Выставка «Искусство древнего Кипра» в ГМИИ имени Пушкина или Одно большое впечатление…

Dec 01, 2014 20:57




Всего 12 фото

«Искусство древнего Кипра» - выставка в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, что проходит с 14 октября 2014 года и продлится до 11 января года будущего. Меня чрезвычайно заинтересовала эта выставка еще при анонсе, но попал я на нее совсем недавно - 28 ноября. Искусство Кипра самобытно и своеобразно. Кипр - довольно любопытный исторический и географический регион, в истории и культуре которого причудливо смешались древнеегипетские, греческие, передне-, средне и малоазиатские мотивы этих народов. Остров находился на пути древнейших морских путей, что не могло не сказаться на таком своеобразном его искусстве.
Далее под катом мои впечатления от посещения этой замечательной выставки.

02.



Население Кипра со второй половины II тыс. до н.э. было многонациональным: кроме местной «этеокипрской» ветви, большую роль играли греческая микенская и, с начала I тыс. до н.э. - финикийская (западно-семитская). Тогда же стали формироваться города-царства, среди которых выделялись Идалион, Саламин, Ледры (Никосия), Курион, управлявшийся царем, которого присылали из Тира, а также северный Лапифос, западный Марион и другие. На острове развивалась особая ветвь восточно-средиземноморской религии, в которой проявлялось тяготение к отказу от политеизма и от антропоморфных образов искусства в том виде, в котором они нам известны по памятникам древней Эллады.

С начала VIII века до н.э. Кипр утрачивает свою свободу, попадая под власть Ассирии, Египта, Персии, затем египетского царства Птолемеев и древнего Рима, а затем целой серии других владык, вплоть до Британии. Кипр получил свободу только в 1960 году. Идея самосохранения, сформулированная выходцем из Китиона и основателем знаменитой стоической школы Зеноном: «природа дорога себе самой», поэтому человек должен заботиться о себе сам, становится главной для народа. Созданные однажды формы и образы художественной иконографии и ремесленной техники на Кипре продолжали жить сотни лет, практически не трансформируясь.

Артефакты экспонируются на втором этаже музея в Олимпийском зале искусства Древней Греции. Зал, по форме вытянутый и экспозиция расположена в его центре - как бы в виде острова - ты зачарованно обходишь это 2-х - 3-х ярусное выставочное пространство вокруг. Здесь выставлено около 350 памятников, главным образом - расписные вазы, скульптура и терракотовые фигуры III тыс. до н. э - начала эпохи эллинизма.03.



Фотографировать на выставке запрещено, что очень обескуражило, потому, что я, по своему обыкновению, знакомлюсь с выставочными артефактами в два этапа - сначала «вживую», а затем при «отсмотре» фотографий и обработке. В результате мне удается получить комплексное и подробное впечатление и ощущение от экспонируемых предметов, что невозможно при простом цельном визуальном знакомстве, потому как, иногда, меня особенно привлекают предметы, не вызвавшие существенного отклика при первоначальном контакте. В Олимпийском зале всегда находятся две смотрительницы, мгновенно, пресекающие все попытки сфотографировать экспонаты и, постоянно «нарезающий круги» охранник, с рацией в руках, сменяющийся каждые 15 минут, чтобы не устать). В таких жестких рамках мне пришлось оставить попытки снять что-либо моей довольно заметной фотокамерой, но все же украдкой сделать несколько снимков камерой iPhon-а, которые я и выкладываю здесь, чтобы все же насытить этот материал максимально возможным наглядным фото-рядом в таких "режимных" осложняющих условиях)

Собрание кипрского искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина является самым крупным в России и насчитывает около 900 предметов. Оно было сформировано из трех частных коллекций, две из которых XIX века - археолога А.С. Уварова и выдающегося русского востоковеда В. С. Голенищева, и третья коллекция XX века - П.К. Ермошина, первого советского посла на Кипре.
04.


Другая часть собрания кипрского искусства происходит из Фонда перемещенных ценностей, где хранились вещи преимущественно из Античного собрания Берлина. Она поступила в ГМИИ в 1945 году. Памятники, находившиеся в бункере во Фридрихсхайне, были взорваны во время боевых действий в городе. Многие предметы из этого Фонда нуждались не просто в реставрации, а в полном восстановлении. Среди них - ценные скульптуры и терракоты из раскопок известного немецкого археолога Макса Онефальш-Рихтера (1850-1917 гг.) в Идалионе, Лимнити и Китионе. Некоторые из них представлены в нынешней экспозиции. Это целый комплекс фигур адорантов (от лат. adorator - «обожатель», «поклонник» - фигура человека, который обращается к богу с молитвой или даром) и редкие изображения богов.

В этой же коллекции имеются вещи, которые были найдены одним из первых ученых-коллекционеров кипрских древностей в Европе Людвигом Россом (1806-1859 гг.)и знаменитым археологом-любителем - консулом Соединенных Штатов на Кипре, генералом Луиджи Пальмой ди Чеснола (1832-1904 гг.).
05.


Работа по реставрации памятников кипрского искусства началась в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2002 году, часть их демонстрировалась на выставке «Археология войны. Возвращение из небытия» (2005 г.). В течение последних четырех лет мастерские реставрации керамики и каменной скульптуры ГМИИ им. А.С. Пушкина в полном составе работали исключительно с кипрской коллекцией. Были проведены технико-технологические исследования, позволившие определить состав глины и красок кипрской росписи, выработать оптимальные методы консервации памятников. В процессе работы реставраторы использовали целый ряд современных технологий, таких как методы очистки поверхности, применение специальных составов для укрепления керамики.

Самые ранние кипрские вазы в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина относятся к культуре Филиа (2500-2300  гг. до н.э.). Сосуды этой группы имеют простые, лаконичные формы, с яркой красной облицовкой. Происхождение этой техники связано с керамическими традициями Ближнего Востока.
06.


В конце III тыс. до н.э. в керамике Кипра появился еще один оригинальный «жанр» - сосуды с прикрепленными к ним отдельными фигурками - налепами-атташами. Из них составлялись целые сюжетные сцены - например, пахота, изготовление гончарных изделий. На выставке представлены отдельные фигурки животных (бычка и барана), входивших в подобные композиции.

При кажущейся монотонности кипрских ваз они удивительны и неповторимы. Белофонные, краснофонные с черной росписью, с черной или красной обмазкой, с лощеной или шероховатой поверхностью, они поражают своими шаровидными формами и строгим геометрическим декором. Фигурных изображений на них практически нет. В экспозиции представлены лучшие образцы кипрской вазописи геометрической и архаической эпох (X - VI веков до н.э.)

Строгая геометрия рисунка, присущая греческой керамике, была чужда вазописи Кипра. В росписях его мастеров нет популярных в греческом мире орнаментальных мотивов - таких, как меандр и плетенка. Кипрские мастера в своем творчестве обращаются к восточному искусству. Они используют традиционные сетчатые треугольники и концентрические круги, которые объединяются в композиции.
07.


Вторым крупным разделом выставки является скульптура, которая появляется на Кипре в эпоху архаики.
Кипрская скульптура становится неотъемлемой частью местных священных участков - теменосов. В VII-VI в. в. до н.э. на острове активно шел процесс реконструкции старых и строительства новых святилищ. Всего их обнаружено более 300. Святилища Идалиона и других поселений заполнялись посвятительными дарами, так называемыми вотивами (от лат. ex-voto - «посвящаю»). Основным видом вотивных даров стали пластические изображения богов и адорантов. Это могли быть, например, фигуры музыкантов, играющих на двойных флейтах-авлосах, лирах и тамбуринах.
Каменные изваяния, во всем многообразии представленные на выставке, отличает строгая фронтальная позиция и плоскостность (обратную часть многих статуй срезали), акцентирование горизонтальных линий - плеч, согнутой под прямым углом руки, резко очерченного нижнего края туники.

К шедеврам архаической пластики Кипра принадлежат монументальная голова бога, «Аполлон из Навкратиса», подвесная плита с фигурой Афродиты-Астарты. Она почиталась на острове вместе с Аполлоном-Решефом. Широко представлены дары этой богине из ее святилищ в Идалионе и Камеларге (где теменос не был найден), и вотивы из места почитания Аполлона-Решефа на северо-западе острова в Лимнити.

Еще одной формой искусства древнего Кипра стали рельефы. Ими украшали погребальные саркофаги и надгробные плиты. Их главной темой стал ритуальный пир - симпосий с обязательным участием супружеской пары. В экспозиции можно увидеть один из лучших памятников этого времени - надгробную плиту супругов, увенчанную фигурой льва. Третья четверть-середина V в. до н.э.08.



Кипрские древности, столь непохожие на древнегреческие, получили должную оценку в европейской науке лишь в последние десятилетия. В «грубой работе» и «беспомощном стиле» кипрского искусства нашла выражение особая мировоззренческая система, отличная от классической древности.

Поскольку «оторваться» поснимать на выставке, как вы знаете, мне не дали, попробую, все же, сформулировать свои общие впечатления. Выставка воодушевляет. От этих, только, что вышедших из-под рук реставраторов артефактов, исходит какой-то радостный посыл свершения большой итоговой серьезной и ответственной работы. Все возможные ресурсы ГМИИ имени Пушкина были на четыре года задействованы только на реставрацию этих уникальных ценностей.

Вглядываясь в лица кипрских богов и богинь, адорантов и других персонажей, пытаясь проникнуть в утраченный контекст их окружения, перед нами возникает причудливый мир древнего Кипра: характерно остроносые фигурки божеств и героев, их остроконечные головные уборы, сюжеты, сценки, дары, приносимые в святилища, шикарные и одновременно лаконичные кипрские вазы, все это причудливо погружает тебя в бездну веков, вызываю звучание немного грустных и тоскливых нот в душе. Этого я не ожидал, поскольку по- началу и в целом, выставка «звучит» как громкий народный оркестр, все экспонаты торжественно стремятся попасть в зону твоего внимания, спешат и суетливо толпятся, но немного позже, минуя и обходя энергетику торжествующих реставраторов, второй слой эмоций воспринимается уже спокойней и совсем тихо начинает вести свою, особую мелодию разговора со зрителем.

Проникнув именно в это пространство своих ощущений, ты уже гораздо легче можешь настроиться на каждый экспонат, что позволяет раскрыть его тайны и познать собственные незнакомые самому себе чувства. Некоторые фигурки вызывали просто любопытство, а другие же надолго задерживали внимание и начинали кружить мои  мысли внутреннего пространства... Сумев уловить свои бессознательные эмоции, что вызывает конкретный артефакт, можно уловить то, что он "говорит" и перевести это на человеческий язык… Древний Кипр понемногу открывал свои тайны, появлялись необычные образы, боги, богини, совершенно, почему-то, визуально не похожие на видимые здесь экспонаты, слышались необычно звучащие возгласы на незнакомом языке, острый и пряный запах  моря, приморской растительности, вдохновенные и проникновенные аккорды неведомого струнного инструмента, горящие факелы, стремительные тени всполохов огня, фигур людей и богов… Подобные картины всплесками прорывались в действительность, завораживая и причудливо кружась. Восхитительно!
09.


Поначалу и спонтанно, эта культура показалась мне какой-то чуждой, далекой, наверное, в основном, из-за множества необычных «длинноносых» образов критян и их божеств), но постепенно, обескураженное сознание сбрасывало свой цепкий контроль и становился возможным эмоциональный доступ к чувствам людей того времени, общему коллективному сознанию… Примерно раза три на меня накатывал подобный чувственный субмодальный всплеск, а общее впечатление было на удивление, спокойным, сдержанным, полным понимания и принятия тихой радости тех людей, живших давным-давно и стертых с видимых нам страниц Истории… Доносящиеся из глубины веков отзвуки мелодий, как набегающие на берег морские волны, звучали не в пример задорным греческим мелодиям - здесь преобладал гармонично-заунывный мотив вызывавший тоскливо-обреченно-торжественное ощущение Вечности… Сознание неожиданно «включило» меня, что бы я все же постарался снять еще несколько кадров для этого поста…)
10.



Выставка вызвала все же глубокий интерес. Хоть здесь и не толпятся многочисленные посетители, вполне достаточно нескольких вдумчивых и погруженных в свои мысли людей, пытающихся уловить здесь именно свои отклики и впечатления. С ними, сам собой, налаживался живой контакт сопричастности к этому необычному искусству присутствующему в этих чу́́дных артефактах. Выставка в целом выглядит основательной, насыщенной, впечатляет всецело возрожденными к жизни экспонатами. Множество небольших мелких фигурок и амулетов поначалу вызывают срыв фокуса восприятия, но постепенно, ты начинаешь ориентироваться и, взгляд сам останавливается на том, что интересно внутреннему наблюдателю и, вот так, можно созерцая простоять очень долго. Может возникнуть вопрос, - а чего тут смотреть!? И от чего я, например, я провел в этом, можно сказать, камерном выставочном пространстве часа два!? Сознательно и количественно тут не ответишь, - иногда маленький и невзрачный керамический персонаж забирает все твое внимание и время, и ты не замечаешь, как оно это Время стремительно начинает свой непостижимый бег выключая тебя из сознательных оценок действительности…
11.


Выставка чрезвычайно понравилась. Здесь одновременно присутствует и торжественная энергетика праздника реставраторов и тихая и проникновенная атмосфера Древнего Кипра. Композиция выставки, ее элементы, уровни составлены и созданы  вдохновенно, чутко, с любовью, это ощущается во всем и вся. Очень надеюсь, что большинство этих экспонатов займет свое место в основной экспозиции музея, потому, что уже, по прошествии трех дней, мне захотелось еще раз сходить к этим свидетелям истории и сравнить свои первые впечатления с уже уложившимися в сознании мыслями и образами.

Информации на выставке очень много, есть несколько медийных устройств, где на больших горизонтально-наклонных мониторах можно узнать все о древнем Кипре. Карты, иллюстрации, многочисленные подробные пояснения к экспонатам создают свой необычайный исторический контекст и возможность для глубокого погружения в эти давние эпохи. Сходить сюда, однозначно, сто́ит, если Вы интересуетесь историей, археологией, древними артефактами, древним искусством Кипра и результатами археологических раскопок памятников тех времен. Гарантируется свежее, незамутненное радостное впечатление и тихое удовольствие от прикосновения к еще одной необычной странице Истории.12.



Источники: официальный сайт ГМИИ имени Пушкина

© Vladimir d’Ar

Античность, археология, выставки, анонс, фото

Previous post Next post
Up