях.


norway, БЛА, sjøforsvaret, Норвегия, kystvakt, kv tor, kv svalbard, forsvaret

Previous post Next post
Up