Политический заключённый Алексей Соколов

Jun 25, 2009 16:34



На эту тему ранее:
Арест правозащитника Алексея Соколова
Алексей Соколов, находясь за решёткой, защищает права заключённых
Политзаключённый Алексей Соколов объявил голодовку
Ложные показания на Алексея Соколова заключённый дал под давлением
Защитником арестованного Алексея Соколова стал Генри Резник
Правозащитники пикетировали Генпрокуратуру в защиту Алексея Соколова
Евгений Литвинов, проходящий свидетелем по делу Алексея Соколова, повесился в камере


Алексей Соколов на пресс-конференции в Москве
 Лидер уральской правозащитной организации "Правовая основа" Алексей Соколов был задержан в среду, 13 мая, а 14 мая Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга санкционировал его арест на десять суток до предъявления обвинения. Показания на Алексея были выбиты из троих осуждённых, отбывающих наказание в Свердловской области. Под пытками и угрозами они написали "чистосердечное признание" в том, что в 2004 году при нападении на производственную базу и похищении сварочных аппаратов с ними был Алексей Соколов.
С Алексеем я работаю по защите прав заключённых несколько последних лет. И видел, какой "костью в горле" он является у уральских силовиков. Алексей фактически возглавлял общественное расследование по убийству четырёх заключённых в Челябинской области, после чего было возбуждено уголовное дело на сотрудников колонии, забивших насмерть заключённых. Другой правозащитник - Юрий Скогарев из Челябинска, участвующий в этом общественном расследовании, вынужден сейчас скрываться, поскольку против него тоже была подготовлена провокация с угрозой возбуждения уголовного дела.

Алексей Соколов всё время добывал улики, свидетельствующие о преступности российской тюремной системы. В 2007 году он привёз из Екатеринбурга видеосъёмку для внутреннего пользования, которую ему передал один из спецназовцев, на видеозаписи документально запечатлён приём этапа, прибывшего в колонию, и "стандартные" массовые избиения осуждённых. Эта видеозапись наделала много шума, она активно обсуждается в интернете. На основе этого материала Алексей Соколов создал документальный фильм-исследование "Фабрика пыток, или Педагогический опыт", в котором просто и правдиво рассказано, как очевидные преступления, запечатлённые на видеоплёнке не интересуют чиновников системы исполнения наказаний.

Арест правозащитника - нестандартное событие, и всё, что происходило и происходит дальше, выбивается из рамок стандарта. Порочность системы наказания и судебной системы, которую изобличал Алексей Соколов своей деятельностью, проявилась во время ареста правозащитника во всей своей красе.

Ещё будучи арестованным на десять суток, Алексей Соколов попал в изолятор временного содержания г. Екатеринбурга, и первое, что он сделал, это принял у сокамерников письменные свидетельства нарушений прав человека в ИВС. На волю Алексей передал копии писем заключенных Филипьева и Сазыкина, адресованные в Общественную наблюдательную комиссию Свердловской области. Так, заключенный Филипьев заявил о том, как 16 мая его вывозили на "меру пресечения" в Чкаловский суд. Из суда сотрудники МВД УрФО завезли его в лес, где подвешивали за наручники к дереву буксировочным тросом, понуждая признаться в двух-трёх преступлениях, которых он не совершал. Алексей Соколов, также написал от себя заявление в поддержку Филипьева, и склонен доверять его словам, так как в камеру тот вернулся в шоковом состоянии, его всего трясло, он он со страхом ожидал «второго раунда» пыток и издевательств.

Это только ИВС, что уж говорить о тех, кто находится в колониях... Те трое осуждённых, которые дали признательные показания в преступлении пятилетней давности и указали на Алексея Соколова как на соучастника, пережили то, что и не снилось подследственным в ИВС Екатеринбурга. И здесь необходимо сказать, что признание в совершении преступления, полученное от человека, уже осуждённого по другому делу и находящегося в заключении, стоит ровно столько же, сколько признание, полученное под пытками. Перевод в так называемую "пресс-зону", постоянные водворения в изолятор, физическое и психологическое давление - и человек подписывает «признание».

От осуждённого, который дал показания на Алексея, поступала информация ещё в июле прошлого года о том, что его заставляют признаться в преступлении, которого он не совершал. Сам Алексей Соколов получил информацию от сотрудников УФСИН Свердловской области (от честных людей), что от этого осуждённого требуют его оговорить. Год назад, 14 июля 2008 года Алексей Соколов написал это заявление:

«К осуждённому Беляшу Е.Г., отбывающему наказание в колонии №12 г. Нижний Тагил Свердловской области, отряд №12, 08.07.2008 г. приходил оперативный сотрудник, представился из 6-го отдела... (полковник, фамилия у нас имеется), он предложил осуждённому Беляшу Е.Г. дать обвинительные показания против меня, Соколова Алексея Вениаминовича, по любому уголовному делу, после чего ему обеспечат поблажки в режиме содержания, а когда подойдёт время для условно-досрочного освобождения, он его получит без проблем. Этот оперативник предложил осуждённому Беляшу хорошо подумать, и в двадцатых числах июля, когда вновь его навестит данный оперативник, дать согласие на обвинение. В противном случае, обещал осуждённому Беляшу вывести в колонию № 63, где его изнасилуют. ИК-63 среди заключённых считается колонией, куда осуждённых возят на так называемую ломку и где с осуждённым может произойти всё, что угодно. На данный момент, я ожидаю любой провокации, даже заключение под стражу со стороны правоохранительных органов, из-за моей общественной деятельности по борьбе с беззаконием и произволом к гражданам со стороны правоохранительных, прокурорских и судебных ведомств… 14.07.2008 г.».

Уголовное дело, которое «нашлось» на Алексея, выплыло из нераскрытых дел 2004 года. Таким образом, правоохранительные органы решили раскрыть давно забытое нераскрытое преступление, обвинив в нём правозащитника, который защищает права осуждённых и заключённых под стражу от произвола со стороны вот этих самых правоохранительных органов.

Алексею было предъявлено обвинение, и уже в СИЗО-1 Екатеринбурга он объявил голодовку в знак протеста против незаконных и противоправных действий администрации СИЗО-1. Администрация СИЗО посадила в одну камеру с Алексеем лиц, приговоры в отношении которых вступили в законную силу. Более того, эти лица являются членами секций дисциплины и порядка в исправительных колониях, то есть пытателями, душителями и пособниками администраций колоний в нарушении прав простых заключённых. Такие сокамерники обычно выбивают из подследственных явки с повинной и признание в несовершённых преступлениях. Алексей Соколов передал через адвоката заявление, в котором вспоминает случай, когда трое членов секции забили насмерть двух осужденных в ИК-2 Екатеринбурга, а подследственный Хабаров (действующий депутат) - внезапно повесился.

2 июня защитником Алексея Соколова стал президент Адвокатской палаты Москвы, член Общественной палаты РФ Генри Резник, он принял участие в рассмотрении Свердловским областным судом кассационной жалобы на решение об аресте Соколова в качестве его адвоката. В защиту Алексея выступили Лев Пономарёв и Людмила Алексеева, начался активный сбор подписей в его защиту. В день суда по кассации Людмила Алексеева, Лев Пономарёв, Валентин Гефтер и супруга Алексея Гузель Соколова пикетировали Генеральную прокуратуру РФ. Добиться согласования такого пикета было очень сложно. Участники пикета передали в Генпрокуратуру обращение и комплект документов по делу Алексея Соколова. Во время пикетирования стало известно, что Свердловский областной суд отказал в кассационной жалобе по мере пресечения и оставил Алексея Соколова под стражей, не помогло даже участие в судебном заседании члена Общественной Палаты РФ Генри Резника.

Как далеко зашло уголовное преследование правозащитника, стало очевидно 13 июня, когда в следственном изоляторе Екатеринбурга повесился один из свидетелей по уголовному делу арестованного правозащитника, руководителя общественной организации "Правовая основа" Алексея Соколова. Осужденный Евгений Литвинов был доставлен в СИЗО, где он должен был дать показания на Соколова. Суицид произошел 12 июня 2009 года в одиночной камере изолятора.

Целью работы Алексея Соколова была гуманизация системы исполнения наказаний, он доказывал, что чем бесчеловечней положение в тюрьмах и колониях, тем хуже обстоят дела с самим исправлением человека. Он защищал тех, кто пострадал от судебного произвола, и сам стал жертвой этой системы. Власть испугалась активности правозащитника, поскольку машина силового произвола по отношению к людям слишком сильно раскрутилась, и уже нет, пожалуй, тех представителей власти, которые могут сказать: я не участвовал в этом. Видел и молчал - это значит, уже участвовал. Потому и страшат власть такие люди, как Соколов, что они открывают глаза всем на очевидное беззаконие.

Андрей Налётов

уголовные преследования, политзаключённые, фото, Алексей Соколов, правозащитники

Previous post Next post
Up