Еще одна статья в "Советской Чувашии" об архиепископе Иове (Кресовиче)

Aug 08, 2018 16:38

АРХИЕПИСКОП ИОВ РАЗОБЛАЧЕН
3 июня 1960 года в нашей газете была перепечатана из газеты «Советская Татария» статья Ю. Куприянова и Ю. Николаева «Казанские отцы духовные и их дела греховные».
В ней сообщалось, что казанское духовенство во главе с архиепископом Кресовичем грубо нарушало советские законы. «Советская Татария» 19 июня с. г. опубликовала статью Н. Жогина. В ней говорится: Расследованием, произведенным прокуратурой ТАССР, установлено, что архиепископ В.А. Кресович (он же Иов) с первых дней своей деятельности в Казани создавал обстановку для личного обогащения.
Кресовнча не удовлетворяло существовавшее распределение церковных н притчевых денег. Так называемый «дележ братской кружки» был ему невыгоден.
Забрав в свои руки бразды финансового правления, Иов устанавливает баснословные ставки: священникам - шесть тысяч рублей в месяц, дьяконам - по пять. В официальной ведомости на получение зарплаты Кресович ежемесячно расписывался за 20 тысяч рублей, но, как установлено следствием, он без зазрения совести тянул из кассы епархии более крупные суммы.
Обманывая верующих, Иов в то же время скрывал от государства церковные доходы. Установив себе зарплату в 20 тысяч рублей, он фактически, начиная с 1953 года, получал ежемесячно 55 тысяч. По н такая сумма не удовлетворяла архиепископа. Он стал получать в епархии без всякого оформления еще 10 тысяч рублей в месяц.
Чтобы ввести в заблуждение финансовые органы н скрыть от обложения подоходным налогом фактически получаемую зарплату, Иов предложил епархиальному секретарю Евтропову в ведомостях на выдачу зарплаты отражать только 20 тысяч рублей, а остальные 45.645 рублей Кресович получал без расписки.
Следствием также установлено, что на содержание архиепископа, помимо зарплаты, тратились громадные средства. Его обслуживали специально выделенные три сторожа, кухарка, уборщица, экономка, на них тратилось 66 тысяч рублей в год. Расходы, связанные с выездами, приемами, обходились прихожанам в 100 тысяч рублей, оплата шоферу - 30 тысяч.
Из материалов следствия видно, что архиепископ обманным путем завладел домом в 180 квадратных метров. Вложив вначале в покупку его 50 тысяч рублей, он зятем продал этот дом епархиальному управлению за 150 тысяч, заявив при этом, что здесь разместится епархиальная канцелярня и гостиница для приезжего духовенства. Но то была очередная махинация.
В просторные хоромы были завезены дорогостоящая мебель, ковры, два холодильника, озонаторы, телевизор, радиоприемники, магнитофоны и т. п. Все громадное трехэтажное здание было занято одним архиепископом.
За высоким забором вольготно жилось хозяину. Но отнюдь не всегда молитвами потешался здесь «святой отец». Готовя свои проповеди,

Иов записывал их на магнитофон. Здесь же записывались кафешантанные слащавые лесенки Лешенко, легкие джазовые мелодия, танцы типа рокк-н-ролл.
Неисчерпаемый запас спиртных напитков, хранящихся в специально приспособленном помещении, большое количество импортных вин всегда были к услугам Иова я его челяди.
Заботясь о себе, Иов никогда не забывал о ближних. Для дочери и сына им куплены во Львове двухэтажный особняк за 140 тысяч рублей, две легковые автомашины, телевизоры, холодильники, звуковые кинопроекторы, ценные меха и гарнитуры дорогостоящей мебели. На сумму около 100 тысяч рублей приобретено облигаций 3-процентного займа.
Средства, нажитые преступным путем, Иов хранил в сберегательных кассах многих городов страны. Следствием установлено, что им сделаны вклады на 160 тысяч рублей в Москве, на 152 тысячи - в Чебоксарах, па 350 тысяч - в Казани, всего почти на миллион рублей.
Узрев, что преступные дела зашли слишком далеко, Кресович незадолго до разоблачения писал патриарху: «По сложившимся обстоятельствам прошу Ваше святейшество уволить меня с должности Казанской епархии и предоставить мне другое место...
Прошу прошения за содеянное мной по моей халатности и неосмотрительности уклонение от закона и оскорбление тем Вашего святейшества...».
Кресович предстал перед Верховным судом ТАССР. Не желая до конца раскаяться в делах греховных и преступлениях, «святой отец» пытается доказать, что получаемые им дополнительно 35 тысяч рублей ежемесячно он тратил на какую-то благотворительную деятельность, на содержание епископии, командировочные и т. д.
Все это ложь. Перед нами многочисленные заявления престарелых духовников, которые утверждают, что помощь им оказывалась не архиепископом, а епархией. Приближенные же Иова говорят о нем: «На всякие вознаграждения, обслуги был очень скуп и даже мелочь, оставшуюся от покупок, всегда забирал, если она превышала 30-40 копеек».
Когда речь идет о наживе, никакие правила и установления для «святых отцов» не существуют.
На суде выяснилось истинное лицо н других казанских священнослужителей, которые связали свою судьбу с церковью только в целях наживы н обмана верующих.
За грубое нарушение советских законов, за укрытие от обложения своих доходов, архиепископ Кресович (Иов) В. А. приговорен Верховным судом ТАССР по ст. 169, ч. II, УК РСФСР к 3 годам лишения свободы с конфискацией всего имущества.
Н. Жогин,
прокурор ТАССР, государственный
советник юстиции 2 класса.



Previous post Next post
Up