Элизабет Лукас - Свой путь направь к звезде. Душевное равновесие в трудное время (2021)

Nov 13, 2023 18:23



Как жить так, чтобы жизнь состоялась? Где брать силы, когда опускаются руки? Как пережить кризисы - отношений, идентичности, потери смысла? Автор этой книги Элизабет Лукас - психотерапевт, ученица Виктора Франкла - рассказывает о том, как справляться с поворотами судьбы и сохранять радость. А еще как последовать необычному совету Леонардо да Винчи - привязать «повозку» своей жизни, иногда скрипящую и застревающую в болоте, - к звездам. Ведь только так можно не сбиться с пути.


Конспект и избранные цитаты из книги:




Часть I. В непростых обстоятельствах

Оптимальная позиция при поворотах судьбы









В отличие от индивидуального, универсальный смысл жизни есть всегда - и всегда недостижим.






Духовный рост в старости







Движение сопротивления
Виктор Франкл в своих диалогах с пациентами всегда рассчитывал на их способность к сопротивлению, которую он называл «упрямством духа», и старался пробудить и активизировать ее в ситуациях, когда ими завладевали опасные привычки или когда роковые обстоятельства отнимали у них жизненную перспективу.

Созданную Франклом логотерапию в целом можно охарактеризовать как «движение сопротивления», и сам Франкл не раз говорил, что «отправной точкой для логотерапии была моя оппозиция - оппозиция господствующему в психотерапии психологизму».
Под психологизмом он подразумевал метод, согласно которому почти все человеческие проявления, независимо от степени их искренности, объясняются бессознательными, преимущественно патологическими, мотивами.

Франкл рассказывал случай из своей практики: американский дипломат, в течение пяти лет лечившийся у психоаналитика без каких-либо признаков улучшения, избавился от своих мучительных сомнений в результате одной-единственной логотерапевтической беседы. Дело было в том, что пациент хотел завершить свою дипломатическую карьеру, а психоаналитик упорно интерпретировал это как его «непримиримую борьбу против образа отца» (по Фрейду). Пять лет продолжалось противостояние дипломата теоретическим рассуждениям терапевта, пока ему не стало совсем плохо и он не обратился к Франклу. Тот сразу распознал искренность желания пациента сменить поле деятельности и посоветовал ему срочно последовать внутреннему призыву. Франкл вселил в него уверенность, поддержал его в намерении сжечь за собой мосты, которые и так давно уже не дотягивались до берегов будущего, и переключиться на ту область, где он мог бы чувствовать себя самим собой. Пациент вышел из состояния апатии, поменял профессию и, несмотря на уменьшившиеся доходы, с радостью принялся за решение новых задач, обретя наконец внутреннюю стабильность. Его хорошие отношения с отцом от этого нисколько не пострадали. Правда, отец испугался, когда дипломатическая карьера сына так неожиданно и резко оборвалась, но, увидев его снова в добром здравии и отличном настроении, отбросил все свои сомнения.

Вы можете раскаиваться только в том, что сделали по злому умыслу, а за все прочее несут ответственность другие люди, или это дело случая - не ваше.

Патологические страхи и доверие авансом
Любая «домашняя аптечка на случай душевных недомоганий» будет неполной без одного важнейшего лекарства - доверия авансом. Именно оно освобождает от вредоносных страхов и дает радость жизни.
Если человеку не угрожает реальная опасность, которой действительно стоило бы избежать, все его страхи бесполезны, излишни и годны лишь на то, чтобы довести его до болезни. Эти страхи не имеют ничего общего со страхом перед безрассудно смелой акцией или рискованной сделкой, это всего лишь боязнь неожиданных неприятностей, которые могут произойти с каждым и в любых обстоятельствах - таких, например, как внезапное головокружение, нежелательная встреча, досадная поломка или собственная оплошность. В воображении чрезмерно боязливого человека подобные происшествия раздуваются до размеров гигантской катастрофы, и он не представляет себе, как сможет это вынести. Ему рисуются картины краха и уничтожения, напоминающие панику ребенка, с тем отличием, что для ребенка отсутствие отклика на его крики о помощи нередко означает реальную перспективу гибели.

Патологические страхи никак не связаны с подлинными угрозами. Казалось бы, рано или поздно человек должен увидеть всю безобидность воображаемой ситуации и избавиться от своих опасений. Но этого не происходит, со временем его панические реакции не ослабевают, и его дальнейшее существование разворачивается по достаточно хорошо известному в психологии «дьявольскому» сценарию: иррациональный страх приводит к болезни. Он отнимает у человека силы, истощает его жизненные ресурсы и лишает его самостоятельности. То, чего он боится, приобретает в его представлении все более осязаемые и грозные очертания. Человека все чаще настигают приступы физической слабости, все чаще обнаруживается его несостоятельность в делах, и все реже он воспринимается как полноценная личность.

Порождение дурного воображения нередко превращается в настоящее бедствие. Если сидящий за рулем человек постоянно с содроганием думает о возможности ДТП, он становится причиной автокатастрофы. Если, входя в закрытое помещение, человек начинает думать об удушье и сердечных перебоях, он предуготовляет себе и то, и другое. Если в присутствии авторитетного начальства человек только и думает, как бы не допустить какой-нибудь промах, он его обязательно допустит… Страх не любит медлить, он, как магнит, притягивает все, чего человек с дрожью и трепетом ожидает.

И, как мы уже говорили, от иррационального страха есть лишь одно спасение - доверие авансом. Причем слово «аванс» употреблено здесь в буквальном смысле и означает «перевес», «опережение», то есть в момент тягчайшего кризиса, в момент утраты последней надежды доверие должно одержать верх в схватке с недоверием.
Не противоречит ли одно другому? Конечно, противоречит, да еще как! Человек словно «заклинает себя от иррационального страха», его здоровое упрямство сопротивляется полной сумятице чувств. В этом и противоречие, и противостояние, способное взломать тюрьму душевного мрака и открыть пути для возвращения к нормальной жизни. Как это выглядит на практике?




Воспоминание о начале начал
Первичное доверие направлено за пределы мира (и межчеловеческих отношений), к «сверхмиру», где личность чувствует себя признанной, - и совсем не важно, есть ли хотя бы один человек, которому она доверяет или который доверяет ей!




Франклу принадлежат слова: «Вытесненная вера легко перерождается в суеверие». Так вот, развернув это высказывание на 180 градусов, можно сказать, что «суеверие» пациентки относительно власти, которую имеют над человеком внешние обстоятельства и деструктивное поведение окружающих, переродилось бы в веру - она поверила бы в собственные силы и в возможность беспрепятственного, ничем не ограниченного саморазвития.


Сила первичная и сила собственная








На следующих двух этапах психотерапевт постепенно отходит в тень, его роль ограничивается лишь осторожными короткими замечаниями, дающими мысли пациента нужное направление. Читатель, который хочет поэкспериментировать на себе, должен обдумать эти замечания в тихой и спокойной обстановке.

Как «метафизически призванный», пациент должен напрямую выяснить отношения с «призвавшим» его. Высказывания Виктора Франкла могут помочь здесь правильно сориентироваться:
«В сущности, мы не можем говорить о Боге, мы можем лишь обращаться к Богу».
«Все ценности мира сходятся в единой точке, в наивысшей ценностной Личности».
«Бог - наш собеседник в самые сокровенные минуты, когда мы остаемся наедине с собой».
«Подлинная религиозность основана не на бессознательном влечении, а на осознанном выборе человека».

Людям, чье первичное доверие было с годами утрачено или вытеснено боязливым и пессимистичным недоверием к миру, весьма полезно расширить горизонт своих ценностей.

Иногда эффективнее любой консультации психотерапевта оказывается приобщение к культурным ценностям. Когда человек рисует, сочиняет стихи, поет, танцует, читает, когда он (реально или в своем воображении) поднимается в горы, осматривает архитектурные памятники или выходит под парусом в открытое море, он вновь начинает чувствовать «пульс мироздания», начинает сознавать свою включенность в него. И если человеку посчастливится пережить один из таких драгоценных моментов в полном одиночестве, если его внимание не будет отвлекаться на разные мелочи, банальные разговоры, телефонные звонки и тому подобное, то, возможно, он придет к той сокровенной беседе с самим собой, которая есть не что иное, как молитва.

Логотерапия, опирающаяся на гуманистическую психологию, может все это инициировать, может запустить соответствующие процессы. Единственное, чего она не может, - это принять решение за пациента.

Долгое время любые сближения психотерапии с церковным душепопечительством считались плохим тоном. С тех пор как Зигмунд Фрейд охарактеризовал религию как «навязчивый невроз человечества», между обеими дисциплинами неукоснительно соблюдалась определенная дистанция. Психотерапевты заботились о психике человека, духовные пастыри - о его душе, и хотя слово «психика» является лишь переводом слова «душа», и те, и другие элегантно обходили этот щекотливый факт. Сферы компетенции были разграничены, и стороны старались не становиться друг у друга поперек дороги.
Однако со временем выяснилось, что единую суть предмета не так-то легко «расщепить». Душепопечение, которое игнорирует биопсихические основы человеческой природы, обречено на неудачу. Психотерапия, исключающая из поля зрения духовность человека, терпит не меньший крах. В истории было достаточно примеров и того, и другого.

В нынешний век всеобщей интеграции (культур, народов и так далее), когда сотрудничество и взаимодействие стало одним из основных приоритетов во всех областях, искусственная пропасть между психотерапией и религией сократилась. Но что может их соединить? Один из таких прочных мостов - логотерапия. Что она может сделать?

Давайте рассмотрим понятие души. В течение многих столетий люди называли душой то, что Господь «вдохнул» в человека (и только в человека), - дуновение Божие. С молниеносным взлетом современной психологии значение понятия радикально изменилось. Душа сузилась до простого вместилища психических функций (инстинктов, влечений, эмоций, страхов, комплексов, самооценки) и когнитивных процессов (внимания, памяти, восприятия). Дуновение Бога было низведено до уровня барометра настроений и индикатора мыслительной активности высокоразвитого животного. Все «специфически человеческое» молодая наука просто бросила под стол.

К счастью, благодаря Франклу в человеке заново было открыто свойство, позволяющее признать его особую сущность и отвести ему место между небесным и животным мирами. Речь идет о духовном («ноэтическом») измерении человека, в котором берут начало его свобода и ответственность, поиски смысла и любовь и в котором тлеет Божья искра сотворчества. Понятие ноус (дух), как его трактует логотерапия, гораздо больше соответствует традиционному пониманию души, чем психика в трактовке психологии.

Здесь есть один интересный аспект. Психика и ноус далеко не всегда действуют заодно. Врожденные или приобретенные реакции психики имеют инстинктивный, автоматический, обусловленный характер. Решения, принимаемые ноусом, напротив, свободны. Этим и объясняется специфический феномен, наблюдаемый только и исключительно у человека, - когда психика тянет в одну сторону, а ноус сознательно и намеренно выбирает противоположное направление. Франкл назвал это «ноопсихическим антагонизмом».

Мы уже знакомы с этим феноменом по выражению «упрямство духа» и знаем, какой огромной силой может обладать этот дух. Психика наркозависимого жаждет наркотика, а ноус говорит «нет». Психика человека, страдающего тревожным расстройством, стремится избежать опасной, как ему кажется, ситуации, а ноус принимает решение мужественно выдержать ее. Психика разгневанной матери подстрекает ее ударить ребенка, но в последний момент ноус удерживает ее руку. Психика сексуально возбужденного мужчины требует, чтобы он набросился в темноте на проходящую мимо девушку, а ноус запрещает ему это. В мире животных такие примеры неизвестны.

Но не будем предаваться иллюзиям. Слишком редко в нас побеждает ноус, слишком редко одерживают верх совесть, смысл, ответственность и бескорыстная любовь. Однако сама возможность феномена ноопсихического антагонизма выделяет нас, людей, среди всех остальных живых существ. Это удостоверение, свидетельствующее о нашей принадлежности к человеческому роду. Ecce homo! Се человек!

Почему же тогда ноус так слаб? Но слаб ли он на самом деле? Франкл однажды сравнил духовное измерение человека с дряхлым судьей, который должен вынести приговор обвиняемому - мускулистому здоровяку (психическому измерению человека, основанному на сильных инстинктах). Судья уступил бы силачу в единоборстве, но разве из-за этого он не сможет выполнить свою судейскую функцию? Мы же знаем, что сможет! Ведь дело не в его дряблых мускулах, а в том положении, которое он занимает в иерархии власти.

По мнению Франкла, именно так нам и следует представлять себе иерархические отношения между ноусом и психикой. Психика могуча, в ней присутствует огромная доля бессознательного, закрепившихся в течение тысячелетий поведенческих стереотипов. А ноус - всего лишь дуновение, правда, Божественное.
Мой опыт говорит, что люди, знающие о ноопсихическом антагонизме, живут разумнее и лучше. У них достойное представление о самих себе. Их действия менее машинальны и более аутентичны. Они свободнее в своем выборе и чаще принимают правильные решения. Они не очень склонны искать оправдание собственным промахам, и это хорошо. Потому что признание своих ошибок и заблуждений всегда связано с надеждой избавиться от них.

Психотерапия и духовная жизнь: история двух соседок
Цель душепопечительства - привести к богоугодной жизни.
Цель психотерапии - привести к жизни разумной.
Думаю, можно смело утверждать, что разумная жизнь - это и есть богоугодная жизнь и наоборот.


А теперь подумаем, как стал бы действовать хороший духовник, если бы женщина обратилась к нему.
Будучи лишь дилетантом в этой области, я все-таки предполагаю, что исходной точкой для него послужила бы озлобленность женщины на весь мир. К чему эти обиды и эта ожесточенность? Она не одинока, не покинута, Господь всегда с нею. Никто не отстранял ее от жизни, она нужна Богу. И даже если ни один человек о ней знать не хочет, Господь любит ее. Что ей еще нужно? Разве Он не подарил ей долгую жизнь, хороших, разумных детей и много чего еще? Разве Он не оберегал ее в тяжелые минуты? Разве Он не обеспечил ей спокойное и уютное жилье на старости лет? Как же ей отблагодарить Его? Неужели она откажется исполнить то, что Он пока еще надеется получить от нее? Не откажется? Ну, тогда вперед, на поиски! Что она может сделать для Него? К чему Он призывает, чего ждет от нее?
Из этого видно, насколько идеально сочетаются психотерапия и душепопечительство. Их тесно связывает ориентация на ценности. В какой бы беде ни оказался человек, пока он свободно принимает решения, ориентированные на ценности, его душевному здоровью ничто не угрожает.






***


Почему Бог допускает страдания?
Во время пребывания в концлагере Франкл часто слышал этот вопрос - или, лучше сказать, этот вопль. Вот его точка зрения: «Возможно, при обосновании разницы между человеком и животным факт наличия у животного инстинктов, а у человека интеллекта играет в конечном счете не такую уж большую роль. Главную особенность, отличающую человека от животного, следовало бы скорее видеть в способности человеческого интеллекта подниматься на такую высоту, где к нему приходит понимание, что должна существовать мудрость - неизмеримо превосходящая его собственную - сверхчеловеческая мудрость, вложившая в него разум, а в животных инстинкты… Если мы хотим определить, с одной стороны, отношение мира животных к миру человека, а с другой - отношение человеческого мира к божественному, то напрашивается сравнение с золотым сечением. Как известно, в нем меньшая часть относится к большей так же, как большая часть относится к целому. Возьмем для примера заболевшую обезьяну, которой делается болезненный укол необходимого лекарства. Может ли обезьяна понять, почему ей приходится страдать? Ей недоступен мир человека, мир смысла, он непостижим для нее, она не может выйти в это измерение. Не следует ли нам предположить, что в еще более высоком измерении есть еще один непостижимый для человека мир, в котором его страдания только и приобретают сверхсмысл?»

Из этого следует вывод: надо быть скромнее, не задавать вопросов и не пытаться интерпретировать вышний мир, который закрыт для нас и ответ из которого до нас не дойдет, - не потому что ответа нет, а потому что мы не понимаем его, как обезьяна не понимает человеческих аргументов.

Если и есть что-нибудь на свете, способное полностью исцелить душу, то это вера, убеждение, что наш мир не одинок, что он уложен в необъятный мир сверхсмысла, где находятся ответы на все наши неразрешимые вопросы.













Ничто не способно устыдить и вразумить обидчика сильнее, чем любовь, восторжествовавшая над ненавистью.
***










***
















***
Ну, не так-то все просто. Пусть ваш отец был вспыльчив, но выместить свой гнев на маленьком сыне или воздержаться - это как-никак зависело от его решения. Наверняка он мог бы лучше держать себя в руках, просто его решения были неправильными. И вот эти неправильные решения вам и нужно простить - и таким образом примириться со своим детством.






***


Часть II Жизненные стимулы и поиски смысла
Ориентир - смысл











***
Смысл в повседневной жизни
Что значит ставить перед собой вопрос о смысле в конкретной повседневности, в тех или иных заданных обстоятельствах?

Депрессивные больные не способны воспринимать в положительном ключе что бы то ни было, в том числе и события прошлого.

Что  вы умеете делать хорошо?
В чем ваши сильные стороны? Какими знаниями и умениями вы могли бы гордиться?

Человек желает делать то, что, во-первых, соответствует его способностям и, во-вторых, приносит реальную пользу.
Лишить человека такой работы или возложить на него непосильную задачу - значит гарантированно запрограммировать у него кризисные настроения.

Полезная - а значит, имеющая смысл - деятельность изменяет к лучшему какую-то маленькую частичку нашего мира.

И как же важно человеку не забыть во всем этом, что жизнь - это неслыханный шанс поучаствовать в «сотворении мира», внести свой творческий вклад, используя свои личные таланты и способности. Причем именно в его, человека, конкретной ситуации. В его время. Несмотря на все его горести. И при любом стечении обстоятельств.

Такая позиция создает условия для постоянного присутствия радости в нашей обычной, повседневной жизни, а чувствовать радость - уже само по себе благо, хотя радость - это гораздо больше, чем просто чувство. Радость - это счастливая убежденность в целесообразности своего существования, в том, что, не будь тебя, мир остался бы «недоукомплектованным». Все заботы и тяготы, которые мы несем, вознаграждаются, если на каком-то жизненном этапе в нас расцветает эта убежденность.
Радость - самая верная спутница смысла.
***
Смыслы и цели жизни


Доминирующий в мире субъективизм лишает человека духовно-нравственных ориентиров и вселяет неуверенность.












У нас подрастает поколение, которое рассчитывает только на себя, потому что больше ему надеяться не на что. Эти молодые люди не привязаны к уюту родного дома, не верят в ценности, о которых говорят в школе, не видят вокруг ни перспективных рабочих мест, ни разумной политики, ни экономической стабильности, ни здоровой природной среды. Материально они (пока) вполне обеспечены, но душу нельзя насытить деньгами.


















Теория относительности и практика благодарности

Проявления любви к ближнему, которые, в более общем смысле, и есть реализация ценностей, возможны только в реальном мире. Или, как теперь говорят, в «первой жизни» - в противоположность новейшему понятию «второй жизни», протекающей в виртуальных мирах интернета, где каждый волен обзавестись фиктивной идентичностью и стать кем угодно, от африканского вождя до властелина колец.

Опасность с головой окунуться в виртуальный поток очень велика, и, похоже, опаснее всего в этом потоке переизбыток - нередко иллюзорных возможностей, поверхностных эмоций, установок и принципов, которые работают только в фиктивных мирах…
Помимо материальных благ человек хочет идеалов и помимо выгоды - смысла.






Часть III. Искусство сохранения радости
***
Перевод с немецкого Марины Виноградовой
Издание основано на трех книгах Элизабет Лукас (Elisabeth Lukas):
«Binde deinen Karren an einen Stern»
«Dein Leben ist deine Chance»
«Der Freude auf der Spur»
Настоящая редакция создана автором специально для русскоязычного издания.
© ООО ТД «Никея», 2021
© Verlag Neue Stadt GmbH, München, 2019
© Виноградова М. И., перевод, 2020
Previous post Next post
Up