Салемские истории. Часть 1

Dec 08, 2009 21:39

Мы гуляем по Салему. От мрачных историй времён охоты на ведьм остался дым славы, который предприиимчивые американцы весь поймали, отфильтровали и наполнили новым смыслом. Теперь Салем - это центр веселой чертовщинки, нескончаемый праздник Хэллоуин, любимое место сборищ колдунов, сатанистов и экстрасенсов. И детей.





Большинство музеев Салема, посвященных ведьмам и колдовству, затрагивают историю Салемских процессов вскользь. Основная тема - обряды, верования, культы, мистика. Копаться во взаимных доносах глупых и злобных людишек скучно. Полеты на метле - вот что круто! Музеи частные, и некоторые очень неплохие. Я бы не сказал, что это музеи в чистом виде. Познавательного в них меньше, чем развлекательного. Но все равно интересно.




Один из многих магазинов магии. Его специализация - метлы для полетов. Здесь есть, конечно, все самые значимые модели, начиная с уже немного устаревшей "Нимбус-2000". Наличествует хороший выбор волшебных палочек. Скажем, волшебная палочка из красного дерева с орехом стоит 45 долларов. Cамая дорогая палочка сделана из железного дерева - целых 80 долларов. К каждой волшебной палочке выдается сертификат соответствия. Все серьезно. Также можно купить одежду - клобуки, шапки, плащи, зелья и амулеты, волшебные камни, экзотические кухонные приправы. Для неверующих продаются магические ароматы для ванн. Выбор на любой вкус.

Такие магазинчики и музейчики - частые приметы на салемских улицах. Признаки забавной чертовщинки встречаются буквально повсюду.




Автомат по продаже газет.




Пешеходный переход.




Еще один. Он находится возле главного музея Салемских процессов. Вот тот действительно полноценный музей, необходимый для посещения.




Достойной фотографии самого музея я сделать не сумел. Пришлось найти открытку. Само здание, как мне подсказали в комментариях, - это относительно старая бывшая церковь.




День был серый, съедающий оттенки. Если посмотреть внимательно на этот снимок, слева от вывески можно разглядеть постамент основателю Салема.




Он тоже выглядит как волшебник в своей темной шляпе. Роджер Конант - так звали этого человека - прожил очень длинную и очень достойную жизнь. Ничего выдающегося, никого не завоевал, ничего не открыл, никого не расчленил и не съел на коммунальной кухне. Мужик просто работал, строил дома и города. По меньшей мере три городка обязаны этому человеку своим появлением на карте. Он заседал во всех городских советах, руководил жизнью общины, пережил пятерых из шести детей. Умер в возрасте 87 лет в 1679 году. Петру Первому в тот год исполнилось семь лет. Что там в России тогда творилось, какие люди возводили какие города - история для нас не сохранила. А здесь почему-то сохранила.

Я буду коротенько рассказывать биографии обычных жителей маленького американского местечка.

***************
История 1. Однажды эта земля принадлежала...




На снимке стандартная многоэтажка с многофункциональным мусорным баком. У нас в каждом округе свои правила по сортировке и упаковке мусора. Каждый тип мусора бросается в свое отделение. Где-то пластиковые и алюминиевые банки можно смешивать с картоном, а где-то нет. Это зависит от особенностей мусороперерабатывающих заводов. Женщина набирает код на двери.

На первом плане закладной камень. На нем выбито: "Однажды эта земля принадлежала Ричарду Муру, единственному пассажиру "Мэйфлауэра", который переехал в Салем из Плимута".

Эмиграция никогда не была легким мероприятием. Говорю со знанием дела. Паспорта, визы, справки... Не знаю, как обстояло дело с бумагами в 1620 году, возможно, и попроще, чем сейчас. Зато плыть надо было 56 дней, и смертность среди эмигрантов в первый год высадки доходила до 80%. После первой зимы в плимутской колонии выжило 25% женщин, 50% мужчин, 65% детей. А колония на 120 пилигримов в Вирджинии так и вовсе вся пропала бесследно. До сих пор неизвестно, что с теми людьми случилось. Для потенциальных переселенцев все это не было секретом. Поэтому женщин с собой брали по желанию. Некоторые мужики бросали семьи, рассчитывая, если бог даст, перевезти их позже, когда будет хоть навес, под которым можно было бы укрыться. А некоторые наоборот считали, что, если уж погибать, так вместе, и волокли жен и детей на корабль. Когда в голове начинает гулять ветер эмиграции, все вопросы, кроме ехать-неехать, отступают на второй план.

Но в сознании Ричарда Мура вряд ли крутились доводы "за и против". Его семья состояла из четырех человек. Старшей сестре Эллен было 8 лет, брату Джасперу 7 лет, самому Ричарду 6 и второй сестре Мэри 4 года. История их эмиграции наиболее дика и нелепа. В 1610 году некто Сэмюэл Мур в возрасте всего 16 лет взял в жены свою троюродную сестру Мэри Мур, которой было 23 года. Брак был заключен по сугубо материальным соображениям. Что-то там с наследованием земельных участков. У пары успело родиться четыре ребенка, прежде чем Сэмюэл обратил внимание до какой степени все четверо похожи на соседа Джейкоба. Последовал развод по идейным соображениям. Суд принял во внимание недостойное поведение матери и оставил детей отцу. Он и привел их на "Мэйфлауэр" к добрым людям, мотивировав этот поступок тем, что в новом мире детям всяко будет лучше, а ему они в любом случае не были нужны. Да и кормить нечем. Детей Муров пристроили в разные семьи. Джаспер умер ровно в тот день, когда корабль бросил якорь в Плимуте. Эллен и Мэри не пережили зиму. Из всех детей "Мэйфлауэра" эти девочки умерли первыми, и мы можем лишь гадать почему. Единственный из всех четверых, Ричард выжил. В 1636 году он переехал в Салем, сделался моряком, женился, да и не один раз. Наверно, в нем проснулись гены беспутной мамаши. Среди местных строгих пуритан он слыл чуть ли не Синей Бородой, последовательно сводящим в могилу своих жен пьянством и распутным поведением. Он дожил до Салемских процессов 1692 года, пережил их благополучно и умер в безвестности и одиночестве не позднее 1696 года.

=============

Но хватит о далёком прошлом. Сплошные там ужасы. Делаем шаг на широкий бульвар и идем в Салемский порт. Конец 18 - начало 19 века, период процветания и богатства.

Локомотивом экономики США всегда был бизнес. Отцы-основатели заложили принцип минимума налогов. С тех пор этот принцип изрядно покосился, но вначале он соблюдался строго. Налоги не платились никем никогда вообще. А как же? Доход государства обеспечивала внешняя торговля. При том, что товары поступали через считанное количество портов, появлялась возможность собрать оброк один раз на границе. 97% госдохода в 19 веке давала таможня. А 5% от этих 97% генерировал Салемский порт. Он мог принять до 1800 парусников одновременно. Вначале суда плавали на Карибы, но позже география расширилась. Например, одно время Салем считался основным портом по торговле с Китаем. В Китай корабли плыли вокруг Африки.




Историческое здание Салемской таможни. Слева от нее дом для вдов моряков, сейчас это жилой кондоминимум. Перед таможней в залив уходят верфи - насыпные дамбы для швартовки.

История 2. Верфь Дерби.

Насыпная верфь, которую построил Элайя Хаскетт Дерби, уходит в Салемский залив почти на километр. Прямо напротив нее расположено здание таможни, а особняк Дерби следующий по улице, названной его именем.







В этом доме Элайя Дерби с супругой прожили 20 лет с 1762 по 1796 год и завели в нем семерых детей. Для их семьи то были годы невиданного материального подъема. Хитрый Дерби первым придумал переобрудовать суда своего торгового флота в каперы. Все в курсе, что такое капер? Это пиратское судно, ходящее под государственным патентом. В патенте указывается, на суда каких стран имеют право нападать пираты. Добыча капера является личным доходом коммерсанта, владеющего каперской флотилией. Естественно, бизнес законный, платит налоги, хозяин флота уважаемый человек и покровитель искусств. Впервые каперство придумала Елизавета Первая во время войны с Испанией. Последней страной, поощрявшей каперство, была Пруссия, которая выдавала патенты капитанам каперов во время франко-прусской войны 1870 года. Масштабы каперства внушают уважения. Счет шел на тысячи потерянных судов с каждой стороны. Сама Британия, развязавшая эту вакханалию, потеряла от нее как минимум 10000 кораблей. Основные операции проводились у берегов Европы - Ла-Манш, Бискайский залив, - и в карибских колониях. Билли Кидд, сэр Фрэнсис Дрейк, сэр Генри Морган (ром Капитан Морган, надеюсь, не пустой звук для читателей?) - знаменитые английские капитаны каперских судов. Но все нации отличились, и испанцы, и голландцы, и французы. У всех были свои пираты-герои. Что-то подобное сейчас происходит в Сомали, и весь цивилизованный мир негодует.

С началом войны за Независимость каперство у берегов Новой Англии приобрело особый размах. Мало того, что выгодно, это было еще и патриотично. Американцы захватили порядка 300 британских судов. Правда, им это потом жестоко аукнулось. Уже после войны за последующие 30 лет каперы европейских стран и стран Северной Африки захватили 2500 американских торговых кораблей. Только на выкуп захваченных моряков в 1800 году ушло 20% бюджета США.

Элайя Хаскетт Дерби унаследовал от своего отца флот из 13 судов. Дерби никогда не выходил в море лично, довольствуясь работой бухгалтера. В начале войны он выгодно вложил все свои средства в переоборудование торгового флота, поимев акции в 158 американских пиратских судах. Все они базировались в Салеме. Всего за год его флот удвоился за счет захваченных британских кораблей. К концу войны в распоряжении у Дерби было уже 30 приличных посудин. После окончания войны он перековал обратно мечи на орала, снял с кораблей вооружение и первым послал свои парусники в Кантон, а затем переключился на Маврикий и Суматру. Он же придумал систему, по которой на корабле плыл специальный торговый офицер (его должность называлась суперкарго), имевший право осуществлять самостоятельные операции во время долгого плавания. Можно было взять шелк в Кантоне, обменять его выгодно на чай в Бомбее, продать его на золото в Сингапуре, опять закупить шелк и так далее пока трюмы корабля не забьются до палубы. Тогда можно и домой. Плавание могло занимать год или даже два.

К концу своей жизни Элайя Хаскетт Дерби стал первым в мире долларовым миллионером.




У верфи Дерби пришвартована реплика старинного судна под названием Friendship.




Оригинал проплавал 15 лет до Отечественной войны 1812 года. Вы слыхали про эту войну? Между США и Канадой, да, а вы что подумали? Только Канада была как бы Англией, поэтому формально американцы воевали с англичанами. Наполеон и Россия были от них не ближе, чем теперь.

Трехмачтовый бриг "Дружба" отходил 16 походов за свою недолгую жизнь. Побывал в Китае, Яве, Суматре, Гамбурге. Война Британии была объявлена США 12 июня 1812 года, и в эпоху отсутствия интернета это событие прошло практически незамеченным большинством прогрессивного человечества. Не обратили на него внимние и в Санкт-Петербурге, где как раз загружался этот самый корабль с хорошим именем "Дружба". Война войной, а бизнес по расписанию. Отчалив от Невских берегов, корабль поваландался в Балтийском море, без приключений прошел Ла-Манш и был захвачен английским капером уже в Атлантике на пути к дому. Известие о войне было для капитана "Дружбы" крайне неприятным сюрпризом. Груз англичане конфисковали, команду посадили под замок, а корабль распилили на дрова.

Реплику построили в Бостоне к 200-летию "Дружбы" по сохранившимся чертежам, описаниям и подробным записям в судовых журналах. Корабль-копия не плавает, хотя, наверное, мог бы. Внутрь пускают совсем незадорого. Можно посмотреть на быт моряков и ужаснуться. Там было тесно, сыро, темно и холодно. Вахты по четыре часа. Плавание по два года. Из питья только ром. Не жизнь, а катастрофа.

Довольно много интересного рассказывают про правила. Когда корабль типа "Дружбы" входил на рейд Салема, на борт первым делом поднимался врач. Если хоть кто-то из команды вызывал его подозрения на предмет малярии, проказы или чего еще, весь корабль арестовывали на карантин и отправляли на рейд, пока больной не поправится или пока наоборот, не умрет. Заболеет следующий - продлеваем карантин. Конечно, перед врачом все моряки пытались прикинуться здоровыми.

После врача вторым человеком, поднимающимся на судно, был погранец, паспортный контроль. На каждого доходягу капитан подавал физиономическое описание, и контролер сверял описание с подлинником. Граница на замке! Ни один нелегал не проскочит. Замыкал шествие официальных лиц таможенный инспектор. Он опечатывал трюмы и все личные сундуки, а потом под ручку с суперкарго шел в таможню заполнять реестр. После уплаты пошлин команде разрешалось сойти на берег. Начиналась разгрузка.

Таможенный офицер получал очень большую зарплату - доллар с четвертью в день. К 1816 году его жалование увеличилось до трех долларов в день и оставалось таковым до закрытия Салемского порта. Это были очень приличные деньги.







А это бывший дом-склад, обслуживавший одну из верфей. Сейчас внутри него информационный центр. Отсюда начинаются пешеходные экскурсии.




Скульптура внутри здания таможни деревянная. Этот орел простоял на фасаде почти два века. Любопытно, что резчик запросил с государства за свою работу всего 50 долларов. Правда, это было в 1826 году. Сейчас на крыше старой таможни стоит его пластиковая копия, а оригинальный орел перелетел под стреху. Там я его и сфотографировал.

Салемский порт умер безобразной смертью к концу 19 века с наступлением эры паровых судов. Гавань Салема оказалась слишком мелкой для них. К тому же, в Салем так и не провели железную дорогу. Но хворать порт начал существенно раньше. В 1807 году президент Томас Джефферсон, изображенный на редкой двухдолларовой купюре, издал удивительный указ, запрещающий международную торговлю со всеми портами, за исключением внесенных в специальный разрешительный список. Этот указ назывался эмбарго Джефферсона, а поводом и прологом к нему послужили трения с Англией. Очень эта Англия американцам надоела. Тогда они взяли да и назло ей перестали тороговать со всем миром. Всего за год объемы торговли упали в пять раз, и моряки начали устраивать голодные бунты. Правда, на существенном ограничении импорта начала подниматься местная промышленность, но последствия для торгового бизнеса были катастрофические. Целый год указ по-всякому модернизировали, а потом и вовсе отменили. Только стало все налаживаться, как тут случилась война 1812 года, и сделалось совсем плохо. Кое-как выжили только крупные порты вроде Бостона и Нью-Йорка. Салем тоже выстоял, но количество кораблей у причалов упало с многих сотен до каких-то десятков. В середине века девятнадцатого с таможенными делами справлялось всего три человека, а к началу века двадцатого и их уволили за ненадобностью.

Продолжение

Источники информации:

[1] Mayflower History, www.mayflowerhistory.com
[2] National Historic Site of Salem, www.nps.gov/sama
[3] Salem City Guide, www.salemweb.com
[4] Wikipedia

Салем, США

Previous post Next post
Up