Благодарю! Архимандрит Андрей (Конанос).

May 29, 2021 16:33




Благодарю!
Сейчас ты не надрываешься, чтобы заработать денег, сейчас, в эту минуту, не мучаешься и не кричишь от жуткой и нестерпимой боли, потому что, когда испытываешь такую боль, читать уже не можешь. В эту минуту ты спокоен, сидишь где-нибудь в своей комнатке, офисе, в таком месте, где спокойно и можно почитать. Давайте же скажем за это Богу: благодарю!
За любовь Божию: благодарю! Господу нашему, подающему нам столько даров по жизни, скажем: благодарю! За то, что мы с вами можем совершить и этот малый опыт - сказать пару слов, и вообще можем слышать, говорить, мыслить, изъясняться и жить в мирных обстоятельствах, и что у нас есть столько дарований. Если посмотришь сейчас, то на кухне у тебя плита включена и на ней готовится тебе еда, в холодильнике полно продуктов и вокруг столько всякого добра - сколько же даров у тебя в жизни!

Ты не довольствуешься здоровьем, которое у тебя есть, а когда лишишься его или что-нибудь стрясется, ты, естественно, тут же говоришь: «Как же хорошо было раньше! Как я себя замечательно чувствовал и не понимал этого! Сколько же даров от Бога у меня было, а я их не ценил! И как же я тогда, когда голова не болела и не было головокружения, не ценил этого, как я не замечал, что голова у меня здорова и ничуточки не болит!»
И вспоминаешь, как ты хорошо спал, но считал это чем-то однообразным и даже наводящим тоску. И никогда не испытывал желания прославить Бога, возблагодарить Его, чтобы из тебя вышла эта признательность, этот покой, счастье, мир души, радость и ты сказал бы: «Слава Богу! У меня есть еда, есть кроватка, есть спокойствие, мирные мысли и совесть, я сплю и всем доволен!» Ты этого не понимал.

...Эти святые не могли тогда говорить, потому что любое рассуждение на духовную тему, о Боге заканчивалось тюрьмой, каторгой, принудительным трудом, пытками, мучениями, страданиями. А я могу говорить. И это - великое дело.
А у тебя есть радио, ты сидишь, и мы с тобой можем беседовать. У тебя есть радио - это тоже не само собой разумеется: у твоей матери, бабушки, дедушки, у всех у них разве было тогда радио, чтобы они могли слушать такие беседы? Так что Бог подал нам великие дары в жизни. А мы этого не понимаем, считаем чем-то само собой разумеющимся. За сколько же всего, если сесть и поразмыслить, тебе следовало бы сказать благодарю!

И еще кое-что. Сейчас ты свободен переключить волну и сказать: «Не хочу я тебя слушать, надоел уже, не хочу я слушать этих слов». И ты опять же свободен. А разве это не великий дар, что тебя никто не заставляет насильно слушать то, что тебе не нравится? Ты выбираешь, ты решаешь: хочешь слушать - слушаешь, не хочешь - переключаешь передачу, слушаешь другую. Делаешь что хочешь. Ты свободен. Разве это не велико?

Я говорю это потому, что твой ум частенько фокусируется на каких-то неприятных вещах и для тебя всегда что-нибудь не так, чего-то не хватает, ты на что-нибудь жалуешься и не можешь понять, что, если по-другому подойти к своей жизни, то есть посмотреть на нее по-другому и поле зрения твоей души изменится, то поймешь, что ты должен быть очень доволен многим и радостен. Это твое недовольство означает, что твоя душа не фокусируется как надо и постоянно смотрит на то, чего ей не хватает, что не так, что плохо, чего нет в твоей жизни. На самом же деле у тебя полно счастливых возможностей, которые подает тебе Бог, возможностей и даров, но только ты их не понимаешь, не ценишь, ты не радуешься им.

Как говорят о фотокамере, «фокусируется»? То есть куда ты нацеливаешься, на чем фокусируешься - на жалобах, негодовании? На ропоте? На тяготах, на том, что все в чем-то перед тобой виноваты?

У тебя много даров. Вот что ты сейчас делаешь? Наливаешь себе воды? Это я говорю, потому что один человек сказал мне: «Я слушаю тебя на кухне, попиваю себе кофе, водичку и готовлю поесть». А вода, которую ты пьешь, где ты ее взял? Из крана, да? Сегодня в кране есть вода? Есть. И ты считаешь это само собой разумеющимся, что из крана должна течь вода, что она должна быть всегда, чтобы ты ее пил сколько захочется. Да, но все же закрывай иногда кран, когда не используешь воду, не лей ее зря, ведь так пропадает столько воды!

Если помнишь старые времена (я это застал, хоть вроде и не старичок, но застал это в том селе, где рос), раньше на центральной площади стояла водопроводная колонка, и люди шли к ней с бидонами и ведрами, набирали себе воды и несли домой. Тогда не у всех были дома колонки, где вода текла бы в любое время и у нас была бы чистая вода когда и сколько хочешь. И воду ценили. А ты ее ценишь? Нет, ты, опять же, ее не ценишь и только приходишь в негодование, когда на двери подъезда появляется объявление, что «в связи с ремонтом завтра с 6 до 11 часов утра не будет воды».
И как ты реагируешь на это? «Да что же это такое? Ну просто по рукам и ногам связали! Как же я без воды? Я же не смогу включить стиральную машину! Ну сколько это еще будет продолжаться?!» Что ж, это понятно: ты возмущаешься. Ну а когда пойдет вода, что тогда? «Ну наконец-то пошла! Бросай все, она пошла!» А так ли следовало реагировать - «она пошла»? Не должен ли ты был испытать счастье?

Ну когда же твой ум научится радоваться так, чтобы ты позволил этой радости заполнить всю твою душу, чтобы, как капля масла, упав на ткань, расползается во все стороны, превращаясь в пятно, так и в тебе образовалось «пятно» огромной благодарности, которая растекалась бы по тебе и ты бы сказал: «Ой, пошла вода! Когда она была, я этого не понимал. А тут остался без воды на пару часиков и сразу понял, что без воды я как без рук! Какая же это радость, что она пошла! Я снова могу ее пить, готовить, стирать и мыть полы чистой водой».
И заметь: ты делаешь уборку и моешься не водой для полива огорода и цветов, а чистой, которую можно пить. А раньше такого не было. Да и сегодня в странах третьего мира есть люди, у которых нет чистой воды.

Ты живешь в окружении даров, но только с твоим умом что-то произошло, и ты неправильно оцениваешь вещи, не ценишь их.



Если сделать подарок женщине, преподнести ей какое-нибудь дорогое украшение, а она уставится тебе в глаза с каменным выражением лица, холодно и безразлично, то не скажешь ли ты, что с этой женщиной что-то не так? Скажешь: «Это ее не трогает! Я ей делаю такой подарок, такой дорогой, она что, этого не понимает?» Вот и мы точно такие же, как эта женщина, перед Благодетелем жизни нашей, Богом, в виду тех даров, которые Он подает нам через природу, в природе, а мы этого не понимаем.»

А сколько еще у нас других даров! Если ты подумаешь о них, то перестанешь ныть. У тебя крайне много всего. У тебя есть ум, и ты мыслишь. Начинаешь понимать это, когда кто-нибудь из знакомых сходит с ума, тогда ты начинаешь креститься и говоришь: «Боже мой, сохрани меня в твердом уме!»
Ты поймешь это и сейчас, когда подумаешь, что можешь ходить, говорить, сидеть. Ты сидишь? Ты сейчас сидишь? Так прославляй же Бога за то, что можешь сидеть!
Сказал я это однажды в школе детям, а они меня спросили:
- За что?
- Прославьте Бога за то, что можете сидеть и не испытываете боли!

И это не я придумал, я прочел это в книге старца Паисия, где говорится, что он сам дает такой совет: «Благодари Бога за то, что можешь сидеть! Я понял это, когда у меня начался рак толстой кишки и я уже не мог сесть. Когда ложился спать, ворочался в постели, ища удобного положения, но не находил, потому что, как ни повернусь, везде было больно. И тогда я понял, что, когда я сидел на своей скамеечке, пенечке или камне, где бы то ни было, это было Божие благодеяние. А я этого никогда не ценил. Считал, что быть в силах сидеть - это понятно само собой».

Сегодня жить становится так легко, а на душе не делается легче, у нас все есть, а мы опять недовольны. Но если начнешь говорить благодарю за все в жизни, у тебя всегда будет масса причин быть довольным. Вот это я и хотел сказать тебе сегодня. Поищи, за что ты можешь сказать благодарю!

Старец Паисий говорит, что, когда был на Синайской горе, где подвизался несколько лет, не было питьевой воды. Надо было идти далеко пешком, полчаса, к скале, с которой сочилась вода, да и то не всегда. И он говорит: «Надо было идти пешком полчаса, и когда я сворачивал за гору, то издали смотрел: блестит ли скала на солнце. Если блестела, значит, вода была, а если нет, это означало, что она сухая и вода сегодня не капает. И когда я видел, что она капает, ой, ты представить себе не можешь, каким счастливым я себя чувствовал!»
Одна чаша воды может сделаться для тебя источником счастья. Ты задумывался об этом? Ты когда-нибудь чувствовал себя счастливым оттого, что пьешь чашу воды? Никогда. Ты - может, и да, но я говорю в принципе.
Старец Паисий продолжает: «Я нес ее в свою келью и берег, чтобы и капли не проронить, потому что капала она очень слабо. Потом переехал на Святую Гору Афон, где кругом родники с чистой водой, и привык к этому, и они для меня стали чем-то само собой разумеющимся. А потом обнаружил, что во мне исчезла та благодарность, та радость, которую я испытывал из-за чаши воды».

В прошлый раз я рассказывал тебе случай, когда старец ел сухарь с помидором и благодарил Бога, что ест сухарь с помидором. Знаешь, ведь это очень важно - как ты относишься к происходящему в жизни. Не знаю, согласишься ли ты со мной. Это вопрос помысла, то есть как ты смотришь на вещи. Если начнешь смотреть на происходящее негативно, с ропотом, негодованием, тогда все будет казаться тебе ужасным, а если взглянешь с добрыми помыслами, настроившись философски, тогда все сделается источником радости и ликования.

Посмотри теперь, о чем же думал старец Паисий, сидя с этим помидором и горсточкой сухарей. Он говорил себе: «Вот, я на Святой Горе, на лоне природы. А другие живут в городе, среди вредных испарений. О Боже мой, благодарю Тебя! Я живу в домике… - А что у него было? Одна каливка, и та крайне бедная, предельно простая, ни мозаик тебе внутри, ни ковров, ни паркета, одни лишь бревна, скрепленные между собой. Крайне бедная и скудная обстановка. Но, несмотря на это, он говорил: - У меня есть свой домик, ни найма тебе, ничего. А люди ломают голову: как найти дом, чтобы снять его и платить аренду, платить за детей, за школу, всякие расходы. А у меня здесь столько братий вокруг, и все здороваются, помогают мне, говорят: “Добрый день! Благословите! Господь да благословит!” У людей в миру совсем нет знакомых, живут в одном кооперативном доме и не общаются между собой. - Он думал о разных таких вещах. - Бог сделал меня монахом, помог уверовать в Него, полюбить, а люди не знают, во что им верить, совершенно запутались. Я по ночам сплю спокойно, а у кого-то нет сна», - вот о таких вещах он думал.
И вдруг заплакал, держа в руках помидор и маленький сухарик. И тут вошел человек и увидел это, но старец Паисий поспешно зашел в дом, чтобы вытереть глаза. А пришедший сказал себе: «А-а-а, он что-то прячет! Старец Паисий занимается чем-то подозрительным! Как только увидел меня, тут же зашел внутрь! Кто его знает, что он тут делает…»
«И другой не понял, почему я зашел в дом. А я просто не хотел, чтобы он видел меня таким, каким я был, растроганным», - говорит старец.
Ты захлебываешься в мыслях, заставляющих тебя видеть все вокруг в черном цвете. Ума не приложу, зачем ты делаешь это? Не понимаю. Ты как будто поставил цель перед собой в жизни - постоянно думать о неприятном, видеть все шиворот-навыворот и в мрачных тонах. Тебе говорят:
- У тебя есть дом!
А ты:
- Ну и что, что есть? Зато нет того-то и того-то!
- Но у тебя же дом! Разве он у всех есть? Ты платишь за его аренду? Нет. Он твой? Твой!
Но ты опять этого не ценишь. И даже если бы ты снимал жилье - каждый ли может позволить себе сегодня снимать жилье? А ты этого не ценишь, не понимаешь.
Знаешь, что ты сейчас делаешь? Ты как будто говоришь: «Боже мой, я не различаю Твоего дара, не понимаю его, не ценю!» И бросаешь вызов Богу, бросаешь вызов самой жизни, чтобы Он отнял у тебя этот дар - не из мстительности, а потому что видит, что этот дар не достиг своей цели. Если дар, который Бог посылает, чтобы сделать тебя более чувствительным, мягким, признательным, смиренным, довольным человеком, не делает тебя таким, зачем он тебе тогда? И Бог говорит:
- Верни его назад и оставь здесь. Принеси его сюда, Я его отниму у тебя ненадолго. Не то чтобы Мне не хотелось его дать тебе: Я и другие тебе хочу дать, - но ты ведь не можешь удержать и малого. Как же Я дам тебе многое?
И не думай, будто из-за того, что у тебя есть малое или, наоборот, многое, ты будешь счастливее. Ноющий ноет и со многим, а счастливый и спокойный таков и с малым. Это и есть то, о чем говорит святой апостол Павел: «Я научился быть довольным и многим, и малым. И в лишении быть, в изобилии наслаждаться. Я всем доволен. Я нахожу хорошие помыслы, привожу их себе и не плачусь» (см. Флп. 4, 11-12).»

Так что кончай плакаться. Научись благодарить Бога даже за то, что происходит против твоего желания.



Мы не выносим счастья

Вот кто-нибудь говорит:
- Я, отче, развелся (я поругалась с мужем; жена меня отталкивает; мы собираемся развестись). Как же нам быть довольными?
Но и в этом случае, если вложить свои проблемы в Божий ум и помолить Бога, чтобы Он открыл тебе Свою мысль, то Он сделает так, что ты поймешь, что и за все это ты должен сказать: благодарю!
Уверяю тебя. Ты наверняка не сможешь сказать этого сегодня, потому что просто не сможешь. Ведь когда рана еще свежа и расставание произошло совсем недавно, то бывает выше твоих сил понять, что даже это было тебе во благо, т. е. случившееся с тобой. Уверяю тебя, я тебе говорю правду. Это - благодеяние. «Благодарим Тебя за все благодеяния видимые и невидимые».
Всё в жизни - дар от Бога. Только ты не взглянул на вещи с нужной стороны. Ты не разглядел их.

- Моего мужа по полгода нет дома, он в дальнем плавании. И в чем я провинилась, чтобы лишаться его, сидеть в одиночестве, тосковать? - говорила одна женщина.
Потом старец Паисий поговорил с этой женщиной и пожурил ее за неблагодарность, поскольку она кое-что забыла:
- Ну почему ты такая? Помнишь, когда была молодой, как ты говорила: «Боже мой! Я хочу стать монахиней. А почему бы мне не стать инокиней и не посвятить себя Тебе?» Разве ты этого не говорила?
- Говорила, но потом ведь победило другое: «Выйду-ка я замуж, потому что не могу так больше!»
- Хорошо. Вот Бог и услышал твою молитву, когда ты сказала, что хочешь и того и другого и не знаешь, что выбрать. А ты сейчас недовольна.
- А как же мне быть довольной, если мужа нет по полгода?
- Но разве ты не молилась, что хочешь стать монахиней, а потом стала колебаться: «Выйти замуж или стать монахиней?» Вот тебе и ответ от Бога.
И женщина была потрясена и вспомнила, что в молодости действительно молила Бога, чтобы Он послал ей одно из двух, но не знала, на что решиться, и Бог сделал ее инокиней на полгода. Потому что, когда муж был на корабле, она сидела с детьми одна, как посвятившая себя «Богу, служению ближнему и самопожертвованию, а другую половину года жила как супруга с супругом и детьми, вела нормальную семейную жизнь, так как муж был с ней.
И она сказала:
- Ой, вы правы!
- Ты вместо того, чтобы негодовать, - сказал ей старец, - думай!

Если размыслишь как следует, если просветится твой ум, помраченный скорбью, депрессией, тревогой, усталостью, этим ропотом и спешкой, свойственной тебе… Потому что некоторые по привычке постоянно думают о неприятных вещах: так они привыкли и так научились. Некоторые люди не выносят радости. Просто не выносят ее. Подаешь им радость, а они не могут понять, что Бог подает им радость, они ее не ассимилируют и глубоко в душе не хотят ее. Я не вру. Ты говоришь:
- Да может ли быть, чтобы кто-нибудь не хотел радости? Ты это серьезно? Мы же все за это и боремся - за то, чтобы радоваться!
Да, но когда радость придет и станет искать тебя, некоторые вдруг начинают ощущать себя в большей безопасности, когда у них проблемы, чтобы ими заниматься, потому что проблемы заполняют их жизнь («Чтобы нам было чем заняться!»). Они могут устроить ссору просто от нечего делать, чтобы день прошел. Люди не могут свыкнуться с миром и спокойствием, с исчезновением проблемы, и то и дело видишь, как у кого-то решается проблема, а он тут же начинает искать новую и сам себе ее создает. Не по своей активности или креативности, а просто из недовольства, засевшего в нем, которое опять ищет себе пищу. Человеку хочется, чтобы ему дали пищу для недовольства, он ее ищет.

Что-то случилось с нашей душой. Я не знаю - мы что, не хотим счастья, нам что, оно не нравится? Мы не выносим счастья, сказал как-то один духовник своим духовным чадам, потому что - возьми лист бумаги. Возьми и ты лист бумаги, и это не какой-нибудь рецепт счастья, а просто запиши те блага, которые, если задуматься, ты увидишь, что они - великие дары Божии в твоей жизни. Запиши их, чтобы посмотреть, сколько их у тебя соберется. И если их суммировать, то ты поймешь, что все это должно доставлять тебе огромную радость.
Я тебя спрашиваю, посмотри мне в глаза: почему ты не излучаешь радость? Почему ты не радостен? Ведь посмотри, ты же записываешь тут - и хорошо делаешь, что записываешь: «Благодарю Бога, что у меня есть вот это мое здоровье, есть семья, дети, хорошая супруга (хороший супруг), деньги, дом, автомобиль, тепло, работа, дача, родные, люди, которые нас любят, помогают, хорошие друзья, близкие и соседи», - и т. д. А один ребенок благодарил и за свою собачку - да, благодари Бога и за это! «У меня есть собачка, котенок». Что же теперь сказать: если это собачка, то ее надо вычеркнуть из списка? Ты ведь и ее любишь.
И вот ты благодаришь Бога за столько всего, то есть у тебя столько причин испытывать радость, утешение и счастье. А счастлив ли ты?
Этот духовник сказал им, чтобы они составили список и записали Божии дары в своей жизни, чтобы потом их перечитывать:
- Когда на вас найдет вот это недовольство и тягота, читайте этот список и говорите: «Как ты смеешь быть недовольным?»

Один из этих чад был подуховнее и записал: «Благодарю Бога, что у меня есть возможность молиться!» Другой благодарил за то, что может причащаться. Он думал и говорил: «Как же ты смеешь быть недовольным, если причащаешься? После того как исповедуешься, ты еще жалуешься? Ты можешь читать Евангелие, видишь, что Христос говорит о любви, смирении и становится твоим Другом, и у тебя опять есть жалобы? Ну что же это такое?»
«И когда на меня накатывали эти трудные минуты, - говорит он, - я всегда брал этот лист, читал его и говорил себе: “Спустись на землю! Стыдно плакаться и быть неблагодарным. Это же огромный грех”».

Душа, не благодарная Богу, больна. Бог тебя за это не наказывает и не мстит, но боюсь, что, как говорит святитель Иоанн Златоуст, если хочешь получить еще какие-нибудь дары от Бога, то надо сначала благодарить за те, которые у тебя есть, чтобы Бог увидел, что ты их оценил. И когда Он видит такие радостные души, трепещущие от радости, счастья и признательности, тогда подает и другие дары: «Возьмите, дети, возьмите!» Когда Он видит, что у тебя глаза сияют от Его даров, тогда подает и другие, потому что говорит: «А почему бы не дать ему? Этот ребенок берет дары, радуется им, благодарит Меня, прославляет и не бывает неблагодарным!».

Я прихожу в недоумение, когда вижу пары, например, супругов, которые наслаждаются радостью любви и не благодарят Бога за это, не чувствуют себя счастливыми. Что ты говоришь? Бог дал тебе женушку, детей, здоровье, у тебя есть любовь, радость - разве этого недостаточно, чтобы возблагодарить Бога? За то, что ты живешь в этом супружеском союзе, когда твои друзья не могут создать семью. Они уже упустили время, у них от этого начались проблемы, трудности, а ты наслаждаешься такими дарами - и не радуешься, и не скажешь Богу: «Благодарю!» - а постоянно негодуешь.

Если Бог видит, говорит святитель Иоанн Златоуст, что ты не ценишь даров, тогда Он не может дать тебе других. Не оттого, чтобы у Него их не было, просто - что ты будешь с ними делать? Это как мать, которая готовит вкусную еду, но видит, что дети ее не едят. Отодвигают от себя. А она хотела вечером приготовить что-то еще: пирог, пиццу, пирожные, паштеты, - и говорит себе: «Что же мне делать? Хочу это приготовить, но они ведь не понимают, спасибо не говорят, не радуются, они этого вообще не едят, оно им не в радость».
Вот причина, по которой у тебя чего-то нет. У тебя чего-то нет потому, что ты не можешь удержать того, что имеешь. Это правда. Я тебя огорчил, даже немного обидел, но это правда. Ты никогда не должен негодовать.

Знаешь, зачем я тебе все это говорю? Чтобы у тебя открылись глаза. Чтобы произошло то, о чем замечательно говорит старец Паисий, - духовное пробуждение. Чтобы ты проснулся, как по сигналу будильника, и сказал: «Где же я обитаю, где живу? Я погрязаю в своей слепоте, не вижу Божиих даров, я неблагодарный человек!».

И чтобы ты сходил на какое-нибудь кладбище, прошелся по нему, зажег лампаду на незнакомой могиле или свечу и наконец сказал: «Я живой! Я хожу, у меня есть возможность выбирать, каяться. Я могу жить, делать столько всего, совершать попытки, быть активным, исправиться».

Один человек вышел из дому и посмотрел на сосну в своем дворе. От нее к нему зашагал котенок. И человек этот стал смотреть на людей, как они идут по своим делам, а потом сказал мне:
- Я вдруг ощутил себя самым счастливым человеком на свете!
Его спрашивали:
- Что с тобой?
- Я увидел сосну, увидел солнце, дарующее свет новому дню, и растрогался.
А ты никогда не бываешь растроганным. Потому и не радуешься, что не научился удивляться.

Нам надо взглянуть на некоторые вещи по-другому, поблагодарить Бога за то, что у нас есть, предощутить будущее, спросить Его и сказать: «Господи, я где-то слышал, - сказать Ему в своей молитве, - я где-то слышал, что есть определенные тайны, которые, если я узнаю их, научат меня благодарить и за те неприятности, которые Ты подал мне и которые, если я вникну в них, то пойму, что они вовсе не неприятны».
Но только надо сначала поблагодарить за те дары, которые Бог дает тебе, и тогда душа твоя станет мягкой, сердце - более восприимчивым, ты обнимешь все и поймешь, что все можно объяснить и превратить в источник радости и счастья.

И скажу тебе: ты заслуживаешь того, чтобы быть радостным! Жаль ведь, чтобы годы жизни проходили у тебя в тоске, плаче, унынии, рутине. Жизнь прекрасна, только она нуждается в духовном пробуждении, любомудрой мысли, любочестном усилии, смирении и просветлении от Бога, - и дай Бог, чтобы мы из всего этого что-нибудь поняли!


📖 Архимандрит Андрей (Конанос) - Всё будет хорошо! Беседы о Промысле Божием (2019)
В книге собраны беседы о Промысле Божием, о ежеминутном участии Бога в жизни человека, о том, как научиться во всем видеть волю Божию и доверять Творцу. «Часто в ситуациях, когда происходят непредвиденные неприятные события, один человек сходит с ума, другой ни во что не верит и не знает, что делать в жизни. Но есть выход: предать себя любви, Промыслу и заботе Бога. И тогда все обернется к добру», - пишет отец Андрей.
Previous post Next post
Up