Голова

Mar 21, 2017 20:38

У Поля Рикёра есть книга с чудесным названием - "Что меня занимает последние 30 лет".
Просто отлично, когда человека так долго что-то занимает. В наше время это редкость.

А занимала Рикёра (а также Гуссерля, Хайдеггера и других интересных людей) целых 30 лет ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ.
Может, и больше занимала бы, но потом Рикёр просто помер.

* * *

Вкратце суть интенциональности такова.

Все знают, что наше сознание всегда на что-то направлено.
Проще говоря, мы не можем просто думать, т.е. думать НИ О ЧЁМ. Мы думаем о бабах, деньгах, Поле Рикёре, макаронах по-флотски, завтрашней погоде и т.д. Это неотъемлемое свойство сознания - направленность на что-то - называется интенциональностью.

Люди давно подозревали, что объекты, на которые наше сознание направлено, всего лишь некие КОНСТРУКЦИИ этого самого сознания.
То есть нет, например, яблока "в его истинном виде". Есть фантом, который создаёт наше сознание, накручивая на некий объект (который неизвестно существует ли вообще) различные смыслы и ассоциации. Эта конструкция и называется "яблоко".
То есть каждый интенциональный акт СОЗДАЁТ объект в нашем сознании.

* * *

А потом люди додумались до самого интересного: интенциональный акт создаёт не только объект, но и СУБЪЕКТ.

То есть когда мы рассматриваем интенциональный акт "Маша видит дерево", то надо понимать, что в процессе этого акта сознание создаёт внутри себя не только конструкцию "дерево", но и конструкцию "Маша".

Иными словами, интенциональный акт - первичен. Он как молния, которая, вспыхнув на секунду, создаёт на одном своём конце субъект, а на другом - объект.

То есть и субъект (интентор), и объект (интентум) - живущие всего лишь МГНОВЕНИЕ призраки, которые генерит каждая отдельная интенция.


Это легко понять, если представить например, несколько СИЛЬНО разных интенциональных актов:
1. Вы видите сиськи.
2. Вы видите отвратительную сколопендру.
3. Вы видите летающего слона.


Совершенно понятно, что во всех этих случаях ваши "я" будут ДИЧАЙШЕ отличаться друг от друга.
Именно потому, что это РАЗНЫЕ "я", разные ИНТЕНТОРЫ.
Каждый интенциональный акт создаёт и воспринимаемое, и воспринимающего С НУЛЯ.
Одноразовый объект и одноразовый субъект.

* * *

Тема интересная.
Закономерный вопрос: если в КАЖДОМ отдельном интенциональном акте создаётся НОВЫЙ субъект, то откуда у нас СТАБИЛЬНОЕ, непрерывное ощущение своего "я"?

Помнится, Пелевин объяснял это весьма доходчиво: давайте представим, что у человека ежесекундно меняется голова, но ШАПКА, которая на неё надета, остаётся одной и той же. Соответственно, ЖМЁТ она все эти сменяющие друг друга головы одинаково, в одних и тех же местах. Именно это постоянное ощущение и создаёт иллюзию постоянного "я".

Под шапкой имеются в виду особенности нашего МАТЕРИАЛЬНОГО тела, то есть нейроны, аксоны, гормоны и прочая херня, которая к сознанию (в котором и происходят интенциональные акты) имеет такое же отношение, как шапка к мыслительным процессам в голове, то есть НИКАКОГО.

Хайдеггер, психологический психологизм, философы

Previous post Next post
Up