Проблема форсирования широких водных преград боевыми машинами являлась в 50-е годы была одной из актуальных и трудноразрешимых. Попытки ее решения путем применения танкодесантных кораблей наталкивались на ряд трудностей, к которым, в первую очередь, относилась потребность в наличии пологого берега в районе высадки машин с очень малыми углами и сложность обеспечения выхода на берег при ведении огня противником.
Т-55 после испытательного заплыва зимой в морских условиях.
Была доказана возможность совершения длительных маршей по морю протяженностью до 100 км большими группами БТТ.
Особо остро стоял вопрос о возможности ведения огня из плавающих машин во время движения в штормовую погоду при попадании воды в ствол пушки. Было доказано, что ведение огня из пушек калибра 57-122 мм в морских условиях не влияет на техническое состояние вооружения и безопасно для экипажа.
В ходе испытаний было осуществлено форсирование водных преград танковыми подразделениями (до 45 танков) на Каспийском и Балтийском морях протяженностью до 100 км ночью при волнении моря 3-4 балла.
Плавсредства ПСТ-54 («Объект 55») были совместно разработаны конструкторскими бюро завода № 174 в Омске и Навашинского судостроительного завода «Ока» (завод № 342) в Горьковской области. Проектирование комплекта плавсредств для переправы среднего танка велось в 1944-1957 гг. Опытные образцы были изготовлены в 1952 г. и в 1955 г. Плавсредства изначально предназначались для навешивания на средний танк Т-44, затем на танки Т-54 и Т-55. Плавсредства были приняты на вооружение приказом министра обороны СССР 11 февраля 1957 г.
Производство плавсредств было организовано на Навашинском судостроительном заводе. В сентябре 1957 г. в ходе учений группа танков, оснащенных плавседствами преодолела Ирбенский пролив и высадилась на о. Эзель (Сааремаа).
Плавсредства ПСТ-54 обеспечивали движение танка на плаву со скоростью 10 км/ч при волнении моря до 4 баллов. Отбор мощности для двух гребных винтов производился от ведущих колес танка.
Плавсредства состояли из девяти стальных понтонов, заполненных пенопластом. Понтоны крепились к машине с помощью траверс, передних кронштейнов и задних тумб. Масса понтонов составляла 9,3 т. Установка плавсредств на танк занимала не более 35 мин., а сброс его осуществлялся практически мгновенно без выхода экипажа из танка. Танки, оборудованные плавсредствами, могли вести огонь при волнении моря до 1,5 баллов. Плавсредства ПСТ-54 для одного танка перевозились на четырех автомобилях типа ЗИС-151.
Зенитная самоходная установка ЗСУ 57-2 с плавсредствами «Объект 60».
Испытания ЗСУ в морских условиях при волнении моря в 3 балла.
Стрельба по зенитным целям на плаву из самоходной установки ЗСУ-57-2 обеспечивалась при волнении моря до двух баллов. Для стрельбы применялась осколочно-трассирующая граната с головным ударным взрывателем и предохранительным колпачком. При нахождении десанта на палубе плавсредства стрельба из пушек была запрещена. Число десантников, перевозимых на палубе, не превышало сорока человек.
Особенно следует отметить форсирование Ирбенского пролива в Балтийском море, впервые проводившееся в 1957 году при состоянии поверхности моря 4 балла. Подготовку БТТ и личного состава к этим учениям проводили сотрудники Полигона.
35 боевых машин: танки Т-54 с плавсредствами, плавающие танки ПТ-76 и бронетранспортеры БТР-50П в районе г. Вентспилса ночью скрытно вошли в море и утром после 8-часового проплыва подошли к острову Сааремаа, открыли по нему огонь, вышли на берег и без остановки совершили 80-км марш. Бронетанковую технику сопровождало 27 кораблей Балтийского флота.
Испытания танка ПТ-76 на плаву (волнение моря 3 балла)
По теме:
СЕМЕЙСТВО БОЕВЫХ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ МАШИН МОРСКОЙ ПЕХОТЫТанк ПТ-76 и ПТ-76БМодернизированный легкий танк ПТ-76Б (проект)Средний танк Т-54