1971 г. - год "Звездного пробега"

Apr 28, 2009 22:51

1971 г. - год "Звездного пробега" (сравнительные войсковые испытания трех марок танков: Т-64, Т-72 и Т-80). Масштабность испытаний необычайна: был сформирован танковый батальон, в состав которого входили три танковые роты из перечисленных выше марок танков и ремонтная рота Испытаниями руководил председатель государственной комиссии генерал-майор Потапов Ю.М. В состав комиссии входили, кроме представителей Минобороны, все главные конструктора участвующих в испытаниях танков и их составных частей. Группу испытателей института возглавлял заместитель начальника института по научной работе полковник Кривенко АЛ. Ходовые испытания в объеме 12000 км совмещались со стрельбами и тактическими учениями на полигонах военных округов.



Сотруднику отдела Соболеву ЕГ. было поручено руководство рабочей группой надежности и ремонта, в задачу которой входило фиксирование отказов, времени их устранения с последующим анализом и оценкой надежности и ремонтопригодности танков. Большой объем восстановительных работ, выполняемых зачастую на месте выхода танков из строя, приводил к тому, что члены рабочей группы постоянно были в отрыве от основной колонны батальона. После восстановления танков приходилось догонять основную колонну, ориентируясь по карте. Зафиксировать все отказы танков членами рабочей группы было практически невозможна Поэтому была организована перекрестная система сбора данных, в которой кроме членов рабочей группы активное участие приняли практически все сотрудники института, участвующие в испытаниях.
Испытания жарой в летних условиях на полигонах Украины, Ростовской и Волгоградской областей, Туркмении сменились испытаниями холодом в зимних условиях в г.Нижний Тагил, где производилась разборка и дефектация танков Т-72 после испытаний. Помимо полученной полезной технической информации эта командировка запомнилась представителю института Соболеву EX. зимними туманами - замороженной взвесью воды в воздухе, температура которого зимой 1971-1972 гг. опускалась ниже -50° С.
Результаты анализа ремонтопригодности трёх марок вышеуказанных танков показали, что при их разработке конструкторы увлеклись созданием оригинальных деталей и сборочных единиц. Разунификация танков привела к тому, что на первых порах для каждого из них были разработаны свои подвижные средства ремонта и технического обслуживания, оснащённые различными по конструкции специальными приспособлениями и ключами.
В 1979 г. сотрудниками отдела (начальником лаборатории Соболевым К.Г и старшим научным сотрудником Давыдовым A.M) были разработаны "Предложения войсковой части 68054 по повышению эффективности войскового ремонта путём унификации некоторых деталей, не требующей серьёзных конструктивных изменений БТ техники и сокращения номенклатуры и массы приспособлений и специальных ключей в танкоремонтных мастерских". Реализация предложений заводами промышленности позволила сократить номенклатуру оригинальных деталей в танках, унифицировать технологическое оборудование и разработать единую танкоремонтную мастерскую для их ремонта.
Ходовые испытания объектов БТВТ в объеме гарантийной наработки регулярно проводились в течение последующих двух десятилетий. Это было эффективной школой воспитания высококвалифицированных испытателей- Хохрякова Д.А., Празникова В.И, Соболева Е.Г, Дрозда Е.Л, Типикина ВА, Мальцева А.Н, Бедердинова С.Л, Сапронова А.С, Челянова Р.И., Бекбулатова ИА, Дубовицкого ЮГ, Хабирова С.X, Белыха В.Я, Пивня П.К, Привалова Ю.Я, Н.Д, Свирина Р.В. и др.
Помимо ходовых испытаний в 70 и 80-е гг. совместно с 23 отделом проведен большой объем испытательных работ, связанных с обстрелом объектов БТВТ и последующим их восстановлением с целью оценки и анализа живучести (стойкости и восстанавливаемости).

(из книги 75 лет исследованиям и испытания бронетанкового вооружения и военной техники/38 НИИИ МО РФ)

Т-64, Т-80, Т-72

Previous post Next post
Up