Как водится, можно годами собирать материал по какой-нибудь теме в тщетной надежде найти еще что-нибудь. Но стоит только выложить публикацию и заняться чем-нибудь другим, как тут же натыкаешься на новую информацию. Поэтому вот вам ещё одно очередное дополнение
к предыдущей теме: …ещё в 2004 году в бригаде "Север" испытали модифицированный БТР M113 с модулем вооружения RWS Protector (Remote Weapon System), который кроме штатного 12,7 мм пулемета M2 Browning дополнительно оснащался ПЗРК Stinger. Система получила отличные отзывы, хотя и отмечалась небольшая дальность стрельбы "Стингера" и недостаточная эффективность его ИК ГСН. Мол, хорошо бы его заменить другой ракетой. Но дальше испытаний дело не продвинулось, а штатно устанавливаемые сейчас на всю норвежскую боевую технику модули "Протектор" такой полезной опции лишены.
Испытания первого варианта AMRWS на БТР М113
Норвегия одной из первых начала создавать модные ныне дистанционно-управляемые модули вооружения, заняв к настоящему времени
ведущее место на мировом рынке. Для разработки этого направления ещё в 1998 году в составе группы Kongsberggruppen была образована отдельная компания Kongsberg Protech, результатом работ которой в сотрудничестве с фирмой Vinghøg стал боевой модуль Kongsberg Protech/Vinghøg AMRWS (Advanced Multi-Role Weapon Station). Потом его переименовали в Kongsberg Protector RWS-N (Remote Weapon Station - Norway), а более позднюю версию приняли на вооружение норвежской армии под обозначением NM221 (Norske model 221).
Первые 16 модулей предсерийной партии AMRWS передали в войска уже в 1999 году. Поскольку они ещё не в полной мере соответствовали требованиям боевого применения, их приспособили к решению обеспечивающих задач. Поначалу ими вооружили боевые инженерные машины NM205 Stormingeniørpanservogn на базе БТР М113, чтобы без угрозы для экипажа расстреливать с небольшого расстояния мины, фугасы, СВУ и т.п.
Испытания модуля RWS-N на БТР М113 - сравните оптическую систему с
вариантом для AMRWS Практически сразу их обкатали в боевых условиях международных операций в Косово в 2001 году (KFOR 3/KFOR 4) и в Афганистане в 2002-м. Потом еще восемь RWS-N установили на колесных машинах разминирования Alvis Moelv Tactica 2000, закупленных для ВВС Норвегии в 2002 году, но подробнее о них
в другой раз.
Вверху и слева NM205 в Косово в 2000 году (KFOR 1/KFOR 2) еще с пулеметами за бронещитком на турели; справа внизу - современная конфигурация этих машин
В свою очередь разрабатываемый параллельно с RWS-N модуль RWS-US примерно в то же время сначала превратился в армии США в Kongsberg Protector M151, а потом стал известен как Protector Crow (CROWS - Common Remotely Operated Weapon Station). Основное различие между ними - у NM221 патроны подаются из машины, а общая масса системы около 400 кг, в то время как американцы затребовали вынести боезапас за пределы бронеотделения, при этом масса модуля сокралилась до 130 кг. Но это уже совсем другая история, которая еще ждет своего дотошного жизнеописателя, а пока можно довольствоваться короткой версией
с официального сайта.
Здесь же и сейчас нас интересует только тот факт, что в качестве одного из вариантов вооружения RWS-US был разработан и испытан вариант Protector Javelin.
Модуль RWS-US с 40 мм автоматическим гранатометом и ПУ противотанковой ракеты Javelin
А заменив контейнер ПТРК на пакетную пусковую установку для ракет ПЗРК Stinger компании Kværner Eureka, у норвежцев получился прототип не самого плохого варианта самоходного ЗРК V/SHORAD (Very Short Range Air Defence) со стабилизированной установкой, позволяющей вести огонь в движении. Как указывалось выше, испытания в войсках успешно проведены в 2004 году.
С точки зрения возможных вариантов замены
снятых в том же году с вооружения ПЗРК RB-70 и его самоходного варианта NM195 системы NALLADS (Norwegian Army Low Level Air Defence System), предлагалось вместо Stinger использовать ракеты ПЗРК Mistral, чтобы стандартизировать по боезапасу армию и флот (такими ракетами вооружены минно-тральные корабли ВМС Норвегии). В качестве шасси можно было использовать боевую разведывательную машину NM201 Ildlederpanservogn с системой электронно-оптических датчиков Vingtaqs I все той же компании Vinghøg в качестве источника целеуказания.
Теоретически в перспективе ее можно было дополнить и трехкоординатной РЛС. А оборудование машины системой связи
MRR (Multi Role Radio) позволяло объединить комплексы в единую информационно-огневую сеть, аналогично системе NALLADS, а также получать данные для стрельбы от внешних источников целеуказания, например, от РЛС ЗРК системы NASAMS.
В НИИ FFI (Forsvarets forskningsinstitutt) буквально фонтанировали новыми идеями, а специалисты лаборатории Noble (Norsk battlelab eksperimentering) были готовы проверять их на практике.
Но, как вы уже знаете, руководство страны посчитало все это чрезмерными тратами, в результате чего норвежская армия лишилась войсковой ПВО на целых 15 лет.