Мы остаёмся на Альберта 12, где в прошлый раз я
показал вам квартиру-музей Константина Пекшенса... Ну а в этот раз мы подымемся на последний этаж, дабы ознакомится с квартирой-музеем знаменитого латышского художника Яниса Розенталя.
Янис жил на последнем этаже этого шикарного здания:
1. Я не писал это в предыдущей заметке, но внутрь этого здания стоит зайти хотя бы по той причине, что вас встречает роскошная, и вместе с тем элегантная парадная.
1а. Потолок!
2. Ну и главная достопримечательность парадной - самая шикарная лестница в стиле модерн в Риге!
Я же показывал её в заметке о парадных, сейчас же сосредоточусь на деталях.
2а. Я показываю художественные элементы лестничной площадки не только потому что это красиво и элегантно, но и потому, что автор этого декора сам Янис Розенталь, коему и посвящена это заметка!
2б. Что вы видите на этом орнаменте?
Птички, рыбки, цветочки..? А видите 2 латвийских флага? 😊
2в. Модерновый жук, как нечто невероятное!
3. Вот мы и на самом верху, потолок у квартиры Розенталя (авторская роспись после реставрации).
3а
Янис Розенталь прожил в этой квартире с 1904 по 1915 год. Этот человек был выдающимся латышским художником, чьи картины есть в частных коллекциях и в
Латвийском Национальном Художественном музее. А так же декоратором и художником-оформителем.
4. Его квартира, в отличии от квартиры Пекшенса восстановлена лишь частично, но в этом есть своё очарование. Жаль центральная комната (что выходит на угловой эркер) была закрыта. Видать в ней решили восстановить декор.
5. Комната слева.
5а. Тут имеется выступ наружу (выпуклое окно или малый эркер) который весь заставлен цветами.
5б. И с которого открывается превосходный вид на соседнее здание!
6. А это виды из окна соседней комнаты.
6а. Это вычурное здание - самая роскошная работа Михаила Эйзенштейна. Декоративный модерн, 1907 год.
Оно было построено года на 4 позже, чем то, из которого мы наблюдает.
6б
7. Сама комната выглядит так. Декор полностью не восстановлен, а обстановка аскетичная.
8. Ещё одна комната... Мне сказали, что декор полностью не восстановлен, потому как они не знают, как он выглядел в оригинале, вот.
Мольберт и одна из картин автора.
9. Комната справа от центральной, она выглядит просто как аскетичный музейный зал.
Но это ещё не всё, здесь, по деревянной винтовой лесенке, можно подняться на чердак, в мастерскую Яниса!
10. Тут имеется такая комната.
11. А рядом, практически в башенке, собственно сама мастерская художника!
11а
12. Яркий образец картины в стиле Модерн, одна из копий художника и ныне самая знаменитая его работа «Принцесса с обезьянкой».
Что интересно, данная картина существует в нескольких вариантах и размерах! Один из оригиналов находится в Художественном музеи Риги.
13. Наброски работ Розенталя.
14. Автопортрет художника.
Янис был сыном деревенского кузнеца из Салдусской волости. На рубеже 80-х - 90-х годов XIX века в Императорской Академии художеств в Петербурге он выучился на профессионального живописца. В истории искусства Латвии Розенталя упоминают как самого популярного, всеми любимого и наиболее разностороннего классика, основателя национального искусства.
Биография Яниса Розенталя и его творческая деятельность являют собой яркий пример социального и национального самосознания латышских художников на рубеже XIX и XX столетий. В начале XX века Янису Розенталю принадлежала ведущая роль среди активных создателей художественной среды города Риги и модернизаторов искусства Балтии.
15. Памятник художнику у
Латвийского Национального Художественного музея.