Рассказы, которые хорошо читать в январский зимний вечер, укрывшись теплым одеялом и заварив чашечку горячего шоколада. Прекрасно вдохновляет перед Рождеством и настраивает на Особый Рождественский Дух. Душевные рассказы :) Аня Скляр.
Нет ни одного более радостного праздника, чем Рождество, когда любой человек ожидает, что в его жизни тоже произойдет чудо, сбудутся самые невероятные мечты! Праздника, подарившего людям надежду и спасение! Тема Рождества не осталась без внимания в русской литературе, и сложилась целая традиция рождественских и святочных рассказов.
Оглавление
Николай Гоголь - Ночь перед Рождеством (1830 г.) Знаменитая повесть "Ночь перед Рождеством" о том, как черт украл месяц и спрятал его, чтобы испортить праздник, входит в большой цикл "Вечера на хуторе близ Диканьки" Николая Васильевича Гоголя. Яркий колорит, захватывающие приключения, фонтан эмоций!
Федор Достоевский - Мальчик у Христа на елке. Святочный рассказ (1876 г.) В предновогодние дни автору несколько раз на улицах Санкт-Петербурга встретился нищий мальчик, просивший милостыню («мальчик с ручкой»). Все эти предновогодние впечатления легли в основу рождественского (или святочного) рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». Нищий мальчик в преддверии волшебного праздника бродит по улицам и заглядывает в окна, откуда льется тепло и свет и где стоят нарядные елки. Мальчик вынужден мерзнуть на холодных петербургских улицах, голодный, брошенный на произвол судьбы. Малыша жаль до слез, но ему повезет: он все-таки попадет на новогоднюю елку.
Николай Лесков - Запечатленный ангел (1872 г.)
«Запеча́тленный ангел» - повесть Николая Лескова, написанная в 1872 и впервые опубликованная в 1873 году. В названии повести обыгрывается многозначность слова «запечатленный», причем основное значение - производная от «запеча́тывать» - накладывать печать. Ангел на иконе по сюжету был опечатан сургучной арестантской печатью. Раскрытие символического смысла названия автор вложил в уста персонажа - старца Памвы: «Ангел в душе живет, но запечатлен, а любовь освободит его». По утверждению биографа, сына Николая Лескова - Алексея, повесть стала результатом интереса автора к иконописи. В то же время Лесков публикует научные исследования («Об адописных иконах»: «Русский мир» № 192 24 июля 1873; «О русской иконописи» : «Русский мир» № 254, 26 сентября 1873). В повести использован большой объём информации, связанной с иконами. Иконопись в это время находилась в состоянии упадка, поддерживалась, практически, исключительно в старообрядческой среде. Лесков был одним из первых авторов, обративших внимание на иконопись, чем предвосхитил последующее так называемое «открытие иконы». Первоначально повесть была предложена в журнал С. А. Юрьева «Беседа», но не была принята издателем. Первая публикация состоялась в журнале «Русский вестник» (№ 1 за 1873 год). Концовка произведения была изменена по требованию издателя «Русского вестника» М. Н. Каткова на более «нравоучительную»: старообрядцы признают господство «правящей церкви» и присоединяются к ней. Повесть писалась в течение полугода. Автор получил за неё гонорар в размере пятисот рублей:
Избранные цитаты:
Дело было о Святках, накануне Васильева вечера. Погода разгулялась самая немилостивая. Жесточайшая поземная пурга, из тех, какими бывают славны зимы на степном Заволжье, загнала множество людей в одинокий постоялый двор, стоящий бобылем среди гладкой и необозримой степи. Тут очутились в одной куче дворяне, купцы и крестьяне, русские, и мордва, и чуваши. Соблюдать чины и ранги на таком ночлеге было невозможно: куда ни повернись, везде теснота, одни сушатся, другие греются, третьи ищут хотя маленького местечка, где бы приютиться; по темной, низкой, переполненной народом избе стоит духота и густой пар от мокрого платья.
В путь шествующему человеку первое дело сопутник; с умным и добрым товарищем и холод и голод легче.
При сем позвольте вам, господа, напомнить, что с тех пор, как это дело началось, время прошло немало и на дворе стояло Спасово рождество. Но вы не числите тамошнее Рождество наравне со здешним: там время бывает с капризцем, и один раз справляет этот праздник по-зимнему, а в другой раз невесть по какому: дождит, мокнет; один день слегка морозцем постянет, а на другой опять растворит; реку то ледком засалит, то вспучит и несет крыги, как будто в весеннюю половодь… Одним словом, самое непостоянное время, и как по тамошнему месту зовется уже не погода, а просто халепа, так оно ей и пристало халепой быть.
Николай Лесков - Святочные рассказы:
Николай Лесков - Жемчужное ожерелье (1885 г.) В одном образованном семействе сидели за чаем друзья и говорили о литературе - о вымысле, о фабуле. Сожалели, отчего все это у нас беднеет и бледнеет...
Николай Лесков - Неразменный рубль (1883 г.) Перед вами святочный рассказ для чтения в кругу семьи в новогодний зимний вечер. "Неразменный рубль" - это такой рубль, на который можно купить всё что угодно, и он всё равно вернётся к своему хозяину. Только при одном условии: все покупки надо совершать от чистого сердца. Таково старинное поверье. Поучительная история для взрослых.
Николай Лесков - Зверь (1883 г.)
Порой человек ожесточается настолько, что становится чуть ли не хуже дикого зверя, и, кажется, только чудо Божие может его исправить. Такое событие и описано в рассказе Николая Семеновича Лескова. Недаром оно происходит в праздник Рождества Христова, когда ликует и радуется природа и всё живое, ведь именно с явлением в мир Христа стало возможным главное чудо - преображение человеческого сердца.
В 1992 году Наталья Бондарчук сняла фильм «Господи, услыши молитву мою» (название телеверсии - «Просите, и будет вам») по мотивам рассказа Лескова «Зверь». Фильм был показан на первом фестивале славянских фильмов «Золотой витязь».
Николай Лесков - Привидение в Инженерном замке
(Из кадетских воспоминаний) (1882 г.)
В рассказе "Привидение в Инженерном замке" описан случай, который произошел с мальчиками, учащимися кадетского корпуса, когда они стояли в почетном карауле у гроба их умершего начальника.
Цитата из книги:
Известно, что в сумерках в душах обнаруживается какая-то особенная чувствительность - возникает новый мир, затмевающий тот, который был при свете: хорошо знакомые предметы обычных форм становятся чем-то прихотливым, непонятным и, наконец, даже страшным. Этой порою всякое чувство почему-то как будто ищет для себя какого-то неопределенного, но усиленного выражения: настроение чувств и мыслей постоянно колеблется, и в этой стремительной и густой дисгармонии всего внутреннего мира человека начинает свою работу фантазия: мир обращается в сон, а сон - в мир… Это заманчиво и страшно, и чем более страшно, тем более заманчиво и завлекательно…
Николай Лесков - Отборное зерно. Краткая трилогия в просонке (1884 г.)
Николай Лесков - Обман (1883 г.)
Избранные цитаты:
Человек, знаете, всего лучше познается в деньгах, картах и в любви. Говорят, будто еще в опасности на море, но я этому не верю, - в опасности иной трус развоюется, а смельчак спасует. Карты и любовь… Любовь даже может быть важней карт, потому что всегда и везде в моде: поэт это очень правильно говорит: «любовь царит во всех сердцах», без любви не живут даже у диких народов, - а мы, военные люди, ею «вси движимой и есьми». Положим, что это сказано в рассуждении другой любви, однако, что попы ни сочиняй, - всякая любовь есть «влечение к предмету». Это у Курганова сказано. А вот предмет предмету рознь, - это правда. Впрочем, в молодости, а для других даже еще и под старость, самый общеупотребительный предмет для любви все-таки составляет женщина. Никакие проповедники этого не могут отменить, потому что бог их всех старше и как он сказал: «не благо быть человеку единому», так и остается.
- Но такой нынешней гнусности, чтобы с мужчин чем-нибудь пользоваться, этого тогда даже и в намеках не было. Да и куда, и на что? Тогда ведь были достатки от имений, и притом еще и простота. Особенно в уездных городках ведь чрезвычайно просто жили. Ни этих нынешних клубов, ни букетов, за которые надо деньги заплатить и потом бросить, не было. Одевались со вкусом, - мило, но простенько: или этакий шелковый марсельинец, или цветная кисейка, а очень часто не пренебрегали и ситчиком или даже какою-нибудь дешевенькою цветною холстинкою. Многие барышни еще для экономии и фартучки и бретельки носили с разными этакими бахромочками и городками, и часто это очень красиво и нарядно было, и многим шло. А прогулки и все эти рандевушки совершались совсем не по-нынешнему. Никогда не приглашали дам куда-нибудь в загородные кабаки, где только за все дерут вдесятеро, да в щелки подсматривают. Боже сохрани! Тогда девушка или дама со стыда бы сгорела от такой мысли и ни за что бы не поехала в подобные места, где мимо одной лакузы-то пройти - все равно как сквозь строй! И вы сами ведете свою даму под руку, видите, как те подлецы за вашими плечами зубы скалят, потому что в их холопских глазах что честная девица, что женщина, увлекаемая любовною страстию, что какая-нибудь дама из Амстердама - это все равно. Даже если честная женщина скромнее себя держит, так они о ней еще ниже судят: «Тут, дескать, много поживы не будет: по барыньке и говядинка».
Николай Лесков - Штопальщик (1882 г.)
Цитата из книги:
Преглупое это пожелание сулить каждому в новом году новое счастие, а ведь иногда что-то подобное приходит.
Николай Лесков - Дух госпожи Жанлис. Спиритический случай (1881 г.)
Николай Лесков - Старый гений (1884 г.)
Николай Лесков - Путешествие с нигилистом (1882 г.)
Николай Лесков - Маленькая ошибка. Секрет одной московской фамилии (1883 г.)
Николай Лесков - Пугало (1885 г.)
Писатель в письме к издателю А. С. Суворину от 9 ноября 1887 года говорит о нем: «У меня есть полудетский, полународный рассказ „Пугало“, печатавшийся три года тому назад в журнале Вольфа как „святочный рассказ“. Он представляет доброго, честного мужика, „постоялого дворника“[Постоялый дворник - человек, содержащий постоялый двор], которого считали вором и разбойником без всякой иной причины, кроме того, что он был страшен собою и нелюдим, а также скрывал свою жену - дочь отставного палача. Это истинный кромской случай… Рассказ читали с удовольствием и большие и дети…». Лесков в рассказе дает реалистичные картины помещичьего и крепостного быта тех лет, когда он был ребенком (начало 1840-х гг.). Определенное место уделяется народным поверьям и легендам, о которых автор пишет: «Все эти живые и занимательные истории имели тогда для меня полную вероятность, и их густое, образное содержание до такой степени переполняло мою фантазию, что я сам был чуть ли не духовидцем». Подводя нравственный итог рассказа, Лесков говорит: «Недоверие и подозрительность с одной стороны вызывали недоверие же и подозрения - с другой, - и всем казалось, что все они - враги между собою и все имеют основание считать друг друга людьми, склонными ко злу. Так всегда зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистыми».
Николай Лесков - Фигура (1889 г.)
Рассказ «Фигура» был впервые напечатан в 1889 году в журнале «Труд». В письме к Льву Николаевичу Толстому Лесков уверял, что герой взят из реальной жизни: его прототипом был основатель украинского штундизма. Николай Семёнович Лесков - создатель первого в русской литературе персонажа-вегетарианца (рассказ Фигура, 1889 год):
Избранные цитаты:
- Я мяса совсем никогда не ем.
- А зато у них прекрасные рыбы.
- Я и рыбы не ем.
- Как, и рыб не едите? Отчего?
- Мне неприятно.
- Отчего же это может быть неприятно - рыб есть?
- Должно быть, врожденное - моя мать не ела тел убитых животных и рыб тоже не ела.
- Как странно! Значит, вы так и едите одно грибное да зелень?
- Да, и молоко и яйца. Мало ли еще что можно есть!
Ел он пищу всегда растительную и молочную, но самую простую - крестьянскую.
Из них трех никто не употреблял в пищу ни мяса, ни рыб - словом, ничего, имеющего сознание жизни.
Чудесная у меня была мати - предобрая и пренепорочная - добром скрытая и в добре повитая… До того была милостива, что никого не могла огорчить, ни человека, ни животного, - даже ни мяса, ни рыбы не кушала, из сожаления к животным. Отец, бывало, спорит: «Помилуй, скажи: сколько ж их разродится? Деваться будет некуда». А она отвечает: «Ну, это еще когда-то будет, а я этих сама выкормила, так они мне как родные. Я не могу своих родных есть». И у соседей не ела: «Этих, - говорила, - я живых видела: они мне знакомые, - не могу есть своих знакомых». А потом и незнакомых не стала кушать. «Все равно, - говорит, - с ними убийство сделано». Священник ее уговаривал, что «это от Бога показано», и в требнике на освящение мясов молитву показывал, но ее не переспорил. «Ну, и хорошо, - отвечала она, - як вы прочитали, то вы и кушайте». Священник сказал отцу, что это все делают какие-нибудь «поныряющие в домы и прельщающие женища, всегда учащеся и ни коли же в разум прийти могущие». А мать говорит отцу: «Се пустое: я никаких поныряющих не знаю, а так просто противно мне, чтобы одно другое поедало».
Александр Куприн - Чудесный доктор (1897 г.) Даже в самый безысходный момент, когда отчаянье лишает воли к жизни, надо верить в чудо. Проза Александра Ивановича Куприна отличается глубоким психологизмом, внимание к деталям и увлекательным сюжетом. Рассказ учит нас состраданию и отзывчивости, учит не оставаться равнодушным к чужому горю.
Александр Куприн - Бедный принц. Только большие и могут быть такими притворщиками. Сами заперли меня в темную гостиную, а сами развлекаются тем, что увешивают елку.
Антон Чехов - Елка. Высокая, вечно зеленая елка судьбы увешана благами жизни… От низу до верху висят карьеры, счастливые случаи, подходящие партии, выигрыши, кукиши с маслом, щелчки по носу и проч.
Антон Чехов - Сапожник и нечистая сила. Был канун Рождества. Марья давно уже храпела на печи, в лампочке выгорел весь керосин, а Федор Нилов все сидел и работал.
Александр Грин - Новогодний праздник отца и маленькой дочери (30 декабря 1922 г.) В городе Коменвиль, не блещущем чистотой, ни торговой бойкостью, ни всем тем, что являет раздражающий, угловатый блеск больших или же живущих лихорадочно городов, поселился ради тишины и покоя ученый Эгмонд Дрэп.
Валерий Брюсов - Дитя и безумец. Маленькая Катя думала: «Если Христос пришел спасти всех людей, почему же пришли поклониться Ему только волхвы и пастухи? Почему не идут поклониться Ему папа и мама, ведь Он пришел и их спасти?».
Леонид Андреев - Ангелочек (1899 г.) Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью: не умываться по утрам холодной водой, в которой плавают тоненькие пластинки льда, не ходить в гимназию, не слушать там, как все его ругают, и не испытывать боли в пояснице и во всем теле, когда мать ставит его на целый вечер на колени.
Авторы Николай Гоголь, Федор Достоевский, Николай Лесков, Александр Куприн, Антон Чехов, Александр Грин, Валерий Брюсов, Леонид Андреев
Формат издания 130х200 мм
Количество страниц 480
Год выпуска 2015
ISBN 978-5-699-84169-1
Тираж 3000
Издательство Эксмо
Серия Русская классика
Переплет Твердый переплет
Язык издания Русский