Я продолжаю свой рассказ про лестницу в Санта Фе.
Предыдущая часть
К собору справа пристроен небольшой современный портик, своего рода часовня.
На табличке за статуей Св. Франциска написаны слова его молитвы, одной из самых популярных молитв в католическом сообществе в США:
Господи, удостой меня быть орудием мира Твоего!
Позволь мне сеять любовь там, где ненависть
Прощение там, где оскорбление,
Веру там, где сомнение,
Надежду там, где отчаяние,
Свет там, где тьма,
Радость там, где печаль.
О, Небесный Владыка, даруй мне умение стремиться
Не столь быть утешенным, как утешать,
Не столь быть понятым, как понимать,
Не столь быть любимым, как любить.
Ибо в даянии мы приобретаем,
В прощении нам прощается,
И в смерти мы рождаемся к вечной жизни.
Аминь.
Я работал примерно с пятью переводами этих строк. В основном этот текст взят с Викитеки, но довольно много я в нем изменил. Дело в том, что на языках западного мира эта молитва имеет каноническое звучание, а в России ее переводят кто во что горазд. Существует множество вариантов, и поэтому я не чувствовал себя связанным церковным стандартом. Молитва эта приписана Франциску Ассизскому совсем недавно, в 1912 году, и в целом ее происхождение сомнительно. Но текст хорош, согласитесь, а раз так, не все ли равно, кто его придумал.
Кем же был этот знаменитый человек, что в его честь называют города мира? Из всех известных святых его образ у меня с юности вызывает наибольшую настороженность и даже неприятие: уж больно слащав. Самый непогрешимый из непогрешимых, самый стойкий, самый правильный, Франциск Ассизский вошел в реальную историю прежде всего созданием могущественного ордена францисканцев, который начинался как объединение очень бедных восторженных людей. Отличный оратор, сочетавший изрядный организаторский талант с подлинным смирением и послушанием, Франциск Ассизский всю свою церковную жизнь проповедовал бедность как синоним подлинной святости. Родился он в богатой семье, поначалу знавал все радости жизни от бурных кутежей до участия в локальных войнах, но потом что-то в его мозгах перещелкнуло, он начал тащить из семьи деньги и отдавать их кому попало во славу божью, оделся в лохмотья, начал нищенствовать и бродяжничать, и а потом и вовсе отрекся от родителей и сделался известным проповедником. При этом он не восставал против роскоши церкви, а наоборот, призывал нести в церковь последнее. Представьте себе искреннего, пламенного и убежденного пропагандиста во славу какой-нибудь вздорной идеи типа коммунизма, личным примером показывающего верность выбранному пути, на выступлениях которого масса циников греет руки. Подлинный бессребренник, агитирующий за власть и богатство! Вот это находка. Такой человек рождается раз в пятьсот лет. Неудивительно, что Папы его очень любили и были с ним на короткой ноге. Для католической церкви этот человек был сущей находкой. Святым Франциск сделался уже через два года после своей смерти, и тут же начали строиться соборы его имени. Вместе с тем, легенды о Франциске настолько простодушны и прямолинейны, что от них даже детям должно быть неловко. Но, видать, именно такие примитивные байки людям и нравятся. Судя по тому, что я видел и читал в этой жизни, Франциск Ассизский - самая яркая звезда в созвездии святых. Ну, или я так его воспринимаю.
Вокруг и внутри собора Св. Франциска в Санта Фе разбросаны интереснейшие артефакты, связанные с его жизнью.
Великолепный фонтан “Святой Франциск, танцующий на воде” - современное произведение, прославившее молодую скульптурицу из Германии в 2004 году. Относится к юности Франциска, когда он был еще беспечен и весел и не помышлял о карьере святого. Вместе с тем, кафтан Франциска уже исписан строчками его проповедей, а крылья вместо рук как бы символизируют.
Скульптура-иллюстрация к сомнительной легенде “Святой Франциск и волк из Губбио”. По легенде, Франциск понимал язык зверей и птиц и умел с ними общаться на божественные темы. Например, свидетели рассказывают, как однажды святой читал проповедь птичкам и уговаривал их нести слово божие во все окрестные леса. Птицы слушали внимательно, а по окончании проповеди вспорхнули и полетели ровно на четыре стороны света, что четко указывало собравшимся об их понимании возложенной на них миссии. Второй раз Франциск проявил свой дар, общаясь со страшным огромным волком, который совершенно задолбал жителей деревни Губбио, воруя у них скот. Именем Христа Франциск высвистал волка из темного леса и обратился к нему с речью, называя его не иначе как “брат волк”. В ходе речи он убедил волка не есть больше деревенских овец и проявить христианское смирение по отношению к жителям деревни. Взамен, поскольку что-то волку надо кушать, жители должны были платить волку дань в виде кусков мяса, положенных в условном месте. Волк подтвердил свое понимание договора поднятием лапы, а жители деревни проголосовали единогласно за то, чтобы платить волку указанную дань, и с тех пор нападения на деревню прекратились. В этой легенде невероятное количество подтекста и социальных смыслов. Ее можно трактовать как угодно. Очень правильным святым был Франциск из Ассизи.
Это не мой кадр, я нашел его на Фликре. Я сам не догадался его сделать. На фотографии изображена точная реплика распятия из церкви Дамиана в Ассизи. Однажды Франциск, находясь в переходном периоде от нормальности к святости, проходил мимо старой полуразрушенной церкви Дамиана, и вдруг услышал голос, призывающий его восстановить эту церковь и сделать тем самым богоугодное дело. Недолго думая, Франциск побежал в лавку отца, схватил отрез дорогой ткани, погрузил его на осла и отправился на рынок. Там он продал отрез вместе с ослом и передал деньги на ремонт церкви. Гнев отца Франциска легко можно себе представить. Он посадил сына под домашний арест, а потом подал на него в епископский суд. На суде Франциск отрекся от родителей, скинул с себя всю одежду и заявил, что не хочет быть ничем обязанным этим сквалыгам, после чего отправился нищенствовать.
Копия распятия висит уже внутри собора Санта Фе, разумеется. Оглянемся вокруг.
Собор небольшой, но очень приятный внутри. Он весь какой-то воздушный. Архиепископ Лами очень точно знал, чем поразить местную публику. Недавно собор подвергся сильной реставрации и модернизации. Чаша для крещения совершенно новая. А роза и вообще все витражи исторические, доставлены из Франции в 1884 году.
Изображения Крестного Пути на стенах в стиле мексиканского примитивизма тоже новые. Лами боролся с местными обычаями как только мог. При нем, конечно, внутри все было очень канонически, и вся роспись чисто европейская, никакого местного колорита он не допускал. Но времена изменились, и такая строгость больше неактуальна. Вот пара настенных икон, изготовлены они в 1997 году:
Это изображения второй и третьей станций на Виа Долороса.
Но все-таки в соборе есть кое-что и историческое. Резную фигуру Св. Девы Марии Конкистадорской притащил в Санта Фе португальский монах францисканского ордена в далеком 1626 году. Она стояла в самой первой церкви Св. Франциска, построенной на этом же самом месте, где сейчас стоит собор. В гыгешние времена политкорректно объяснять, что прозвище “конкистадорская дева” резная деревянная фигура получила за то, что якобы исключительно мирным путем она завоевывала она души людей. Любопытно, что тот монах впервые в истории использовал слово “навахо” для обозначения племени местных индейцев. Есть гипотеза, что эта статуя сопровождала воинство Кортеса во время завоевания Мексики и прошла длинный путь до Санта Фе. Если это действительно так, эта статуя - самая первая мадонна на континенте.
Вместе с тем кое-где индейцы и впрямь переходили в католичество. Скульптура посвящена первой католической святой-индианке из племени мохоков. Она умерла в 1680 году в возрасте 24 лет.
В этом месте, где собралось так много святых сразу, не хватало только своего какого-то настоящего чуда. И это чудо не могло не произойти. Посмотрим еще раз на лестницу в часовне Лоретто:
Но как же она все-таки стоит?
С последним вопросом разобраться проще. Во-первых, отсутствие гвоздей - не минус, а плюс для такой конструкции. Гвозди имеют тенденцию расшатываться и вылезать из древесины. Это знает каждый, кто строил хотя бы забор на даче. А тщательно сделанные деревянные шплинты и клинья только укрепляются со временем. Кроме этого, я написал, что в лестнице нет ни одной стальной детали. В принципе, это правда. Но там, где лестница нижним оборотом касается стены, через нее проходит железный штырь, вбитый в эту самую стену. Его не видно ни с какой стороны ни под каким углом, но он там есть. Этот штырь один не мог бы удержать лестницу, но он выполняет другую важную функцию: он убирает резонанс по всей высоте лестницы, разбивая ее на два участка. Вначале штыря не было, но потом его пришлось забить.
Однако главная причина в том, что витая структура лестницы - фактически обман зрения. Радиус поворота внутренней спирали настолько мал, что внутренняя направляющая практически вертикальна. За обшивкой спирали прячется очень сложная набранная из кусочков балка. Это и есть поддерживающий столб. В комментариях к предыдущей части грамотные люди стали мне говорить, что витая лестница с поддержкой на балке внутренней спирали не есть что-то исключительное, хотя рассчитать и построить такую конструкцию из дерева - прерогатива гения. Оказывается, двести лет назад во Франции был орден краснодеревщиков, и для зачисления в этот орден надо было представить нечто этакое необычное. Очень многие плотники предъявляли модели лестниц без поддерживающего столба. Отличилась
eta_ta, за что ей большое спасибо. Она меня сильно просветила на этот счет. Но даже она не знает, есть ли еще одна такая действующая лестница в мире.
А плотник... его личность - отдельная тема. В 70х годах прошлого века один немец стал всем стал говорить, что лестницу построил его дед. Однако предоставить доказательств немец не смог, и эта теория сдулась. Тогда совсем недавно на рубеже веков за это дело серьезно взялась одна упертая леди. Ну, и нашла она разгадку. Это был, конечно же, француз по имени Франсуа-Жан Рохас, выписанный все тем же архиепископом Лами. Деревянные заготовки этот человек привез с собой из Франции, и, таким образом, ни один из местных строителей действительно не был причастен к поставке древесины, которая взялась сама собой непонятно откуда. Организовывали всю эту карусель архитекторы Моули, отец и сын, строившие собор и часовню. К моменту прибытия мастера оба Моули уже умерли, и что за человек прибыл вечером к часовне Лоретто, практически никто не знал, кроме, разумеется, архиепископа и еще некоторых посвященных в тайну людей. Плотнику было заплачено вперед, поэтому он и вел себя как натуральный святой и через полгода исчез, не взяв денег за работу. Назад во Францию этот человек не вернулся. Ему понравилось жить в пустыне, там он и погиб по неизвестным причинам спустя какое-то время после постройки лестницы. то ли индейцы его убили, то ли заболел он и сам умер, то ли звери загрызли - неизвестно. Высушенное тело нашли охотники в удаленной от людских поселений хижине. Вместе с тем кое-кто еще был посвящен в тайну, потому что в некрологе в местной газете “Новый мексиканец” было написано, что погиб строитель лестницы в Лоретто. Но на крошечную заметку, естественно, никто не обратил внимания. Она обнаружилась только в 2002 году, когда искали очень целенаправленно. Нашлась и корабельная накладная на перевозку частей лестницы в Новый Орлеан, и даже чек на 150 долларов, выписанный на имя Рохаса сестрами Лоретто “за поставку древесины”. Нашлись и неотправленные письма Рохаса архиепископу Лами. Розыск всех этих документов занял у барышни семь лет. Я же говорю, упертая дама. Ей пришлось несколько раз летать во Францию, разыскивая там следы этого Рохаса. Потом по результатам ее расследования появилась книга-бестселлер.
Однако кое-что и здесь не сходится. Откуда Лами взял этого гения? Никаких его работ во Франции не сохранилось, а ведь для того, чтобы сделать такое, нужен опыт, и немалый. Да и репутация немаловажна. Далее, как удалось сделать заготовки по другую сторону Атлантики без точных замеров на месте и привезти ровно столько материала, сколько нужно? И наконец, абсолютно все свидетельства утверждают, что плотник был старый и седой. А Рохасу во время его приезда в Санта Фе было примерно 27 лет. В таком возрасте обычно люди не седеют. Может быть, действительно все-таки Святой Иосиф пришел в пустыню проведать Святого Франциска?