Метод позитивной перспективы. Измени конец трагической истории.

Jan 11, 2011 19:42




Существует много определений того, что такое счастье. Это определения с большим знаком плюс: удовлетворенность, полнота, удача, благо, успешность. И даже определения счастья через отрицание: «состояние души, при котором нет чувств горя и тоски, утраты». Возможно, вы заметили, что ключевым в определении счастья все-таки является «состояние». Как же его достичь?

Счастье - это состояние человека, при котором он находится в определенной точке комфорта. В свою очередь, точка комфорта - это ощущение как гармонии внутри себя, так и гармонии с окружающим миром: и во мне все так, и вокруг все так, и мне с вами хорошо, и, надеюсь, вам со мной тоже...
Можно ли сделать так, чтобы точек комфорта в жизни было как можно больше и они в конце концов слились бы в одну сплошную линию?
Один из инструментов для проведения жирной сплошной линии точек комфорта в жизни человека - метод позитивной перспективы*. Звучит по-научному, попробуем на примере разобраться в том, что это.

ПОСПОРИМ С ШЕКСПИРОМ?
Большинство грамотных людей на Земле знакомы с сюжетом гениальной пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта». Сочувствуя ее героям, люди порой задумывались о том, что было бы, если бы Ромео и Джульетта остались живы? Вот и минский психолог Наталья Сакович выбрала эту шекспировскую пьесу, чтобы предложить старшеклассникам поиграть в необычную игру «Ромео и Джульетта: любовь с продолжением». Говоря по-научному, цель игры - содействие формированию у подрастающего поколения семейных ролей (образов мужа, жены). А выглядит это так: молодым людям предлагается переписать сценарий известной пьесы и вместе с главными героями пройти этапы совместной жизни в качестве «мужа» и «жены». Ответ на вопрос, смогут ли романтичные отношения не разбиться о рифы быта и неопытности, зависит исключительно от выбора участников игры.
Попробуем и мы в качестве первого «тренажера» и разминки обратиться к гениальной пьесе. Итак, «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» - у Шекспира-то все умерли...
Задача следующая: написать сценарий дальнейшей жизни юных влюбленных. Правила таковы: категорически не рассматриваются случаи, если бы Ромео вовремя получил предупреждение брата Лоренцо; если бы в отчаянии перед бездыханным телом любимой Ромео не принял яд; если бы Джульетта не воспользовалась кинжалом мужа для собственного умерщвления. Исходить нужно из того, что все именно так и свершилось, как у Шекспира: предупреждение не нашло адресата, Лоренцо не успел прийти на помощь, Ромео опустошил склянку, приобретенную у аптекаря, а Джульетта резанула себя кинжалом.
А теперь попробуйте оживить героев.
К примеру, можно предположить, что у яда давно истек срок хранения, и вместо смерти снадобье вызвало только глубокий обморок, а Джульетта, спросонья и находясь в состоянии аффекта, лишь ранила себя. Подоспевший вовремя брат Лоренцо, герцог и прочие молниеносно нашли лучших врачей и целителей Вероны. Влюбленных откачали, Ромео прощен, Монтекки и Капулетти помирились, молодые живут долго и счастливо.
А теперь все это - очень подробно, в лицах, с диалогами, шаг за шагом, сцену за сценой. Конечно, без претензий на гениальный язык Шекспира. Возможно, для начала придется немного потренироваться, особенно если по сочинениям в школе были не самые высокие оценки, но на энный раз обязательно получится, и шекспировские герои заговорят человеческим языком, пусть даже и не высоким поэтическим слогом.
Вы спросите, на какой стадии можно попрощаться с героями? Разумеется, только после того, как у них все наладилось, «драматургия» закончилась и началась «рутинная жизнь». Причем чем больше вы продержитесь теперь уже со своими героями в их обычной повседневной жизни, тем лучше. Главное условие: в жизни Ромео и Джульетты больше не происходит ничего плохого. Никто не чинит им никаких препятствий, у Джульетты не случаются выкидыши, у Ромео не появляется ни соперника, ни любовницы и т.д. В общем, все счастливы!

...И ДРУГИЕ ПОЗИТИВНЫЕ ПРОЕКЦИИ
Можно попробовать делать то же самое с персонажами, на долю которых выпали не столь трагические испытания.
У вас есть любимый фильм? Неважно, как он называется и чем заканчивается, будет ли это мелодрама «Москва слезам не верит» или экшн «Кровавый алмаз»...
В вашей позитивной проекции каждый должен получить то, чего ему не хватает, и полученное обязательно не разочаровывает, оказывается нужным и делает счастливым.
То же самое можно проделать с любимыми героями книг и спектаклей.
Надоели любимые герои? Потренируйтесь с новыми!
Приучите себя делать позитивную проекцию жизни всех, кто приглянулся вам на экране, кому вы хотя бы сколько-нибудь симпатизируете.
В какой-то момент может показаться, что результат приторно сладок. Не спешите делать выводы. Ведь известно, что если просить сто рублей, в результате могут дать в лучшем случае только половину.
Зачем играть в такие игры?
Строя (создавая, творя!) совершенное безоблачное будущее для своих любимых героев, вы постепенно вырабатываете преимущественно позитивный взгляд на развитие любых, даже самых драматических, событий, происходящих не только в жизни вымышленных и ведомых вами героев, но также в вашей собственной жизни и в жизни близких вам людей. Такой взгляд вскоре станет для вас естественным и привычным. Постепенно он станет частью вас самих и вашей жизни. Вы станете открыты всему позитивному, что окружает вас, и будете его привлекать (притягивать).

В ЖИЗНИ ВСЕ БЫВАЕТ, ДАЖЕ САМОЕ НЕВЕРОЯТНОЕ
Лучше все же начинать со сложного, когда по сюжету «все умерли», или окончательно разошлись, или поставлены в невероятно сложные условия на грани выживания. Именно таким образом намного легче будет переломить сознание с преимущественно негативного или нейтрального подхода к преимущественно позитивному. Ведь оживить убитого, примирить разругавшихся, вернуть веру отчаявшимся - это преодолеть некие стереотипы, навязанные нам социумом, в первую очередь через средства массовой информации. Из телевизора каждый день на нас обрушивается поток негатива: сходят с рельсов поезда, падают самолеты, теряются дети, стареет население, разрушаются от землетрясений города, ураганы сносят целые регионы, увеличивает давление налоговая, не хватает мест в детских садах и школах, растут цены на продовольствие и т.д. После просмотра обычного выпуска новостей может показаться, что в мире не происходит ровным счетом ничего хорошего или происходит так мало, что оно сразу же навсегда теряется в лавине негатива.
Преимущественно негативное восприятие жизни можно также объяснить сценарием, навязанным семьей. Если, к примеру, женщина выросла в неполной семье и неоднократно слышала от матери, что «все мужчины сво...», то неприятие как минимум половины человечества в лице всех мужчин ей обеспечено. Если чей-то отец был или даже только считал себя по жизни неудачником, очень мала вероятность того, что его дети изо всех сил будут стремиться к успеху и тем более его добьются. Ведь неудачники обычно винят в неудачах не себя, а других и особенно обстоятельства. Отсюда - зависть к тем, кто успешен, часто ложные обвинения в нечестности выбранного ими пути для достижения успеха. Как результат, отсутствие веры, что счастье и успех в принципе возможны. Потому очень часто приходится слышать по поводу какой-нибудь позитивной истории, «подсмотренной» на экране, а не в жизни: так не бывает! Например, каждый второй озвучит подобное по поводу милых рязановских комедий. Почему же не бывает? Еще как бывает! В жизни все бывает, даже самое невероятное.
Конечно, поначалу будет сложно заставить себя даже понарошку в собственных мыслях «сделать» что-то, что на первый взгляд кажется практически невозможным. Утешьте себя тем, что это действуют, делают и говорят «ваши» герои, а не вы сами. Вы-то сами при этом ровным счетом ничем не рискуете! Ни в коем случае не задавайте себе вопросов, почему так не может быть. Сосредоточьтесь на том, что так тоже быть может!
Как обычно, навык приобретается благодаря тренировкам. На каком-то этапе в мозгу обязательно произойдет «щелчок» - словно переключится некое реле, сдерживающее естественные позитивные склонности, которые в действительности присущи любому человеку.

ВРЕМЯ, МЕСТО, УСЛОВИЯ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЙ.
Время для занятий. Семь-десять минут перед сном. В первый год использования метода - каждый день, затем по мере необходимости: в случаях возникновения различных стрессовых ситуаций или намечающейся депрессии, перед принятием кардинальных решений или сложным выбором.
Место для занятий. Удобная постель и любимая подушка. Закройте глаза. На экране - ваши любимые герои. Постепенно они словно сходят с экрана. Теперь вы, еще не находясь в состоянии сна, видите сон. Вы ведете своих героев от одного хорошего события в их жизни к другому такому же хорошему: свадьбы, встречи, прощение, достижение взаимопонимания, благополучия, успеха, славы, богатства, душевного равновесия, свободы... Вы пишете роман, снимаете сериал, творите. Через десять минут тренинга вы просто уснете. Вместе с вами уснут и ваши герои. А в следующую ночь вы снова оживите их.
Ограничения при занятиях. Обязательное условие эффективного применения метода - временный отказ от просмотра «долгоиграющих» сериалов, драматургия которых основана преимущественно на негативе (измена, подлость, зависть, корыстолюбие, прелюбодеяние, соперничество, недопонимание, трагическая смерть и т.д.), причем независимо от того, заканчивается ли сериал хеппи-эндом или трагедией. Тем, кому сложно отказаться от «мыльных опер», в первый год применения метода лучше ограничиться просмотром комедийных семейных сериалов, и, вероятнее всего, такие «телемарафоны» вскоре перестанут казаться привлекательными.

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕТОДА
Сначала «от сложного к простому» - от сложных жизненных ситуаций, которые на первый взгляд могут показаться абсолютно нерешаемыми, к простым.
Затем «от простого к сложному», то есть от построения позитивной проекции жизни вымышленных героев к построению позитивной проекции собственной жизни.
Креативность. Творите с удовольствием и с размахом, без страха быть осмеянным или получить плохую оценку. Ведь все думают, что вы уже спите. Никто не знает, чем вы занимаетесь, когда положили голову на подушку.
Регулярность. Только регулярные занятия могут дать положительный эффект. Сроки достижения эффекта от регулярного применения метода индивидуальны, в зависимости от типа личности и подготовленности человека к восприятию позитива.

***
Не стоит ожидать быстрого результата. Применение метода позитивной перспективы - это каждодневный труд, постоянная, можно даже сказать, рутинная работа над собой. Для начала это должно просто войти в привычку. При этом регулярное применение метода со временем может освободить вас от необходимости периодических походов к психоаналитику или на специальные тренинги, что в любом случае занимает гораздо больше времени, чем семь-десять минут перед сном, и к тому же требует существенных денежных затрат. Через какое-то время занятий по методу позитивной перспективы вы перестанете бояться многого, чего осознанно или неосознанно боялись раньше. На вопрос, получится у вас что-либо или не получится, можете вы это сделать или не можете, будете или не будете, вы станете практически не задумываясь отвечать: получится, могу, будет!

* Слово «позитив» в психологии, психотерпатии и психоанализе используется довольно часто, ведь на практике все имеющиеся в распоряжении психологов, психотерапевтов и психоаналитиков инструменты направлены именно на позитивное решение существующих у человека проблем. Вот и метод позитивной перспективы, разработанный автором статьи, помогает человеку приобрести позитивный взгляд на происходящее с ним и вокруг него, раскрывает креативный потенциал, развивает творческие способности, помогает существенно улучшить качество жизни и максимизировать количество точек комфорта для испытания состояния счастья.
Инна Гончарова, "Старый сюжет на новый лад",
журнал "колесо Жизни", декабрь 2010
http://kolesogizni.com/view_fullin.php?stat=56


саморазвитие, позитив

Previous post Next post
Up