С этого поста я начинаю большую сеть репортажей по «золотой эпохе Риги».., под этим я подразумеваю застройку конца 19-го, начала 20-го века. Это было время, когда Рига распрощалась со статусом города-крепости и начала активно развиваться! В тот период, за каких-то 50 лет, население города увеличилось в 10 раз и Рига обрела огромный эклектично-модерновый центр.
В конце репортажа будет оглавление по теме...
А если интересны экскурсии по Риге, то милости прошу,
обращайтесь.
И первое, с чего я начну, это с технических сооружений: Газгольдеров (резервуары для хранения газа) и Водонапорных башен.
Комплекс газового завода "2-я газовая фабрика", был возведён в 1874-м году и в начале 20-го века выглядел так (первый снимок на картинке ниже).
Первая фабрика, была в самом центре. Там газгольдер разобран, а другие постройки занимает «Ригас уденс» (водное хозяйство).
1-й газгольдер был возведён в 1874-м году (вы его можете видеть на фото выше, как самый маленький из трёх) и до нашего времени не сохранился.
1. Зато 2 других, ныне находятся в отличном состоянии!
Тот что ближний на фото, построен в 1882-м году (архитектор К. Фельско), а тот что дальний, постройка 1901-го года (архитектор А. Хэртманн).
Вид с улицы Матиса. Оба (по данным из сети) диаметром 40 метров.
Почему именно с этих объектов я начал свой рассказ о «золотой эпохе»? Потому что с 19-го века началась эпоха использования природного газа и они вместе в водонапорными башнями стали типичными объектами индустриальных городов 19-го века. А ко всему прочему - красивыми объектами!
В настоящий момент, территорией где располагаются газгольдеры владеет государственное предприятие «Латвияс газе» и резервуары больше не используются по назначению с 1962-го года. В то время Латвия была подключена к магистральному газопроводу с Украины и в резервуарах отпала надобность.
2. Рассмотрим первый из построенных газохранилищ. Типичная индустриальная архитектура того времени. Фасад здания бережно отреставрирован, внутри авто-мастерская, которая сохранилась там ещё с Советского времени, но возможно скоро "Латвияс газе" найдёт ему другое применение ;-)
3. Позднее здание - более интересное, это даже не модерн (коим славится город), а нео-ренесанс. Постройка добротно отремонтирована.
3а. Внутри вышепоказанного газгольдера сейчас спортивная площадка, фотография любезно предоставлена владельцами (
Латвияс газе)!
4. Посмотрим на этого красавца сбоку, тут и другие постройки в порядке.
5. Теперь с другой стороны.., справа административные здания «Латвияс газе».
6. Комплекс газового завода в современном виде.., простор и красота!
6а. Приблизил, что бы вы смогли детальнее рассмотреть основное административное здание «Латвияс газе». Очень удачная интеграция нового в старое.
7. Перспектива улицы Матиса к железной дороге. Где кончается территория концерна, начинается деревянный забор частника :-)
8. В промежутке между «газохранилищами» хорошо видны водонапорные башни Анна и Жана (1896-1897 года). Архитекторы Фриш и Интке.
9. Вид на «газовую фабрику» со стороны железной дороги. тут сохранился старый склад.
10. А сразу за железной дорогой, те самые башни. Их официальный адрес - Маза Матиса 2.
Подробнее о водонапорных башнях, а
их 4: Анна, Жанна, Алиса и серая Алиса, я сделаю отдельный репортаж!
Кстати, «Алиса», уже фигурировала в моём репортаже по
Агенскалнским соснам. Репортажи по "Золотой эпохе Риги":
Старый город Центр Бульварное кольцо Окраины