Проектное изображение китайского ледокола "Сюэлун-2" © Aker Arctic Technology
Для начала объемная цитата из полугодовой давности материала
с тем же названием: Столь долгий срок [строительства первого ледокола национальной постройки "Сюэлун-2"] вполне может объясняться отсутствием у китайских специалистов соответствующих компетенций в новой для них и притом весьма специфической отрасли судостроения. Но на фоне предыдущих громких заявлений официальных лиц все-таки слишком долго. И это дает и простор для фантазий, с учетом традиционной закрытости многих программ развития передовых технологий в Поднебесной.
Если верить широко разошедшимся по сети рендерам, потренировавшись для начала <...> на вариациях "Кузнецова", в 2024-2030 годах Китай уже планирует строительство двух авианосцев с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ).
...Ввод в боевой состав флота [всей серии ПЛ типа "Цзинь"] позволяет предположить, что китайцам наконец-то удалось более-менее успешно преодолеть проблемы с корабельными ЯЭУ. Теоретически, теперь их можно адаптировать и к использованию на авианосцах. Но сделать это простым переносом, без соответствующей апробации и проверки только-только доведенной до ума конструкции - верх авантюризма. Французы не дадут соврать, от души намучавшиеся при аналогичном трансфере с ПЛАРБ на свой несчастный "Шарль де Голль".
И в таком случае именно ледоколы могут стать идеальным испытательным стендом, платформой для отработки конструктивных решений после проверки их в самых сложных и разнообразных условиях - при непериодических вибрациях корпуса при ломке льда на максимальной мощности реактора, с вертикальными и горизонтальными ускорениями при килевой и бортовой качке, в климатическом диапазоне от тропиков до полярных морей. И так целых пять лет, пока не дойдет ход до установки на авианосцы - самое то, что доктор прописал.
Есть только одно "но": по водоизмещению "Сюэлун-2" почти в два раза уступает "Таймыру" и "Вайгачу" - самым маленьким из нынешних атомных ледоколов.
<...>
Если ЯЭУ рассчитана на подводную лодку водоизмещением 8000 тонн, хватит ли ее для ледокола на 12 тысяч? Не факт. Особенно с учетом необходимости размещения на борту многочисленных жилых и служебных помещений, научных лабораторий и грузового трюма. Но, согласитесь, трехлетняя задержка хорошо вписывается в необходимость тщательного изучения этого вопроса, а вертолетная площадка отлично подходит для загрузки и выгрузки через нее реактора в 7-й и/или 8-й отсеки после спуска на воду и во время эксплуатации. Кстати, за время разработки детального проекта водоизмещение ледокола успело подрасти с восьми до 12-13 тысяч тонн. В общем, как говорится, а пуркуа бы и не па?
<...>
Так что, ежели чего потом - не удивляйтесь, я предупреждал.
И вот, по прошествии полугода центральная китайская Global Times
сообщила, что национальная ядерная корпорация CNNC (China National Nuclear Corporation) 21 июня объявила открытый тендер на проектирование и строительство первого в КНР ледокольного судна с ЯЭУ. Участники конкурса будут отвечать за проведение НИОКР, строительство, испытания и поддержку эксплуатации судна после передачи его заказчику. Упоминается, что помимо ледокольных функций, судно также должно выполнять функции плавучей электростанции.
Большинство экспертов увязывают эту новость с февральским заявлением Китайской судостроительной корпорации CSIC (China Shipbuilding Industry Corporation), что они планирует "ускорить процесс создания технологических прорывов по атомным авианосцам, новым типам атомных подводных лодок, малошумным ПЛ, морским автономным боевым аппаратам, наступательному и оборонительному вооружению, а также всем основным электронным информационным системам для военно-морского флота". Тогда сообщение наделало много шума, поскольку в нем CSIC впервые открыто обозначила планы строительства атомных авианосцев.
В марте Академия военных наук НОАК отметила, что для будущих полярных исследований Пекин планирует использовать ядерные суда, такие как "Сюэлун-2".
Теперь эксперты в своих рассуждениях снова разошлись не на шутку, но до сих пор нет ясности, что же за корабль все-таки станет платформой для испытаний ЯЭУ.
Вот, в блоге
bmpd коллеги
напоминают, что в ноябре 2017 года CNNC уже
сообщила, что специально созданный в 2014 году для проектирования гражданских судов с атомными энергетическими установками научно-исследовательский институт НИИ-719 корпорации CSIC завершил разработку технического проекта первой китайской плавучей атомной электростанции, строительство которой "должно начаться вскоре". Первый энергетический атомный реактор для этой электростанции должен быть поставлен CNNC в 2020 году. CNNC и CSIC создали совместное предприятие по постройке плавучих атомных электростанций.
Впрочем, дальше они честно предупреждают: неясно, идет ли речь теперь в сообщении Global Times об этом же проекте плавучей АЭС, или действительно о специальном атомном ледоколе с возможностями электроснабжения. Но скорее всего, это выстрел в молоко, о чем ненавязчиво намекают отнюдь не ледокольные обводы носовой части корпуса судна:
Модель проектируемой первой китайской плавучей атомной электростанции, представленная государственной судостроительной корпорацией CSIC в 2017 году на промышленной выставке в Пекине (надпись на борту рядом с логотипом CSIC: 中船重工 - China Shipbuilding Heavy Industry) © Wu Changqing / China Daily
На таком фоне некие инсайдеры гонконгской South China Morning Post впрямую
заявляют , что "полученные от русских технологии ЯЭУ позволят отработать их на первом китайском ледоколе национальной постройки" (
перевод inosmi.ru). Если верить им, водоизмещение "Сюэлун-2" выросло с 13 аж до 30 тысяч тонн, а в свою первую антарктическую экспедицию он выйдет сразу после ввода в строй в 2019 году.
С одной стороны, возникают обоснованные сомнения в точности таких раскладов, так как действующий до 2048 года Договор об Антарктиде запрещает туда с ядерным реактором. И ещё это плохо вяжется с заявлением, что тендер на проектирование и строительство первого в КНР ледокольного судна с ЯЭУ только что начался. И ещё Чжан СЯ (Zhang Xia), директор полярной стратегии Китайского полярного института PRIC (Polar Research Institute of China)
заявил в интервью Global Times в марте, что его стране нужно иметь не менее трех ледоколов для удовлетворения текущих потребностей полярных экспедиций.
Но с другой стороны, если ждать окончания постройки второго китайского ледокола, которого еще нет даже в проекте, то отработать технологии к началу планируемого в 2024 году строительства третьей серии авианосцев можно и не успеть.
В общем, продолжаем наблюдение.