В продолжение
темы:
На выставке DSEI-2019 в Лондоне компания Supacat Limited впервые официально представила свою известную машину-трансформер 6×6/4×4 HMT (High Mobility Transporter) в новой модификации Extenda Mk.2. При этом оказалось, что все читатели блога её уже давно видели, потому что именно она c 2018 года поставляется в Норвегию для ССО.
Автомобиль высокой проходимости HMT Extenda Mk.2 в конфигурации 6×6 в экспозиции компании Supacat на выставке DSEI 2019 в Лондоне. Номер 12 на передней части кузова кагбэ намекает на ход процесса поставки ССО Норвегии ©
Army Recognition Договор на поставку 24 машин Extenda представители службы тыла ВС Норвегии FLO (Forsvarets logistikkorganisasjon) заключили с компанией Supacat в апреле 2015 года после проведения формального конкурса в рамках начатой в 2011 году программы. Первый серийный из заказанных автомобилей представители FLO
получили 30 мая 2018 года. Завершение поставок основной партии ожидается в 2019-м, после чего может быть принято решение по предусмотренному контрактом опциону, позволяющему впоследствии по фиксированной цене увеличить вдвое количество закупаемой техники, то есть, до 48 единиц.
Сведения об особых спецификациях норвежской модификации поначалу не разглашались, за исключением требования левого расположения руля и возможности установки на верхней площадке дистанционно-управляемого модуля вооружения Kongsberg Protector Nordic 1+, штатно принятого на вооружение ВС Норвегии.
Представители компании на выставке раскрыли несколько новых подробностей по HMT Extenda Mk.2. В частности, улучшенная система пневмоподвески позволила повысить грузоподъемность, увеличить количество мест для экипажа с четырех до шести человек, а максимально допустимая масса машины возросла с 10 500 до 12 000 кг. В стандартную комплектацию входит дизельный двигатель Cummins объемом 6,7 литра. Шасси теперь соответствует требованиям STANAG по возможности эвакуации/восстановления (recovery purposes), а модули противоминной и баллистической защиты можно интегрировать в шасси на этапе заводской сборки.
В основной статье этого нет, но забегая немного вперед следует добавить, что HMT Extenda Mk.2 оснащена интегрированной платформой управления транспортным средством архитектуры GVA (generic vehicle architecture), позволяющей обменивается цифровыми данными (включая видеоизображения) как между дисплеями каждого члена экипажа, так и с другими единицами в тактических сетях, повышая общую ситуационную осведомленность и скорость принятия решений. Многофункциональные дисплеи предоставлены Leonardo.
А вот со штатным вооружением еще интереснее.
Базовый его состав включает 7,62-мм пулемет у командира экипажа в передней кабине справа от водителя, 12,7-мм пулемёт или 40-мм автоматический гранатомет над задней кабиной на турели NM152, а также по восемь мортир для дымовых гранат над передним и задним бамперами. Как указывалось выше, вместо обычного вооружения здесь может устанавливаться модуль вооружения Protector с 40-мм автоматическим гранатометом или пулеметами различных калибров, и с пультом управления в задней кабине. С учетом
анонсированной в мае закупки 12,7-мм "Гатлингов", их тоже могут попытаться поставить наверху.
Но и это не все. Штатно еще один пулемет может быть дополнительно установлен в кузове для обстрела заднего сектора. И здесь мы плавно возвращаемся к картинкам с выставки. Во-первых, дымовых гранатометов спереди сзади не по восемь, а по шесть - убрали направленные на траверз. Но это еще не всё, самое интересное находим сзади:
Rheinmetall's MWS81 mortar system mounted on Supacat Extenda Mk.2 © Supacat-Rheinmetall-Scisys
…и внезапно обнаруживаем в кузове серийной норвежской машины минометный модуль MWS81 Ragnarok (Mortar Weapon System 81 mm/120 mm). Разработанный в 2012-2014 годах компанией Rheinmetall Defence
по заказу Норвегии, он используется в качестве постоянного основного вооружения на новых
самоходных минометах (СМ) CV90RWS Multi BK норвежской же армии, которая заодно является единственным известным пользователем этих систем.
В
статье сообщается что MWS81 на норвежской "Экстенде" оснащен прицелом Vingmate с дневным и ночным каналами. Он разработан почему-то снова норвежской компанией Vinghøg AS, отделением компании Simrad Optronics, являющейся дочерней компанией Rheinmetall. А разработанные SCISYS программно-аппаратные средства позволяют интегрировать систему управления минометным модулем в платформу управления машиной GVA
(см. выше).
В общем, как водится, нигде об этом прямо не сказано, но теперь у ССО Норвегии есть свои самоходные минометы.