Большой спуск

Oct 04, 2009 20:46


Все фотографии сделаны сотовым телефоном и обработке не подвергались никакой.




Big Chute - уникальное сооружение на канадском аналоге Беломорканала.

Если посмотреть на карту Великих Озер, видно, что они напоминают большую кляксу. По сущему недоразумению эта клякса с одной стороны - наиболее заселенной людьми - охватывает большой кусок суши. Скажем, я живу так, что от моего дома до Онтарио километров 40, а до Гурона 80, итого 120. А по воде тот же путь из одной точки в другую займет километров 600, да еще через Ниагарский водопад. Пытливые умы давно придумали продолбать канал, чтобы сделать жизнь прекраснее. Сто лет назад, когда канал действительно начал функционировать, он предполагался для транспортировки леса, но почти сразу эта задача сделалась неактуальной, и ныне канал служит исключительно для развлекательных целей. Большая часть канала идет по естественным рекам и озерам, поэтому он довольно длинный. Местность ужасно живописная, ближе всего к водной системе реки Вуоксы на границе России и Финляндии. На пути канала 44 шлюза, большая часть из них ручная. Два мужичка (вариант: две барышни) крутят воротки в бетоне и раздвигают-задвигают ворота. Но три шлюза заслуживают особого внимания. Во-первых, есть пара огромных лифтов - гидравлических вагонов, которые поднимают корабли из воды на приличную высоту и стыкуют их с рукотворным каналом наверху скалы. Во-вторых была построена железнодорожная переправа через высокую каменную гряду, которую назвали Big Chute - большой спуск. Я давно хотел подъехать и посмотреть, как она выглядит. Вот, посмотрел, и вам показываю.

На первом снимке вагон заехал в воду на верхнем уровне шлюза, и в него заплыли кораблики.




Ужасно сложная система тросов и валиков тянет вагон так, что он все время как бы болтается на веревке, только наклон и направление этой веревки меняются непрерывно.




Кораблики и катерочки зафиксированы на специальных провисающих ремнях между стенками вагона.







В этой будке - моторный отсек переправы. Тросы, как видно, заходят в нее под прямым углом.




У вагона четыре подпружиненных осевых пары. Две идут по внешним рельсам, две по внутренним. Рельсы проложены таким образом, что платформа практически все время остается горизонтальной.




По берегу озера идет обычное шоссе со шлагбаумом. А что такого? Железная дорога себе. Только не очень обычная.




Люди во время переправы из катеров не выходят, так в них и сидят. Но могут и выйти, если хотят, посидеть наверху на втором ярусе платформы.




Я специально показываю сложный профиль рельсов. Отсюда начинается затяжной спуск на добрую сотню метров по гранитной скале.







Возможно, на снимках вагон кажется не слишком большим, но вблизи он просто громадный. Это совершенно улетная конструкция.




Из этого кадра лучше понятен масштаб сооружения. Девушки наверху под солнцезащитным козырьком - работницы переправы.
















А это вагон старый, предыдущий. Он закончил свою службу в 2003 году и поставлен теперь на вечную почетную стоянку. Видно, что он ни в какое сравнение не идет с новым монстром. Некоторое время, пока шла обкатка нового вагона, они работали параллельно. А до того было плохо. Люди стояли по нескольку часов в очереди, которую в сезон приходилось занимать с ночи. За навигацию вагон перевозит около 8000 маломерных судов, и старая колымага не справлялась с нагрузкой.

Вообще, вверх по течению была еще одна такая же вагонная переправа, но ее заменили сейчас на обычный шлюз. В принципе, и тут поначалу хотели сделать либо гидравлический лифт, либо цепь шлюзов. Проще было бы. Однако инженерным планам помешала тварь по имени минога. Мы ее знаем в основном в маринованном виде, а это страшный паразит, уничтожающий форель и прочую вкусную рыбку. Минога заплыла и прочно обосновалась внутри нижнего озера переправы. Наняли специального биолога, который стал следить за переправляющимися судами, и он вынес вердикт: даже если минога присасывается к днищу корабля, она не выдерживает долгого подъема по воздуху и отваливается через 5-6 метров пути. После этого исследования, чтобы сберечь рыбу для рыбаков-любителей, правительство Онтарио решило от шлюзов отказаться и оставить более сложную железнодорожную переправу. План оправдался: минога в верхние озера и реки канала не проходит.

Что меня больше всего поражает в этом деле, так это сугубо развлекательный характер всего предприятия. Все переправы работают исключительно на частные маломерные суда, а рыбу ловят отнюдь не в промышленных целях. Промышленно здесь рыбу выращивают на фермах. Зато рыбалка - основной метод отдыха торонтцев. 80% всех мужиков бредят рыбалкой. Уловы исключительные, могу засвидетельствовать. Судак, лосось, форель, щука и даже экзотичная речная акула размером до нескольких метров попадаются на удочки с июня по октябрь в феноменальном количестве.

Несколько фотографий на местности.




Небольшой причал рядом с вагонной переправой. Вагон заползает в озеро чуть правее.




Здесь все понятно. Дикая парковочка у дороги, народ наслаждается теплым августовским днем.




А это мы заехали на культурный оборудованный пляж на берегу одного из затонов. Водный путь проходит за буйками, там ходят катера и катаются на водных лыжах. Зато в бухте безопасно. Въезд на пляж, конечно, за деньги, но за не очень большие.




Душевые кабины-переодевалки на пляже. Внутри очень чисто, есть мыло и шампунь.




А на таких машинках по парку разъезжает обслуживающий персонал.




Один из многочисленных рукавов водной системы.

Местность сказочно красивая. От нашего дома это примерно в 150 километрах - полтора часа по хайвею в спокойное время дня. Вот, выбрались разок. Надо бы как-нибудь снять тут коттеджик на недельку. Теперь уже только в следующем году.

из жизни, Канада

Previous post Next post
Up