Оттенками зеленого обозначены территории, 16 апреля 1920 были включены в состав Донецкой губернии УССР. Восточный Донбасс, который обозначен темно-зеленым, вернули в состав РСФСР 16 октября 1924
При этом в 1920-х гг. референдума не проводилось и тогдашним законодательством для таких случаев он не был предусмотрен.
Таганрог в составе УССР. Карта 1922
Таганрог и его окрестности в 1920-1925 гг. принадлежали УССР. А до 1887 находились в составе Екатеринославской губернии. В составе УССР в 1920-1925 гг. была и Александровско-Грушевская (Шахтинская) округа.
Административная карта Украинской социалистической советской республики. Издание Народного Комиссариата внутренних дел, январь 1922
Земли Восточной Слобожанщины - юг современной Воронежской и значительная часть Белгородской областей.
Таганрогщину с северной Слобожанщиной объединяет преимущественно украинский национальный состав населения и то, что эти территории непосредственно граничили с УССР.
В свое время именно этнографический фактор - то есть преобладание украинцев над всеми другими национальностями вместе взятыми, в определенном регионе - был положен в основу формирования границ УНР, а затем и УССР.
Украинский Белгород. Страница из киевского журнала "Око"
В период существования Украинского государства гетмана Скоропадского в 1918 году Белгородщина входила в ее состав. Это обстоятельство учитывалось и большевиками, которые начали наступление на Украину зимой 1918/19 года. Правительство советской Украины принятым в январе 1919-го декретом утвердил принадлежность Белгородского уезда в Харьковской губернии, то есть украинской стороне.
Эта позиция вызвала недовольство руководства Курской губернии, в состав которой Белгород входил до революции. Окончательное решение было за Кремлем. Как отмечал в конце января 1919 председатель Совнаркома Украины Х. Раковский, "Временное рабоче-крестьянское правительство Украины создан в соответствии с постановлением ЦК РКП, является его органом и выполняет все предписания и приказы ЦК РКП беспрекословно".
Вследствие указания Кремля в феврале 1919 было принято постановление СНК УССР "О административном управление на территории прифронтовой полосы Украины", согласно которой руководство УССР признавало действующими дореволюционные мижгубернские пределы, а, следовательно, Белгородский уезд передавался России.
В 1920 и позже руководство УССР неоднократно поднимало вопрос о передаче республике Белгорода.
При рассмотрении вопроса о границе в 1924, российско-украинская комиссия согласилась "в основе урегулирования границ между УССР и РСФСР положить принцип этнографический в понимании присоединения к республике территории, непосредственно граничит с ней и заселенной в абсолютной или относительной большинства населением соответствующей республики"
Записка председателя комиссии по границам Александра Червякова от 30 ноября в 1924 году в политбюро ЦК РКП (б). Источник: ЦДАВО Украины, ф.3, оп.1, спр.1953
Однако этот критерий, поддержка которого прозвучала даже в резолюции Исполкома Коминтерна от 24 декабря 1924, решением Президиума ЦИК СССР от 16 октября 1925 был фактически проигнорирован. Украинская сторона и в дальнейшем пыталась воплотить его в жизнь. Так, тезисы июньского (1926 г.) пленума ЦК КП (б) У "Об итогах украинизации" завершались такой установкой: "Производить дальнейшую работу в деле объединения в составе УССР всех смежных с ней территорий с украинским большинством населения, входящих в Советский Союза "(Национальный вопрос. Курс национального вопроса для комвышев и совпартшкол. Хрестоматия по методическими указаниями. Харьков, Пролетарий, 1931. - С. 105).
Результаты переписи 1926 обнаружили, что Украинцы составляли абсолютное большинство на Таганрогщине и в 26 районах Центрально-Черноземной области, которые обозначены выше как "восточная Слобожанщина".
Учитывая полученные сведения и уже анонсированную реформу административно-территориального раздела в РСФСР, руководство УССР активизировалось в вопросе пересмотра границ.
В докладной записке Николая Скрипника, написанной по поручению политбюро ЦК КП (б) У в мае 1928, напоминалось, что согласно решению исполкома Коминтерна присоединения к УССР смежных территорий с украинским большинством населения является "одним из мероприятий, ликвидирует предыдущий колониальный состояние украинского народа ".
Подчеркивалось, что игнорирование потребностей украинцев на этих территориях противоречит "правильной ленинской национальной политике и ослабляет ее революционное воздействие на угнетенные массы Западной Украины, Буковины, Бессарабии. В самой УССР поднимают голову враждебные силы, которые используют эти факты курской, кубанской, таганрогской действительности, не остаются неизвестными "(ЦДАВО Украины, ф.1., оп.20, спр.2673, арк.80, 94).
ЦК КП (б) У одобрило такой запрос и после некоторой редакции направляло его в Кремль. В письме Сталину от 25 мая 1928 генеральный секретарь ЦК КП (б) У Л. Каганович просил поставить на закрытое заседание секретариата ЦК ВКП (б) вопрос «О передаче УССР уездов с большинством украинского населения Курской и Воронежской губерний, в связи с районированием Центрально-Черноземной области "(Российский государственный архив социально-политической истории, ф.81, оп.3, спр.120, арк.57).
Однако Кремль отклонил территориальные ходатайство Украины.
Зато под влиянием этих ходатайств и вследствие непосредственного давления украинской стороны в населенных преимущественно украинском местностях РСФСР улучшилось официальное отношение к национально-культурных потребностей украинцев, осуществлять которую руководство Воронежской губернии обязывалось еще во время работы комиссии по пересмотру границы в 1924
По сути в этих районах начала реально воплощаться введеная ХІІ съездом РКП (б) политика коренизации. Такие действия, с одной стороны, ослабляли протестные настроения крестьянских масс накануне и во время коллективизации, но с другой - возникал логический вопрос: а почему бы эти районы, которые расположены компактной массой смежно с Украиной, не присоединить к ней?
"Острожский, Росошанский, Богучарский, Павловский и Калачевский уезды ОСТАВИТЬ В ПРЕДЕЛАХ Воронежской губернии (РСФСР), несмотря на то, что в этих уездах украинцы составляют преобладающее большинство".
Записка председателя комиссии по границам Александра Червякова от 30 ноября в 1924 году в политбюро ЦК РКП (б). Источник: ЦДАВО Украины, ф.3, оп.1, спр.1953
Конец такому лояльному отношению к украинцам положили постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 14 и 15 декабря 1932, которыми кампания украинизации за пределами УССР объявлялась "петлюровской" и немедленно отменялась.
Неоспоримым результатом территориального разграничения между УССР и РСФСР в 1919-1928 гг. Стало то, что из девяти населенных преимущественно Украинский губерний на уездном уровне все смежные территории, где Украинцы не представляли большинства (четыре северных уезда Черниговской губернии, все уезды Крымского полуострова Таврической губернии) были исключены из состава Украины. Зато уездов с украинским большинством населения, смежных с территорией УССР, Украина из состава РСФСР не получила.
Формирование украинско-российской советской административной границы (1918-1928). Зеленым пунктиром обозначены украинские этнические территории, на которые УССР претендовала на переговорах с РСФСР в 1924 году
Итак, при территориальном разграничении между РСФСР и Украиной Кремль учитывал этнографический принцип при присоединении заселенных преимущественно русскими территорий в состав России, но игнорировал этот же принцип, когда стоял вопрос о присоединении соответствующих территорий в состав Украины.
Передача Крыма Украине в 1954 объяснялась экономическими причинами: полуостров не мог развиваться без тесного взаимодействия с прилегающей территорией Украины. Определенную роль в передаче Крыма Украине сыграли идеологические соображения (этот акт произошел во время празднования 300-летия «воссоединения» Украины и России). Однако эти соображения не нашли отражения в законодательных актах, которые обусловливали передачу Крыма Украине.
Крым. Ласточкино гнездо. Фото 30 июня 1926
Инициатива Совета Федерации России о непризнании законодательства СССР в отношении передачи Крыма из России в Украину может быть реализована. Так же может быть названо незаконным объединение в 1989 Германии или реализован односторонний пересмотр соглашения Российской империи о передаче Аляски.
Совет Федерации может даже восстановить Царство Польское в границах РФ, которая является правопреемницей СССР, а СССР, в свою очередь, является правопреемником Российской империи. Все это - гипотезы одного ряда, которые могут быть оформлены законом, но не найдут подтверждение в праве. Диктаторским режимам свойственно отождествлять закон и право. До момента их, режимов, падения.