Анатомия страдальца
В наших широтах две вещи всегда в цене:
собственные стенания и критика чужих стенаний как нытья.
Кристоф Кварх, доктор философии, писатель
Смелый тезис: мы, немцы, отличаемся особым строением мозга. В нем есть лобная доля, задача которой строить планы. Есть подзатылочная доля, которая отвечает за их реализацию. И есть доля плачевная, которая препятствует всему этому своим плачем.
Эта особая немецкая доля до сих пор не описана мозгoведами. Глубоко запрятанная, она не имеет связей с другими отделами мозга, что, впрочем, не мешает ей исправно выполнять свои функции. Не будучи соединенной со зрительным нервом, она, тем не менее, сообщает нам уверенность в том, что мы все видим и знаем. Не имея доступа к памяти, она определяет, что раньше все было лучше. На корпоративной вечеринке отделов мозга она всегда хватает микрофон, и ее немой укор громче всякой музыки.
В этом и проблема вечеринок: поднять настроение трудно, испортить - гораздо проще. Негатив имеет идиотскую способность нагнетаться, а доля плачевная заставляет его еще и разливаться. «Видеть никого не хочу, знать ничего не хочу, и не надо мне ваших праздников!» - проноет она по внутреннему голосу.
Почему мы стенаем так громко и часто? Потому что стенающий - никогда не одинок. Стоит зарыдать одному, тут же зайдется и другой - ведь уж с ним-то случилась такая трагедия, какой не случалось с любым другим человеком. А если причины для плача вдруг иссякли, можно поплакать просто так, из солидарности. Это проявляется у нас с рождения. Новорожденные младенцы, не умея ни видеть, ни говорить, объединяются в группы само- и взаимопомощи: один плачет для всех, все - для одного. Так происходит скоростная заброска в жизнь, полную страданий. По ходу жизни мы совершенствуем это умение, и некоторые достигают высочайшего мастерства. Я лично знаю нескольких маэстро: от них и лук заплачет!
«Плач немецкий» - это наше великое страдательно-культурное наследие. Например прекрасная идея, что всякая работа - это угнетение, и сколько ни работай, а заплатят тебе меньше, чем ты наработал. Это же наш лучший экспортный товар! Если бы китайцы не претворили в свою жизнь идеи нашего Карла Маркса, был бы Китай уже сегодня мощнее, чем США и Европа, взятые вместе! Именно «плачу немецкому», пусть и задним числом, мы должны сказать спасибо за полувековую отсрочку желтого нашествия.
Как трудно все-таки принимать жизнь. Это сангрию принимать легко: смешал что есть и влил в себя. Это французы строгают лакричные палочки. Немцы - трамбуют кислую капусту. Это в Америке разрешается все, что не запрещено. Но мы-то живем в стране заведомо ограниченных возможностей. Поэтому у нас - Es muss, «ты обязан», а у них - Yes, we сап! - «Да, мы можем!»
У нас, в Германии, чтобы сойти за интеллектуала, нужно непременно быть недовольным. И лучше всего - быть недовольным именно вот этой чертой немецкого менталитета. При этом, как ни глупо, мы слишком часто полагаемся на мнение интеллектуалов. Получается, что нытье нытиков сходит у нас за истину в последней инстанции!
Наш мозг вещает на многих частотах, а нытье - это всего лишь помехи, мешающие ясно расслышать другие внутренние голоса. Конечно, среди внутренних голосов бывают и недобрые, и провоцирующие. Это абсолютно нормальное явление. К ним не надо прислушиваться и воспринимать их серьезно, только и всего. Но не стоит из-за них настраивать на шум свой внутренний приемник.
Самое лучшее, однако, не игнорировать шумы. а научиться распознавать их частоты, чтобы знать наверняка, что именно следует пропускать мимо ушей. Если вы чувствуете, что в голове опять начинается шум, включите автоответчик «добрый день! Пожалуйста, говорите после сигнала!»
Упражнения для отжимания слез:
1. Выслyшивaем самих себя и записываем наши типичные жалобы.
2. Группируем жалобы в зависимости от частоты испускания, составляем список хитов.
3. Игнорируем: если в голову приходит тревожная мысль, просто здороваемся с ней, как с не очень приятным знакомым, И сразу проходим мимо.
4. Комментируем: не упустите возможность побыть ведущим еженедельной программы "Хит-парад моих жалоб":
- Итак, пятое место достается неувядающей жалобе: "Это родители во всем виноваты!" Кто на четвертом? Конечно, "Мир несправедлив". Третье место - новичок хит-парада: "Почему все лучшее достается другим?" Второе, как всегда: "Почему всегда я?" И, наконец, главный хит недели: «Сегодня явно не мой день!»
5. Пресекаем: Любой шлягер со временем надоедает. Опять "Сегодня явно не мой день"? Уже третий день подряд! Да сколько же можно?!
ДЛЯ ПЕССИМИСТОВ:
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
1. Вы дошли до пика своих страданий? А если это лишь верхушка айсберга?
2. Возможно ли, что нытье на высшем уровне ниже вашего достоинства?
3. Если вы не видите больше поводов для жалоб, то, возможно, вы что-то убрали с глаз долой?
Автору всегда есть на что пожаловаться. Срок выхода этой книжки переносили несколько раз. Я ныл не переставая и спорил с издателями. Но все оказалось к лучшему. Мой звездный час наступил, когда выход книжки отложили во второй раз. Психолог Ральф Деген прислал мне статью, которую сопроводил припиской: «Невероятно, но в мозге действительно есть центр, который отвечает за торможение выброса дофамина. Называется Habenula Lateralis. Процесс торможения запускается, когда мы уверяем себя, что «все бесполезно», и особенно активно протекает у людей, подверженных депрессии».
И я возопил, понимая важность этого момента для истории: «HEUREKA! HABEMUS HABENULA!» Я открыл! У нас есть центр плача! Да здравствуют нытики и плаксы!
Но тут у меня как пелена с глаз упала. Мне же придется отказаться от любимой шутки! Выходит, что «плачевная доля» есть не только у немцев, но и у крыс. И зачем только ее открыли ...
Вот вы и прихлопнули пять главных убийц настроения - причем одной рукой. Используйте этот тест в любое время суток, при первых же признаках ухудшения настроения. Ответ за минуту, точность 100%. Клинически доказано: физиологической нормой является хорошее настроение!
Счастье с гнильцой
Что это: белое и бывает к обеду?
Ответ: Лавина
«Пусть я знаю, что завтра мир рухнет, сегодня я посажу яблоню». А не разумнее ли съесть еще кусочек яблочного пирога? Мартин Лютер верил в силу добра, в надежду, которая умирает последней. Опыт говорит нам об обратном.
Зло - великая сила.
Сколько ни подкладывай хорошее яблоко в ящик плохих, они не станут лучше, наоборот, и последнее хорошее яблоко испортится. Но стоит подкинуть одно гнилое яблоко в ящик хороших, и они сгниют все!
Зло не только сильно. Оно притягательно.
Человек, учивший меня водить машину, был невеликим психологом. Но именно он преподал мне один из важнейших уроков в моей жизни: если на шоссе в поле твоего зрения внезапно возникает препятствие - не смотри на него! Большинство водителей совершают ошибки, потому что не могут отвести свой взгляд от препятствия. Как зачарованные, мы несемся туда, куда нам не хочется и не надо. Не смотреть, отвести свой взгляд - порой это все, что нам нужно, чтобы спастись и жить долго и счастливо. Но кто из нас способен подолгу выдерживать счастье? И мы охотнее читаем детективы, чем поучительные истории. Мы выясняем драматические подробности расставаний, вместо того чтобы послушать историю о тихом семейном счастье. Мы спрашиваем: «Как дела?» - и когда нам отвечают: «Хорошо!» - беседе конец. Кому хорошо, проходят мимо, а мы остаемся поболтать с теми, кому совсем не хорошо.
Я начинал свою сценическую карьеру в варьете, в качестве конферансье. Это было грандиозное шоу, но оно не для телеэкрана. Почему? В варьете публика по-настоящему трясется от страха, когда юная акробатка делает кувырок на трапеции. А по «ящику» это смотреть скучно, интуитивно мы знаем: да не упадет она, раз по телевизору показывают.
Зато как популярны у нас сериалы о буднях врачей «Скорой помощи»! Миллионы телезрителей каждыи вечер проводят в приемном покое какой-нибудь из больниц, в компании врачей и травмированных пациентов. Не думаю, что передача «Поздравляю, вы здоровы» набрала бы такой же рейтинг. А вот зло завораживает, и мы смотрим на него, не отрываясь.
Мы пристально следим за прямыми трансляциями «Формулы-1». Но не потому, что нам интересно наблюдать, как эти парни наматывают круги, нет. Мы ждем момента, когда кому-то из них не повезет. Точно так же на обычном шоссе у места аварии вечно возникают пробки - не из тех, кто хочет помочь. Тормозят зеваки, они до дрожи рады, что беда коснулась не их.
Нас интересуют вовсе не среднестатистические, а несчастные случаи! Вот в чем неприятная правда. Когда у меня плохое настроение, я смотрю дневные ток-шоу и вижу еще парочку проблем, которых у меня нет! И мне немедленно становится лучше.
При каждой возможности мы желаем себе и друг другу как можно больше успехов, счастья и, самое главное, здоровья. Если все это исполнится, откуда мы возьмем темы для разговоров? Но мир плох. Какое счастье!
Эккарт фон Хиршхаузен - Карусель счастья. Конспект книги.