«Валерия и неделя чудес» (Valerie a týden divu)

Oct 28, 2016 15:57



1970. Чехословакия. Режиссер Яромил Иреш. В главных ролях: Ярослава Шаллерова, Хелена Анизова, Петр Копржива.

Рецензия написана для кинорулетки Чехословацкая новая волна. http://altereos.livejournal.com/165107.html

Сюрреалистическая история взросления 13-летней Валерии, для которой всё не то, чем кажется. Реальность, грёзы, фантазии, сны, вызванные физиологией и навязанные обществом страхи, любовь и смерть переплетаются в душе романтичной девочки. Она ждет цирк, а оказывается на свадьбе. И такой бывает женская доля.



История напоминает коллаж, наполненный призраками, тревожным ожиданием, смехом, страшными чудищами, которых, на самом деле, никто не боится. Кажется, что вот-вот, и отроется дверь в темный взрослый мир, где нет месте романтике. И тогда в светлом дворце окажется забитый паутиной подвал, бабушка превратится в вампира, добряк - в злодея, невеста - в старуху, взрослые прячут лица за уродливыми масками. Но у Валерии есть оберег, который, похоже, позволяет ей защититься, в том числе, от режиссера. И снова все дети - в белом, а друг-спаситель примчится по первому зову. Детство еще способно превратить неуверенность в завтрашнем дне в радость удивления. Взрослому добиться этого практически невозможно.



«Валерия…» Яромила Иреша стала одним из одной из классических, если так можно говорить, работ «Чехословацкой новой волны». Молодые режиссеры дружно и с удовольствием избавлялись от застарелых национальных комплексов: поражение у Белой горы, Мюнхенский сговор, февральский переворот 1948 года. Они хотели рассказывать «хорошую историю». Для них кино из игры по заданным правилам превратилось в «способ высказать свое мнение и позицию».

Но чехи всегда любили рассказывать сказки. По сути, они придумали и всячески подпитывают все легенды Праги от Золотой улочки и Голема до бара «У чаши» и младенцев на телевышке. Массовым даром пророчества наделены в общественном мнении и режиссеры новой волны, разбившейся о волнорез советских танков в августе 1968 года. Чехословацкие фильмы 1960-х разгадывают как ребусы, выискивая в них намеки на последующие события. При большом желании, в «Валерии и неделе чудес» тоже можно найти общие для чехословацкого кино того времени пророческие знаки.



Интеллектуал. Подросток Орлик в круглых очках. Он то ли друг, то ли брат Валерии. Но, в любом случае, ее главный помощник и герой.


Волны. Они бурные, но не приносят вреда привязанному к колышкам в речном пороге Орлику.


Дом. Прекрасный, светлый особняк Валерии, который за ее спиной бабушка хочет отдать зловещему персонажу в обмен на вечную молодость.


Рука. Неведомая, страшная, направляющая сила. Она спрятана под белой перчаткой, которая появляется из окна проезжающей по городу кареты. Рука благословляет, но жуть берет от ее благословения.


Танк. Ну, разве не символизирует его черное чудище, которое, распахнув плащ, словно хищная птица крылья, преследует романтическую Валерию на узкой городской улочке? Или вспомните монахинь, которые колонной идут по хлебному полю!


И превратится в умах интерпретаторов Валерия в молодую и чистую Прагу, которая встречает свою весну, в персонажи в темных одеждах - в стремящиеся ей помешать силы. Ну, чем не пророческое кино?


Яромил Иреш снял картину, в которой всякий найдет тот смысл, какой захочет. Или не найдет никакого. За основу взято произведение Витезслава Незвала - Короля поэтов, одного из основателей чешского сюрреализма, который был знаком с Бретоном и Элюаром. Его стихи на русский язык переводили Анна Ахматова, Белла Ахмадулина и Константин Симонов. А Иосиф Бродский посвятил ему свое стихотворение, которое так и называется - «Витезслав Незвал».



Исполнительница главной роли Ярослава Шаллерова на съемочную площадку попала случайно. В 1968 13-летняя девчонка пришла на пробы за компанию с подругой. В итоге Ярка оказалась первой среди полутора тысяч девушек и получила свою первую роль в кино. Она сыграла почти в 40 фильмам и сериалах, но так и не стала профессиональной актрисой. В возрасте 37 лет она окончательно ушла бизнес: сначала косметический, затем - мебельный.

7 из 10

1970-е, Чехословакия, кино

Previous post Next post
Up