Предыдущая серия Священный праздник Весны (называется Holi) на улицах Калькутты в этом году совпал с Пасхой. Двойной повод для радости. Индусы не пьют, не знаю почему. Религия большинству вроде алкоголь не запрещает, так что объяснения этому у меня нет. Но зато религия запрещает в праздник работать, поэтому улицы совершенно пустеют. Народ сидит возле своих домов и предается разврату безделья. В праздник Весны в качестве дополнительного развлечения положено мазать себя краской, а то и обливать друг друга из специальных пульверизаторов с ног до головы. Особенно радуются этому безобразию дети, но и взрослые не отстают. По телевизору я видел как на городском стадионе проходит священнодействие: какой-то старый пень с седой бородой до пупа заливает краской многотысячную ликующую толпу из пожарных брандспойтов под оглушительный грохот барабанов. Праздник, все радуются жизни по мере своих сил и умений. Порадуемся и мы. Обход радости начинается с языческого храма Богини Кали, жены Шивы, символизирующей смерть и время. Это черная богиня, она всегда изображена в черных тонах.
Башенка за забором и есть храм Калигата. Фотографировать внутри храма нельзя, поэтому я описываю действо словами. Храм совсем небольшой, но подлинный. Я в первый раз был в подобном месте. На протяжении веков ничего в нем не менялось. Он ровно такой, каким он был много сотен лет назад, без реставрации, без украшений, без современных финтифлюшек. А что такое языческий храм, кто-нибудь представляет? Наверно, на уровне ощущений, но не дефиниций. Считается, что язычество есть синоним многобожию. Действительно, многие современные религии монотеичны, но буддизм в строгом смысе слова бога отвергает, а в индуизме по-прежнему поклоняются многим богам, и как-то эти религии вполне уживаются с современной цивилизацией. Скажу больше, после посещения Афин мне кажется, что древние греки были меньшие язычники, чем некоторые современные сектанты. Я бы ассоциировал язычество прежде всего с преднамеренным невежеством и вытекающим из него варварством, пусть это даже ненаучное определение. В этом смысле Калигата - это нечто подлинное. В частности, в нем совершаются языческие обряды жертвоприношения. Жертвоприносят маленьких ягнят, обязательно черных, некоторые не больше кошки, другие уже с рожками.
Для начала возле загона с ничего не подозревающими ягнятами мне выдали большой венок покрашенных красной краской цветочков, нанизанных на красно-желтую нитку и два красных браслета. С этими важными предметами мы - я и сопровождающий - вошли в небольшую каморку с земляным полом. В каморке за загородкой на уровне пояса топтались священнослужители - брамины. В глубине стоял истукан, символизирующий Кали. Богиня оказалась крайне неприятна на вид. Это был треугольник черного дерева высотой около полутора метров. Четыре желтых цветочка символизируют четыре глаза, а большой розовый треугольник под ними обозначает язык. Ниже богиня закутана в какую-то хламиду. Мой гид сказал, что я должен сложить руки пригоршней и называть по очереди дорогие мне имена, начиная с себя любимого. На каждое пробормотанное имя он отрывал цветок из связки и вкладывал мне в пригоршню. Потом я должен был приложить все цветы себе ко лбу и бросить в богиню. Позже выяснилось, что краска с цветов на лоб переходила запросто, а вот смывалась с трудом, так что я полдня проходил размалеванный, как и все окружающие, сам того не подозревая.
От Кали мы перешли к Шиве. По дороге понаблюдали процедуру казни ягнят конвейерным методом в небольшом загончике. Плаха представляет собой небольшое возвышение с двумя торчашими вверх штырями. Один мужик хватает ягненка за ноги, при этом животное кричит совершенно по-человечески. Больше всего эти звуки похожи на громкий истошный плач ребенка. Помните фильм «Молчание ягнят», в котором героиня Джуди Фостер всю жизнь мучалась впечатлением от этих звуков? Все правда, так оно и есть. Полное впечатление, что головы рубят детям. Ягненка запихивают между штырями плахи, хозяева в это время бормочут молитвы. Весь обряд занимает не больше минуты, потом ягненку отрубают голову огромным мечом, который классно сверкает на солнце. В первый раз я как бы зажмурился и отвернулся, но оказалось, что ничего особенного в этом нет. Башка отлетает со стуком, да и все. Мне раньше казалось, что при декапитации льются фонтаны крови, но нет, вовсе нет, крови не так и много. Но лужа, конечно, стоит, и над ней, как положено, вьются мухи. Следом тут же раздается крик следующего ягненка. В день их казнят по 25-50 штук. Мясо ягнят варят в специальном священном (а как же иначе) чане, потом раздают нищим, а требуху продают тут же за оградой храма.
Мужики деловито скальпируют голову очередного ягненка. На физиономиях и рубашке вы видите следы фиолетовой краски - это исключительно по поводу праздника.
А это небольшой дом , в котором живут брамины. Он поддерживается в довольно приличном состоянии, как видно из снимка.
Продолжим обход храма. Бог Шива изображен в виде толстого деревянного цилиндра, что-то типа небольшого пня. Священного трепета он у меня не вызвал. Возле Шивы повторилась та же процедура с цветочками и перечислением ближайших родственников. Напоследок мы перешли к дереву жизни. Это тоже был пень, только побольше размерами и с веточками. Возле пня под стеклянным колпаком находился очень большой пластиковый вибратор. Мне сложно сказать, серийное это было изделие или сделанное по индивидуальному заказу богини Кали, только размеры этот пластиковый член имел совершенно нечеловеческие. Наверняка раньше он был сделан из дерева, но прогресс, уверенно шагающий по планете, добрался и до этого дикого места. И вибратору я тоже набормотал имена всех своих родственников. Остатки цветов на связке мы развесили на пне, туда же пошли деревянные браслеты. Освободившуюся ниточку мне обмотали вокруг запястья. После этого наступил ответственный момент. Я должен был раписаться в блокноте и пожертвовать пластиковому фаллосу изрядную сумму денег. Для примера мне показали отмеченные в блокноте пожертвования от разных почтенных людей. Они почему-то были все либо по 2100, либо по 1200 рупий, что само по себе вызывало подозрения. Хотя бы только поэтому жертвовать деньги пластиковому члену я категорически отказался, сказав своему провожатому, что ему я денег дам, а члену - нет. Он удовлетворился таким поворотом вполне.
Жанровые сценки за воротами храма. Следы краски на мостовой - последствия уличных потешных боев. Дети бегают с пластиковыми автоматами, заряженными краской, и поливают друг друга и все вокруг.
Собак, как видите, тоже раскрашивают. Все, видевшие этот снимок, интересуются «а она живая?» Живее нас с вами. Стаи таких псов безжизненно валяются в пыли на дороге. Они даже не гавкают, потому что им лень. Однако ситуация изменилась, когда случайная машина на моих глазах задела одного пса. Он страшно обиделся, подскочил и разорался. И тут же подскочили десятки псов в округе, окружили незадачливый автомобиль и начали злобно его обгавкивать. Бедняге автомобилю было не выбраться из собачьего кольца.
Мужик позирует. Индусы любят фотографироваться, их не надо упрашивать. К сожалению, я робею снимать людей на улице. Мне бы лично не понравилось, если бы меня щелкали как заморскую диковинку. Потом, я не знаю, надо ли за это платить или нет. Но для большинства это просто развлечение.
Индусы жрут руками. Вечное карри. Прямо посреди дороги в пыли. Сам свинья, но такое свинство видеть непереносимо. Я страшно жалею, что в моей коллекции нет этого кадра: вся семья сидит на грязном разделительном бортике посреди проезжей части, в тарелках желтый липкий плов, и они его запихивают в рот из пригоршни, а потом вытирают сальные руки о свои грязнющие шмотки. Как, как они еще живы?! Может, бактерии просто дохнут от ужаса при виде этой атисанитарии? Я не могу объяснить этот феномен.
Дети - цветы, вроде бы. Вот что я думаю по поводу этих фотографий. В Канаде и Штатах очень принято брать (фактически покупать) детей из бедных стран. Это целая индустрия, и, кстати, удовольствие стоит недешево. Например, как-то в Москву я летел с парой из провинциального городка
Брантфорд, в котором Белл установил когда-то первый в мире телефон. Пара летела в Екатеринбург смотреть на мальчика. Если бы все у них срослось, они бы его должны его были забирать через месяц после ознакомительного полета. Поскольку меня эта тема интересует, я начал их расспрашивать что да как. Оказывается, процесс хлопотный, но отлаженный, стоит на круг примерно 40 тысяч (все, включая билеты, визы, документы - все) и занимает месяцев восемь. Я поинтересовался, есть ли гарантия, что мальчик будет доброкачественный, без врожденных дефектов и наследственного алкоголизма. Мужик сказал, что агентство обещает, что за их деньги они получат нормального ребенка. Но, конечно, полной гарантии никто никогда дать не может, тут уж как повезет. Кстати, встречаются и вовсе интересные люди, которые намеренно берут не совсем здоровых детей, видя в том свой христианский долг. Моя жена Аня была знакома с одним таким человеком в Нью-Джерси, он взял двух русских мальчиков с задержками развития и, как мог, вытягивал их в люди. Но все-таки это редкость. Нормальный человек хочет выращивать здорового ребенка, это естественно. Еще я спросил у пары своих попутчиков, почему они покупают ребенка в России, а не в Китае. В Китае меньше алкоголиков и от детей там избавляются бедные люди, которые не могут заплатить штрафы за рождение второго и последующих детей. То есть вероятность взять нормального ребенка в Китае вроде бы повыше. Мужик сказал, что, наверно, да, но Китай недавно торговлю детьми прикрыл, и процесс сейчас занимает несколько лет. Из России дети вывозятся быстрее. Позже я прочитал обзор, что, действительно, почти все страны ЮВА свернули программы международного усыновления. Причины? Мне отсюда они кажутся идиотскими. Читая российскую прессу на эту тему, я четко вижу, что идиотизм не зависит от языка, на котором говорят люди, и везде выглядит примерно одинаково.
Но Индия пока вроде бы детей отдает, пусть и недешево. Однако, допустим, ребенок здоровый и нормальный. Но не сидят ли вот эта нищета и безобразие в нем на подсознательном уровне? Иначе говоря, если с рождения, с того момента, как новый человек открыл глаза, он видит этими глазами такой мир, можно ли рассчитывать, что со временем подобные картинки сотрутся из памяти и не превратятся в какие-нибудь скверные повадки, непонятно откуда взявшиеся? Не думаю, что кто-то способен ответить на этот вопрос. И все же, мне кажется, он имеет право на существование.
И еще, специально для тех, кто имеет что-то против международного усыновления: ТАКОЕ детство лучше? Чем оно лучше? Что ждет этих нищих? Зачем они вообще родились в этом убогом углу цивилизации? Это какой-то позор.
Это центральный парк Калькутты - огромный луг, окаймленный деревьями. Вышки на заднем плане - фонари гигантского центрального стадиона. Публика играет в крикет. Индусы задвинуты на крикете, это национальная игра. Есть сборные городов, штатов, национальная сборная, играющая за честь страны в Британском Содружестве. Все эти люди в свой свободный день играют в крикет за исключением тех, кто тут же на поле для игры в крикет пасет коз и баранов. А живут бараны в окрестных многоэтажках. Просто чудо.
Последний понтовый кадр в серии - два итальянских бэкпэккера со стажем. Их зовут Джино и Бруно. Они гуляют по миру и тащатся от его многообразия. Перед Индией они прошли через Аляску, а из Индии пойдут куда-нибудь еще. Их жизнь легка и разнообразна. Завидую ли я им? Не знаю. Нет, не завидую. Мне бы не хотелось так шататься по миру.
Снимок сделан в парковом комплексе Королевы Виктории. О нем - в
следующей серии.