Однажды я совершенно случайно попал на карнавал в английском городе Бат.
Только там в названии города не “т” в конце, а совершенно непроизносимая нашими языками “th”, то есть это Bath - город-баня. И таки-да, там есть баня, причем очень древняя, много тысяч лет ей уже. Зашел я в нее как-то раз рано утром с первыми жаждущими знаний и зрелищ пилигримами. На улицах было еще очень зябко и пустынно. Я провел в бане два часа, выбрался наружу - и тут уже толпа, давка, и все разодеты натурально как клоуны. Мама дорогая! И что же сие такое?
Какие интересные шляпки носила буржуазия! Народ развлекается кто во что горазд. Только ради шляпок стоит посетить данное мероприятие.
Этот карнавал называется фестиваль имени Джейн Остин. В таких нарядах ходили ровно 200 лет назад. Классик английской литературы, чьи книги обязательны к чтению в школах и колледжах, Джейн Остин жила в Бате в самом начале 19 века с 1801 по 1809 год. Место это она страшно не любила, и писалось ей здесь плохо, но вот поди ж ты - фестиваль проводится именно здесь. Поклонники творчества Остин съезжаются в Бат один раз в году, чтобы пройти шествием по Батским улицам в одежде тех времен. А тут и я летящей походкой вышел из бани, удивился очень - нет, ну вы поставьте себя на мое место, - и пошел фотографировать от пуза.
Бат - уникальное место в Англии. Здесь к берегу реки Эйвон (не той самой, на которой стоит шекспировский Стратфорд, а совсем другой) выходит водоносный слой, который начинается за тридцать километров от Бата на каких-то невысоких холмах. По этому поводу в Бате бьет несколько родников. Ну и подумаешь, мало ли где какие родники. Но дело в том, что по странной прихоти матушки-природы этот самый водоносный слой на своем тридцатикилометровом пути ныряет на два с половиной километра вглубь, и вода, пролившаяся на холмах дождем, нагревается по дороге подземным теплом до 40 с лишним градусов. Вытекает же ее на минуточку в Бате ни мало, ни много, а примерно полтора миллиона литров в день. И это место в Англии единственное. Есть еще пяток куда более хилых источников, но там и напор намного меньше, и температура не выше 20 градусов. Древние бритты прекрасно были осведомлены о существовании загадочной лужи. Легенда гласит, что еще почти три тысячи лет назад жил да был один король, который подцепил кожную болезнь, и народ за это разжаловал его в свинопасы. И заметил тот король, что свиньи тоже страдают от такой же болезни, что и он, и явно неслучайно это, но любят свиньи купаться в теплых лужах и вроде им становится от этого легче. Тогда король-свинопас стал купаться со своими свиньями в той же луже, и излечился, после чего с легкостью вернул себе царство, а на месте лужи построил первую купальню, в которую свиньям вход был уже запрещен. Бедные свиньи, вот так отблагодарило их человечество. Кстати, сына короля-свинопаса звали Лир. То есть шекспировский король Лир был родом из этих мест.
В самом начале нашей эры войска Юлия Цезаря, уверенно завоевав будущий Лондон, двинулись вглубь страны. Довольно скоро добрались легионеры до купальни и немедленно, как это у них было принято, построили баню. Так вокруг бывшей лужи возник римский город-курорт Аква Сулис. Сулис - это какая-то воинственная кельтская богиня. Местную богиню римляне трогать не стали, но на всякий случай построили храм уже в честь своей аналогичной богини, Минервы. Ее в этих местах даже называли двойным именем Минерва-Сулис, чтобы никому не было обидно.
Перед храмом стояла статуя богини. Вот то немногое, что от нее осталось. Эту голову нашли при прокладке канализации в Бате. Минерва - ближайшая родственница, практически сводная сестра греческой Афине. С греческой мифологией-то мы почему-то лучше знакомы, так что я написал это для ориентации.
Ну, а потом возле купальни построили церковь и город, разрушили церковь и город, снова построили, потом перестроили, и так прошло две тысячи лет почти, а тут и я приехал из Лондона на электричке.
На заднем плане аббатство, а справа римские термы. На месте аббатства когда-то стояла церковь, в которой короновался первый король всей Англии Эдгар в 973 году, за 15 лет до крещения Руси. Интересно.
В римских термах сейчас уже не купаются. Да и раньше не особенно купались. Минерва не позволяла. Чай, не свинопасы. Термы представляли собой пруд со священным источником, в который окунаться никому не разрешалось, и уже из этого пруда горячую воду разбирали на ванные комнаты и бассейны, расположенные по его периметру.
Собственно, источник. Кирпичная кладка оригинальная, римская. Сработано на совесть, не на века - на тысячелетия.
По этому восстановленному каналу вода из источника поступала в священный пруд.
Вот сюда. Проходы в арки ведут к ванным и массажным комнатам и в парные. Я ничего там не фотографировал: учреждение не функционирует и не производит сильного впечатления. Какие-то древние развалины в полумраке со стоячей водой. Плакаты на стене рассказывают, как все это было. Где переодевались, где были массажные комнаты, где бассейны с холодной, а где с горячей водой, и, самое животрепещущее: были ли бани совместными или раздельными. Оказывается, при римлянах совместными, а потом уже раздельными. Но сочетание плакатов с развалинами как-то не вызвало у меня прилива воображения.
Над колоннадой вокруг пруда когда-то была крыша. Плиты, по которым бродят туристы, оригинальные, и основания колонн тоже. Две тысячи лет, как с куста. Но так-то все это, конечно, свежая постройка. Дело в том, что, когда Римская империя развалилась, все ее окраины пришли в упадок. Храм Минервы обрушился, термы оказались заваленными обломками, и на долгие века источники в Бате вернулись в свое первоначальное состояние булькающих теплых луж, только теперь еще и в окружении развалин. Короли и знать меж тем местечком интересовались с разными целями. Например, Генрих VIII крушил аббатство, зато его дочь Елизавета I, наоборот, дала городу статус, должность мэра и восстанавливала купальню. Гражданская война разыгралась в Бате не на шутку. Войска Карла убедительно побили здесь противника, что, впрочем, не помогло Карлу, зато в очередной раз разрушило город. И лишь когда все в Англии устаканилось, где-то с 1700 года начался расцвет Бата. Буржуазия пожелала купаться с комфортом. Местность полностью расчистили от многовекового мусора, и город был построен практически с нуля. Идеальной чистотой архитектурного стиля викторианской эпохи он и интересен сейчас.
Перестроили и купальню. Археологи нашли невероятное количество древних римских артефактов и кладов. Находят их причем и по сей день.
На входе в купальню воссоздан портик храма Минервы из найденных обломков. Недостающие куски дорисовывает лазер. Эффектно.
В музее бани выставлены всякие разные ништяки. Про них неплохо написала моя супружница Аня
вот здесь. Давайте-ка я ее процитирую:
В музее Бани торможу возле могильного камня - одного из многих. Вчитываюсь: «Юлиус Виталис, кельтского племени оружейник Двадцатого легиона». Прибыл на остров то ли залечивать раны в Аква Сулис, то ли на строительные работы, да там и умер двадцати девяти лет от роду - зрелым мужем, не мальчиком. Денег не скопил, но был любимцем центурии и похоронен на средства гильдии оружейщиков. Закопали Юлиуса в двух километрах от источника, у северной дороги, которую не так давно к тому моменту как раз проложили - качественно, с умом, оседло. Как оно и положено в империи. А Юлиус-то был славным парнем: наждачные ладони, мохнатые подмышки, бычья сила в чреслах. Жизнь провёл в походах. Стариком не стал. Жаль.
Иду дальше. «Надгробие Меркатиллы, дочери Магниуса». Магниус прижил дочку с рабыней. Объявил девочку свободной женщиной. Назвал Меркатиллой. Свободная женщина прожила год, шесть месяцев и двенадцать дней». Горемыки все трое. Курортный роман. Печальный конец.
«Голова женщины, скульптурный портрет. Обратите внимание на сложную причёску: модные тенденции сезона 68-69, первый век нашей эры». Жена легата? Капризная столичная штучка? Отправилась на воды - отдохнуть, развеяться, украсить походную жизнь высокопоставленного супруга? Красивая: локоны, щёчки...
«Алтарный камень в память о Гае Калпурнии Ресептусе, 75-ти лет, служителе храма Сулис Минервы. Поставлен любящей женой, свободной женщиной, бывшей рабыней Трифозой». Эти двое мне нравятся более прочих. Я думаю о том, что Гай Калпурний был стар, добр, честен. И трогательно влюблён в свою смышлёную Трифозу, которая, овдовев, догадалась, умничка, заглянуть в мастерскую городского камнетёса. Две тысячи лет - неплохой срок для частной истории.
...А в далёком Риме, слыхали, императоров режут, как кроликов к обеду, да только где тот Рим и кто ж поверит глупым сплетням?
А вот и моя фотография. Посвящена осквернителям могил:
На табличке написано, что мертвых римляне обычно кремировали, но некоторых, наиболее достойных, хоронили. Воссозданный антропологами скульптурный портрет достойного жителя Аква Сулис с презрением смотрит на пеструю многотысячную толпу, прохаживающуюся перед стеклянным саркофагом. Мне пришлось простоять минут пятнадцать перед этой витриной с полунажатой кнопкой, прежде чем удалось сделать этот кадр. Народ идет очень плотно.
После осмотра всякого разного римского периода тур по термам приводит на променад второго этажа. Это уже новодел.
Бани полностью восстановили до рабочего состояния в 1706. А статуи “под Рим” совсем свежие, чуть ли не современные.
Опять процитирую жену:
Центральный банный бассейн парит, статуи императоров глядят с парапета надменно - лицом в кипяток. Здесь омывали свои копчёные тела кряжистые легионеры, строгие центурионы, томные центурионовы жёны и даже бессловесные рабыни. Здесь звучал смех, и смех был похож на гвалт, и гвалт был живой латынью.
....
На обратном пути соседка-старушка, пилигримица из Австралии, вдруг говорит тихонько:
- Любопытно, что они повсюду в первую очередь строили дороги, бани и театры. С точки зрения кочевых варваров - три абсолютно бесполезные вещи.
Всё, выходим отсюда.
Через этот парадный портик. Естественно, бани “королевские”, а какие же еще? Восстановление города шло под присмотром их величеств. Над входом написано KING’S AND QUEEN’S BATHS. Снимок сделан позже, когда карнавал уже разошелся по окрестным улицам, и площадь перед банями опустела. А сам я вышел оттуда очень вовремя:
Это главный начальник, идущий во главе колонны. Регламент карнавала разработан очень детально.
Хотя я должен признаться, что, будучи абсолютно неподготовленным, я не очень следил за всеми тонкостями процесса. И обратите внимание на маленькую детку в розовом платьице на заднем плане.
Сии прелестницы стоят у входа в римские бани. Редко когда такое сочетание эпох можно увидеть в одном месте. Не чаще раза в год.
А вот розового (розового!) фотоаппарата у Джейн Остин не было!
Продолжение