Жуткое зрелище, ага.
Но все это только инсценировка для максимальной реалистичности имитации стрессовых ситуаций при реальных боевых действиях. Специальной краски не жалеют. На фоне белого снега смотрится впечатляюще.
Foto: Magnus Hallgren
А для имитации оторванных конечностей у раненых приглашают специальных актеров-ампутантов. Они обучены симптомам различных ранений, и относятся к работе с огоньком, обожая громко орать, стонать и давать обучаемым неправильные советы. Работа непыльная и довольно прибыльная, что вместе с пенсией по инвалидности обеспечивает вполне достойную жизнь. Такие подготовленные ампутанты внесены в специальную базу данных и даже обзавелись собственными рекрутинговыми агентствами, которые обеспечивают им контракты при проведении всех учений экстренных служб, к которым относится и "Колд риспонс". Даже за границу приглашают регулярно - типа, на гастроли.
Самое известная из таких компаний - английская "Ампутанты в действии" (Amputees in Action). Каждую группу актеров-ампутантов сопровождает один или несколько профессиональных художников-гримеров - специалистов по спецэффектам (special effects (SFX) artist).
Но это все для младших медицинских работников - боевые санитары, медсестры и т.п. Когда за дело берутся хирурги, для них перед учением всегда закупается приличная партия самых обычных свинок. Только молодых - чтобы не очень крупные были. Ежегодно вооруженные силы используют около 90 свиней для обучения от первой помощи на месте до хирургического вмешательства и медикаментозного лечения. Курс проводится один раз в год, а также перед выездом медицинских работников в командировки за границу. Например, в 2012 году учебный курс прошли 117 человек, в том числе 32 хирурга.
Обучение лечению огнестрельных ранений на курсе военной хирургии (Сессволлмуен, 2012 г.)
- У пациента травмы живота и бедра с обширным кровотечением, - отмечает хирург Бернт Эрик Энгебретсен. С помощью скальпеля он делает надрез и опускает руку в дымящуюся кишку, чтобы исследовать ущерб, нанесенный снарядами.
- Представь, что ты в Афганистане. Пациент должен быть эвакуирован по воздуху в течение нескольких часов. Что вы хотите сделать? - спрашивает инструктор Стейнар Киил.
- У нас перфорация на кишечнике и повреждение селезенки. Я бы удалил селезенку, она которое сильно кровоточит, - отвечает хирург.
Прежде всего, речь идет о командной работе с тяжело раненным пациентом. На медкурсе также используют высокотехнологичных кукол, но они никогда не заменят то, что реально кровоточит и может умереть, если вы совершите ошибку. Когда дело доходит до остановки сильного кровотечения и огнестрельных ранений, наиболее реалистично тренироваться на свиньях. Это самая реалистичная тренировка, которую вы можете получить без угрозы жизни человеку-пациенту.
В одной из соседних комнат с операционной находятся свиньи. Здесь пахнет хлевом. Некоторые из животных спят, другие возятся в опилках и неосознанно принюхиваются к тому, что происходит по другую сторону стены.
Четверо их товарок уже лежат на операционном столе. Свиньи анатомически очень похожи на людей. У них гораздо больше общего с нами, чем мы думаем. В ходе курса для максимально реалистичного обучения хирургов используются 36 свиней.
Большое значение придается тому, чтобы животные были максимально избавлены от стресса. У них короткий путь перевозки с фермы. Перед операцией они успевают успокоиться, а затем приходит ветеринар. Он шприцом вводит свинье в шею снотворное, и животное больше никогда не проснется.
Через несколько минут мы в мороси на стрельбище. Свинья висит на ногах в погоду, крепко цепляясь за устройство. Примерно в 20 метрах от него находится солдат с винтовкой в руках. Резкий запах пахнет воздухом. Он движется в теле свиньи, когда пуля попадает в расщепленное бедро. Наконец, свинья получает выстрел через живот. Это стартовый сигнал для команды скорой помощи, которая осталась за спиной. Они не должны знать, что их ждет, когда они убегают к пациенту.
- У нас сильное кровотечение! кричит один из них и затягивает жгут вокруг его бедра. Еще один начинает набивать выходную рану марлей, а два других проверяют дыхание и поддерживают температуру тела в прохладную погоду. Как только состояние стабилизируется, свинью зажимают на носилках и доставляют в операционную, которая уже гудит от нервной энергии.
Мы учимся получать свинью так же, как и в случае реальной травмы в Афганистане. Если мы хлебаем, свинья быстро умирает. Но после этого иногда вы становитесь намного лучшим хирургом. Солдаты в иностранных операциях заслуживают самой лучшей готовности. И затем мы должны тренироваться таким образом
Работа с живым существом - это барьер, который вы должны преодолеть. Поэтому этот курс является обязательным для всех врачей, специализирующихся на общей хирургии. Я помню, даже когда я присутствовал в первый раз. Один из инструкторов ударил свинью по сердцу, так что на его лице появилась кровь. Я был так напуган, что едва знал, на какой кости стоять
Для него все выглядит бесспорно довольно жестокие. Свинья лежит на спине с высунутым языком изо рта. Язык используется в мониторинге состояния пациента. Весь живот открыт и обнажает кишки, которые слабо вибрируют и двигаются с дыханием. Ветеринар постоянно проверяет, что свинья полностью без сознания.
Вы укрепляете уверенность в себе, необходимую для правильных действий в тот день, который действительно важен. В то же время многое из этого можно перенести на мою работу в качестве хирурга в больнице Лиллехаммера. Но это наиболее часто встречается в автомобильных авариях и травмах на лыжах, объясняет он.
Хирургическая бригада работала над тем, чтобы в течение двух часов выжить тяжело раненого пациента. Все больше людей должны постоянно вытирать пот под светящимися рабочими огнями. Но самая большая проблема все еще остается.
- Мы стараемся максимально напрягать участников курса, - говорит инструктор Киил и прокалывает сердце скальпелем. Свежая кровь перекачивается в грудную полость. Вокруг стола идет беспокойная деятельность, чтобы остановить кровотечение, и хирург должен зашить пульсирующее сердце. В конце концов он перестает биться.
Операционная медсестра поставляется с аппаратом, состоящим из двух металлических пластин с ручками. Они положены прямо на сердце. Все отстраняются от стола, в то время как удар электрическим током заставляет тело свиньи дергаться. Сердце бьется в нерешительности, но вскоре начинает регулярно стучать.
Инструктор Киил немного отозвался, чтобы оценить, как команда хирургов справляется с ситуацией.
- К счастью, в Норвегии так мало эпизодов стрельбы, что нам приходится тренироваться на свиньях, чтобы поддерживать готовность. Я думаю, что участники курса чувствуют себя очень хорошо. Но пока не говори им об этом.
Отсюда