Когда я прочитал о том, что равеннские баптистерии в плане имеют восьмиугольную форму ради символики цифры "восемь", прямо указывающей на восьмой день недели, последний и бесконечный, когда свершится пришествие Господне и все соединятся с Ним в радости жизни вечной (ну, не все, а кому положено), а крещение лишь первый шаг на пути к этому светлому соединению, я не поверил. Да ну, думаю, фигня какая. Это экскурсоводы придумали, а римляне и раньше строили свои восьмистенки на виллах, в банях и даже надгробных сооружениях.
И полез разбираться.
![](https://ic.pics.livejournal.com/anchoret/1610049/84105/84105_800.jpg)
Кирпичи, как оказалось, бывшие в употреблении, это не первая постройка из них, а здание ушло в землю на три метра. Сейчас мы можем видеть только два баптистерия в Равенне: этот (православный, им.тов.Неона) и другой (арианский, а потом тоже православный, ессно). Но их там было больше, минимум ещё три.
В IV-V вв., когда это всё в основном строилось, народ предпочитал сначала пожить в своё удовольствие, а креститься уже ближе к концу жизненного пути. Наиболее сознательные граждане желали прожить в качестве христиан подольше, но всё равно крестились лишь во взрослом состоянии: все литургические тексты той эпохи говорят о крещении взрослых, а не младенцев. Таинство крещения совершалось только раз в год перед Пасхой. Потом стали крестить ещё на Богоявление, а потом перестали заморачиваться насчёт чисел и крестили, когда придётся, уж слишком много развелось христиан. А пока нас было немного, каждое крещение возглавлял епископ. Он и ноги всем мыл, и маслом мазал, и руки возлагал (сейчас вместо возложения рук существует миропомазание); нынче ни одного нормального архиерея на такой трудовой подвиг не подбить.
Подобное мероприятие требовало отдельного здания рядом с кафедральным собором (где служит епископ), потому что согласно чину все новокрещённые идут на литургию причащаться. Логика очевидна: с одной стороны, не имеет смысла устраивать бассейн в самом соборе ради службы, которая совершается раз в году. С другой стороны, бассейн нужен, и нужен где-то рядом с собором. Их так и устраивали сначала - во внешнем дворике-атриуме (где бассейн и был в каждом приличном доме, только во внутреннем дворике), а потом удобства ради (вдруг дождь, холод, голод и всё такое) быстро сообразили накрывать крышей и ставить отдельно, чтоб не мешалось весь остальной год.
Но каким должно быть здание? Сам чин требовал небольшого помещения (зашёл, крестился, вышел, следующий), чтоб всё компактненько и под рукой. Их такими и делали: круглыми, квадратными, многоугольными, с купелью посредине. И вот мы, наконец, вышли к теме много- восьмиугольника.
Во-первых, это красиво. Теоретический базис действительно был, и его подвёл Амвросий Медиоланский. Во всяком случае, именно ему атрибутируется текст, основные тезисы которого (про восьмой день Воскресения Христова) я привёл в самом начале. Хотя там есть и другой смысл, если копнуть глубже. Октагональными были не только римские бани, но и мавзолеи, где лежат покойники. А погружение в воду при крещении символизирует смерть (для прежней греховной жизни). Круто? Круто. Видимо, получилось так, что совпали архитектурные наработки, практический смысл и богословское истолкование. Истолкование, конечно, по времени идёт последним, но по смыслу первым. А так всегда и бывает, а то вы не знали.