Продолжение, начало
см. здесь 4. Оперативное применение и перспективы использования
Еще опытная серия ИСВР "Блэк Хорнет" модификации "Blоck 0" была в конце 2011 года раскуплена представителями Норвегии, США, Великобритании и некоторых других стран. В дальнейшем различные государства приобретали небольшие партии систем, но заказчики пока не разглашаются. Отмечается, что большинство этих контрактов до сих пор носят характер проведения испытаний системы и оценки ее возможностей.
В настоящее время наиболее доступной является информация об испытаниях системы, ее оперативном применении и перспективах использования в Великобритании, Норвегии и США.
4.1 Великобритания
В марте 2011 года МО Великобритании объявило конкурс среди компаний-производителей сверхмалых БЛА для принятия их на вооружение ВС страны.
Условия тендера включали следующие основные требования:
− масса БЛА - до 200 грамм;
− масса системы - до 1,7 кг;
− приведение в действие движителя БЛА от электродвигателя;
− несущий винт в качестве движителя БЛА, или вертикальные взлет и посадка;
− время полета - не менее 20 минут;
− практический потолок БЛА - не менее 300 метров;
− оборудование БЛА видеокамерой для передачи изображений на землю;
− низкая визуальная и звуковая заметность БЛА на рабочей высоте;
− возможность применения в "типичных условиях Великобритании и Афганистана".
Очевидно, что "Блэк Хорнет" по всем параметрам соответствовал ТТЗ, причем с изрядным запасом по большинству показателей.
В конкурсе приняли участие всего несколько компаний. При этом основным соперником "Прокс дайнемикс" стала американская компания "АэроВиронмент" (AeroVironment Inc. Unmanned Aircraft Systems), подрядчик МО США, представившая действующий прототип дистанционно-управляемого с земли БЛА "Нано-колибри" (Nano hummingbird) разработанного по программе DARPA "Нано эйр виикл".
Сверхмалый БЛА "Нано-колибри" компании "АэроВиронмент"
Как видно, БЛА разработан по нежно лелеемой DARPA схеме орнитоптера, имеет вес 19 граммов и оборудован одной цветной видеокамерой переднего обзора. Очевидно, что эта модель по всем показателям проигрывала норвежской машине, и выбор логично был сделан в пользу последней.
В соответствии с действующей в Великобритании процедурой закупки образцов В и ВТ иностранного производства для нужд ВС страны, была создана совместная норвежско-британская компания. При этом норвежская сторона брала на себя обязательство поставки в страну техники и комплектующих, а английская обеспечивала их соответствие национальным стандартам, безопасность, а также гарантийное и послегарантийное обслуживание техники и ее ремонт.
В качестве посредника руководство "Прокс дайнемикс" выбрало компанию "Мальборо коммуникейшенз" (Marlboro Communications Ltd), имеющую значительный опыт работы с министерством обороны и другими правительственными организациями Великобритании. В ноябре 2011 года между компаниями "Прокс дайнемикс" и "Мальборо коммуникейшенз" был заключен контракт на сумму 2,5 млн. фунтов стерлингов (3,85 млн. долл.) на поставку предсерийных образцов системы "Блэк Хорнет".
В начале 2012 года Великобритания провела обширную программу их испытаний на авиабазе Акротири на Кипре - в условиях, максимально приближенных к ФГУ Афганистана, изначально планируя широкое применение системы именно в этом регионе. По результатам испытаний было принято решение о закупке крупной партии систем "Блэк Хорнет" норвежского производства для СВ страны.
В апреле 2012 был заключен основной контракт на поставку 160 комплектов ИСВР "Блэк Хорнет" для СВ Великобритании на сумму 20 млн. фунтов стерлингов (30,8 млн. долл.), при этом общая стоимость программы достигла 22,5 млн. фунтов стерлингов (34,7 млн. долларов). Таким образом, при цене на один БЛА около 70 тыс. долларов, стоимость одного комплекта системы составила около 200 тыс. долларов, а с учетом ее обслуживания в ходе эксплуатации эта сумма увеличивается до 215 тыс. долларов.
Система "Блэк Хорнет" на вооружении подразделений контингента ВС Великобритании в Афганистане
Первый серийный образец ИСВР был передан заказчику в мае 2012 года. В августе началось проведение войсковых испытаний и подготовка операторов регулярных войск. В конце 2012 года ИСВР "Блэк Хорнет" стали поступать на вооружение подразделений ВС Великобритании, дислоцирующихся в Афганистане. К концу 2013 года в регионе были развернуты около 60 комплектов системы. Остальные, за исключением некоторого количества, потребного для подготовки операторов в метрополии, были развернуты в Афганистан в 2014 году, в ходе плановой смены подразделений ВС Великобритании в составе контингента войск НАТО.
Эксплуатацию БЛА в Афганистане обеспечивал личный состав сводного бригадного разведывательного отряда (Brigade Reconnaissance Force - BRF) с ППД Кемп-Бастион (Camp Bastion) в провинции Гильменд. Отдельные операторы разведотряда с комплектами системы передавались в оперативное подчинение подразделениям ВС Великобритании, действовавшим в различных районах Афганистана.
По результатам опытной эксплуатации в реальных боевых условиях система получила высокую оценку специалистов. Простые пользователи описывали ее действие в терминологии геймеров: "сохранитель жизни" (life saver) и "изменитель правил игры" (game changer).
Также "опытным путем" было установлено, что прочность БЛА оказалась существенно выше, чем можно было ожидать от 16-граммовой "игрушки". Вертолеты нередко взлетали и более-менее успешно летали даже после случайного нажатия "до характерного хруста" подошвой тяжелого армейского ботинка. По понятным причинам, при испытаниях в мирных условиях подобные "краш-тесты" для машин за 70 тысяч долларов если и проводились, то ограниченно.
Тем не менее, был выявлен и целый ряд недостатков, которые по мере сил специалисты "Прокс дайнемикс" стремились устранить уже в ходе серийного производства.
Широкое освещение английскими СМИ в январе 2013 года успешного начала оперативной эксплуатации ИСВР в Афганистане привело к обсуждению перспектив ее применения и на территории метрополии, при этом упоминалось, что мини и микро-БЛА других типов уже оснащены четыре подразделения английской полиции.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что из-за проблемы с соблюдением гражданских свобод, распространение такой специфической технологии как ИСВР недопустимо среди частных пользователей, и должно быть ограничено специальными правительственными организациями, экстренными случаями (чрезвычайные ситуации, полицейские и антитеррористические операции, и т.п.). При этом разрешение на использование системы в повседневных условиях нужно получать по процедуре, аналогичной проведению мероприятий при ведении слежки за подозреваемыми и прослушивании их личных переговоров.
4.2. Норвегия
Как уже упоминалось, руководство МО Норвегии изначально проявило значительную заинтересованность в продукции "Прокс дайнемикс" и еще в 2007 году заключило с компанией контракт до 2013 года по программе "Москито".
Однако до конца десятилетия эти работы были достаточно мало известны неспециалистам. Но после успеха прототипов нано-БЛА на международных выставках в 2009 и 2010 годах, а особенно после успешного заключения крупного контракта с МО Великобритании в 2011 году, это положение резко изменилось. В 2012 году компания "Прокс Дайнемикс" была выдвинута на соискание ежегодной национальной премии "Чудо инженерной техники-2012" (Ingeniørbragden 2012). И хотя после подсчета голосов она проиграла совместному проекту компаний "Статойл" и "Акер солюшнз", сам факт выхода в финал малой компании привлек к ней еще большее внимание в своей стране.
В целом, вообще-то крупных контрактов на родине как не было, так и нет, но вопрос активно прорабатывается. В плюс к этому - активная поддержка компании руководством страны на международной арене, что тоже немало значит.
4.2.1. Вооруженные силы
В конце 2011 года двенадцать опытных образцов ИСВР "Блэк Хорнет" были переданы в НИИ "Ффи" для проведения предварительных испытаний. Испытания в полевых условиях
обеспечивались военнослужащими из состава научно-исследовательской лаборатории "Нобл" (Norsk battlelab og eksperimentering/NOBLE) ВС Норвегии. На основании полученных результатов было сформировано скорректированное ТТЗ к системе и передано компании "Прокс дайнемикс".
Летом 2012 года НИИ "Ффи" представил министерству обороны Норвегии концепцию комплексного развития и применения БЛА в ВС страны, которая предусматривает гибкое сочетание систем БЛА различного назначения и дальности действия с упором на использование систем В и ВТ национального производства. Значительное место в данной концепции отводится ИСВР "Блэк Хорнет".
Летом 2013 года несколько комплектов ИСВР "Блэк Хорнет" были переданы из лаборатории "Нобл" для проведения войсковых испытаний в батальон "Телемарк" из состава механизированной бригады "Север" сухопутных войск Норвегии.
Системы поступили на вооружение двух подразделений из состава разведывательной роты батальона (Kavalerieskadronen).
В снайперском взводе (Skarpskyttertroppen) для оценки эффективности БЛА ими были дополнительно оснащены вторые номера снайперских пар.
В отделении БЛА (MUASlag - Mini Unmanned Aeriel System) производилась оценка его эффективности в дополнение к штатным БЛА отделения RQ-11 "Рейвен".
Военнослужащие батальона "Телемарк" с БЛА "Блэк Хорнет"
Испытания проводились как при отработке действий в городских условиях, так и на открытой местности. Система заслужила высокую оценку военнослужащих и испытания признаны успешными. Выявленные замечания доведены до ответственных представителей "Прокс дайнемикс".
Конкретные сроки принятия системы индивидуальной воздушной разведки "Блэк Хорнет" на вооружение ВС Норвегии пока не называются.
Тем не менее, по опыту закупок других высокотехнологичных В и ВТ резонно предположить, что в случае принятия системы на вооружение, в первую очередь система будет поступать на вооружение подразделений высокой готовности, включая группы СпН СВ и ВМС, а также разведывательный батальон и мотопехотный батальон "Телемарк" механизированной бригады "Север".
Во вторую очередь может быть вооружена рота охраны государственной границы гарнизона "Сёр-Варангер".
И только потом начнет поступать на вооружение разведывательных подразделений двух других батальонов бригады "Север" (аналогично батальону "Телемарк"). При этом рассматривается также вопрос о включении системы в состав штатного вооружения боевых разведывательных машин на базе БМП CV-90 в ходе их модернизации.
4.2.2. Гражданские службы
В декабре 2012 года в г. Осло состоялось заседание Совета по технологиям (Teknologirådet) по использованию БЛА в гражданском секторе при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Среди прочего в ходе заседания было принято решение о закупке к 2014 году нескольких комплектов системы "Блэк Хорнет" для обеспечения действий экстренных служб страны.
Среди возможных сфер применения системы называют:
− мониторинг состояния ядерных объектов;
− контроль последствий аварийных ситуаций на химических объектах;
− обеспечение полицейских и антитеррористических операций.
Для этих целей ппланировалось приобрести специально разработанную для гражданских пользователей упрощенную модификацию вертолета, стоимость которой будет существенно ниже военной (см. п. 5.3).
Испытания БЛА "Блэк Хорнет" в подразделениях СпН полиции и горно-спасательной службы Министерства юстиции и общественной безопасности Норвегии
4.3. США
Выше уже упоминалось, что американские коллеги П. Мюрена с самого начала внимательно следили за ходом его работ. Начиная с конца 2011 года несколько небольших партий ИСВР "Блэк Хорнет" были закуплены оборонным ведомством США и в настоящее время переданы для проведения испытаний специалистам Центра НИОКР пехотных вооружений (Natick Soldier Research, Development and Engineering Center - NSRDEC) Командования НИОКР (Research, Development and Engineering Command - RDECOM) из состава Командования вооружений и технического обеспечения (Army Materiel Command - AMC) сухопутных войск США (Натик, шт. Массачусетс).
Примечание: Командование вооружений и технического обеспечения является ведущим поставщиком материально-технических средств для СВ США, на всех этапах их жизненного цикла: от разработки и развития технологий, обеспечения закупок В и ВТ, их логистики и до поддержки в ходе эксплуатации - по всему спектру межвидовых военных операций.
На базе центра в Натик испытания ИСВР "Блэк Хорнет" проводятся в качестве основного прототипа по программе создания перспективной "Карманной системы разведки" (Cargo Pocket Intelligence, Surveillance and Reconnaissance program - CP-ISR) для вооружения ею малых пехотных подразделений.
В настоящее время выделены три основных направления работ по доводке перспективной технологии:
1. Реконструкция цифровой линии передачи данных для достижения совместимости со стандартами СВ США.
2. Разработка и интеграция в полезную нагрузку БЛА тепловизионной камеры, что позволит вести разведку в условиях низкой освещенности (во внутренних помещениях и в ночное время).
3. Совершенствование алгоритмов системы управления БЛА для обеспечения возможности работы в закрытых помещениях (например, при зачистке зданий).
В свете данных направлений в ноябре 2014 года Центром НИОКР в Натик было организовано сотрудничество со специалистами центра передового опыта маневренных сил (Maneuver Center of Excellence), научно-исследовательской лаборатории сухопутных войск (Army Research Laboratory) и представителями некоторых других организаций, для участия в демонстрации текущих возможностей носимых пехотных средств разведки в рамках предстоящего мероприятия под крайне оригинальным названием Army Capabilities Integration Center's Manned Unmanned Teaming (Ground) LOE (Limited Objective Experiment) - в принципе все понятно, но приводит к полному выносу мозга в попытке адекватного перевода на русский язык. Что-то вроде: "Ограниченные (наземные) испытания взаимодействия пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов в реальных условиях эксплуатации Центром интеграции новых возможностей СВ США", - жуть, не правда ли?
Источник, близкий к министерству обороны США, в мае 2015 года
сообщил, что в марте 2015 года американская армия провела серию успешных испытаний PD-100 в Форт Беннинг (штат Джорджия) в рамках программы Warrior (снаряжение солдата будущего). В распоряжении американской армии сейчас находятся несколько таких БЛА, каждый из которых стоит порядка 40 тыс. долларов.
Хотя решение по окончательной конфигурации перспективной системы CP-ISR еще не принято, специалисты Центра в Натик не скрывают, что рассматривают ИСВР "Блэк Хорнет" в качестве основного кандидата на роль прототипа. А "Прокс Дайнемикс" в ожидании будущих контрактов уже планирует развертывание нового производства непосредственно на территории США - городе Сомерсет, штат Кентукки.
"Блэк Хорнет" на испытаниях в США
Кроме того, сообщается, что гражданский вариант новой системы (см. п. 5.3) также привлек внимание телеканала «Дискавери».
5. Перспективы производства и дальнейшего развития
По состоянию на май 2012 года в компании "Прокс дайнемикс" работали 24 постоянных сотрудника, к концу года - 55. В феврале 2013 года весь штат компании составлял из 75 человек (из них 55 были заняты на производстве), и до настоящего времени его численность остается такой же. При этом две трети персонала, как и сам П. Мюрен, ранее работали в компании "Тандберг".
Постоянный акцент руководства компании "Прокс дайнемикс" на индустриализацию позволил добиться устойчивого ежемесячного роста темпов производства систем "Блэк Хорнет" и сохранить потенциал для дальнейшего развития.
Серийное производство ИСВР PD-100 "Блэк Хорнет" модификации "Blоck 1" было налажено в начале 2012 года, а в июне был собран вертолет с серийным номером №100, то есть средний темп выпуска БЛА составил 15 единиц в месяц. В декабре 2012 года отправлен заказчику БЛА №500 (средний темп производства 66 ед./мес.).
С получением стабильного финансового дохода в "Прокс дайнемикс" построили собственное предприятие в городе Аскер (в районе Осло) и развернули на нем специализированные мощности полного цикла производства и сборки системы для удовлетворения растущего спроса международного рынка на продукцию компании.
По состоянию на октябрь 2014 года было произведено уже более 3000 БЛА (средний темп производства более 113 ед./мес.).
Отмечается, что в настоящее время до 80% комплектующих системы - собственного производства "Прокс дайнемикс", или национальных компаний Норвегии (тренд на импортозамещение становится общемировым))). Большинство элементов аппаратуры управления производятся основным поставщиком, компанией "Хапро" (Hapro AS), которая является одним из ведущих производителей профессиональной электроники в Норвегии. Всего заключены договора на поставки комплектующих с десятью компаниями-подрядчиками. При этом из-за рубежа поставляются только некоторые детали крупнее микрочипа, например бортовые аккумуляторы БЛА и ИК-датчик для ОЭС новой модификации вертолета (см. п. 5.2).
Окончательная сборка всей системы осуществляется специалистами "Прокс дайнемикс".
Cборка вертолетов "Блэк хорнет" на предприятии компании "Прокс дайнемикс"
В начале 2013 года руководство компании лелеяло далеко идущие планы в том же году заключить контрактов на общую сумму не менее 20 млн. долл. Реальные результаты оказались несколько ниже: по итогам года компания имела оборот 84,5 млн крон (13,2 млн. долл.), из них чистая прибыль составила 9 млн. крон (1,4 млн. долл.).
Понятно, что мировой кризис сильно корректирует госрасходы и некогда самые пессимистичные прогнозы 2013 года - заключить до 2017 года контрактов не менее чем на 200 млн. долл. - теперь уже кажутся слишком оптимистичными. Планы были существенно скорректированы и теперь к 2019 году ожидается контрактов только на 1,2 млрд. крон (187 млн. долл.), половина из которых поступит из Соединенных Штатов.
Для сведения к минимуму издержек руководство компании строит свой технологический подход на максимальном использовании готовых к использованию коммерческих продуктов, проверенных технологий и старается по максимуму использовать преимущества уже сделанных инвестиций (см. п. 5.1). Таким образом затраты частично могут быть изолированы только адаптацией существующих технологий в соответствии с требованиями заказчика.
Тем не менее, даже при таком прагматичном подходе руководство компании идет на немалый риск и планирует впоследствии компенсировать те 60 млн. крон (9,4 млн. долл.) которые сейчас инвестируются в продолжение НИОКР, чтобы обеспечить себе, по крайней мере, еще несколько лет дальнейшего развития. Особые надежды здесь связываются с планами запуска в серийное производство в 2017 году сверхмалого БЛА следующего поколения. Впрочем, и мировой опыт и опыт самой компании свидетельствуют, что реальные сроки внедрения сложных инженерных систем всегда сдвигаются на 1-2 года.
При этом руководство "Прокс дайнемикс" со всей очевидностью понимает, что коммерческий и финансовый успех компании всецело зависит от того, насколько долго им удастся удерживать монополию на мировом рынке серийных нано-БЛА.
В интересах сохранения и упрочения своих позиций руководство компании предпринимают как шаги по борьбе с возможными конкурентами, так и продолжает работы по дальнейшему развитию системы, расширению ее возможностей и привлечению новых заказчиков, а также проводит активные рекламные акции и кампании.
5.1. Сверхмалый беспилотный вертолет "Квадротор"
Как упоминалось выше
(см. п. 2), на этапе предварительных НИОКР были проведены теоретические сравнительные исследования БЛА вертолетного типа различных схем, в том числе многовинтовых с разнесенными несущими винтами - схемы, которая в настоящее пользуется наибольшей популярностью у мировых производителей мини- и микро-БЛА.
Результаты исследований привели конструкторов "Прокс Дайнемикс" к выбору вертолетной схемы "Блэк Хорнет" с одним несущим винтом. Однако большинство компаний, которые в настоящее время проводят НИОКР по теме нано-БЛА, пытаются реализовать именно вертолетную схему с четырьмя разнесенными несущими винтами - так называемый "квадрокоптер" (quadrocopter) или "квадротор" (quadrotor) - очевидно, в связи с максимальной простотой технической реализации такой схемы и автоматической стабилизации БЛА в полете.
В связи с вышеизложенным, для проверки результатов своих теоретических изысканий, с целью рекламы собственной продукции и борьбы с возможными конкурентами, попытавшимися предложить на мировом рынке более простые и дешевые модели нано-БЛА, специалисты компании "Прокс дайнемикс" летом 2012 года в инициативном порядке создали и испытали модификацию "Квадротор" вертолета "Блэк Хорнет".
"Квадротор" имеет тот же вес (16 граммов) и более чем на 90% общую конструкцию с "Блэк Хорнет", включая всю авионику и систему передачи данных, за исключением несущего винта. Вместо него смонтирована несущая система "квадротор" на основе четырех хвостовых балок с рулевыми винтами вертолета основной модификации.
"Квадротор" прошел полный цикл летных испытаний по методикам, разработанным для "Блэк Хорнет". Полеты производились в режиме GPS-автопилота как в помещении, так и на открытом пространстве, в том числе в условиях ветра и порывистого ветра. Полученные результаты очень точно совпали с предварительными прогнозными оценками экспертов "Прокс дайнемикс" (см. п. 2). Все основные летно-технические характеристики "Квадротора" составляют от 60% до 80% аналогичных показателей "Блэк Хорнет", в частности, по максимальной продолжительности и скорости полета. При этом у "Квадротора" хуже показатели визуальной и звуковой скрытности, а габариты его почти в 3 раза больше.
На фотографии представлен "Квадротор" в сравнении с микро-БЛА NAZA F450 производства китайской компании DJI. Данная модель является одной из самых миниатюрных среди коммерческих серийных БЛА по схеме "квадротор", и получила широкое распространение в мире. NAZA F450 имеет сравнимые с "Квадротором" показатели продолжительности и дальности полета, также управляется по данным бортового GPS-автопилота, а в качестве полезной нагрузки несет видеокамеру, но его масса в данной комплектации составляет 1,2 кг, то есть он в 75 раз тяжелее, чем "Квадротор" компании "Прокс дайнемикс".
Сверхмалый вертолет "Квадротор" (внизу) и микро-БЛА NAZA F450 (вверху)
Очевидно, что таким образом П. Мюрен провел прекрасную рекламную и одновременно антирекламную компанию, подемонстрировав свои возможности создать принципиально новый нано-БЛА "просто так", а заодно и отбив у конкурентов даже желание пытаться двигаться в этом направлении. Либо можно продолжать тратить силы и финансы, но придется выставлять свой продукт на рынок по существенно меньшей цене.
(окончание следует)