Больше полувека в городском сквере стоял могильный памятник самарскому купцу

Jul 28, 2014 13:48

Откопали похороненную память

По информации http://gon1969.livejournal.com/ съездила в сквер "Политехник". Сегодня, кстати, памятник увезли.





Сквер на Первомайской, рядом с Политехническим университетом, никогда не привлекал внимания самарцев. Мало кто из горожан вообще подозревал о его существовании. Да и ремонт там делали за всю историю не больше двух раз. Разбитые дорожки и невзрачный фонтан, который последние несколько лет не работал, были любимы разве что жителями соседнего двора. 30 июня это место наконец-то решили облагородить: дорожки заасфальтировать, а старый фонтан сломать и на его месте поставить новый.

Работы начались по плану: специалисты сделали макет будущего фонтана, а рабочие привезли все необходимые материалы, но когда стали ломать старую конструкцию, присутствующие обнаружили сюрприз.

Могильный фонтан
Оказалось, главная достопримечательность сквера - ни что иное, как памятник на могиле, залепленный цементом и камнями. По рассказам местных жителей, стоит он здесь, по меньшей мере, 70 лет.
Надежда Ларькина даже вспомнила, что несколько раз, будучи еще совсем детьми, они с друзьями видели черный памятник:
-Нельзя сказать, будто мы совсем не знали, что внутри фонтана. Много раз видели, как из-под облупившейся облицовки виднеется что-то черное. Даже ходили слухи, что здесь был похоронен граф. Но никто не придавал этому особого значения. Обнажившиеся части плиты просто снова замазывали.
История про захоронение оказалась правдивой только отчасти. Найденный могильный камень, стоящий теперь прямо посередине сквера, был поставлен не графу, а самарскому купцу Артемию Гильянову и его дочери.

История о купце
О купце, чей памятник теперь стал достопримечательностью сквера, почти ничего не известно. Разве что годы жизни: 1852 - 1889. Его дочери Валентине не исполнилось и года, когда она скончалась. Чем жил, и что делал купец, - неизвестно. Только одно удалось узнать - происхождение его фамилии. Гильяновъ принадлежит к новым старообрядческим купеческим фамилиям, появившимся в Самаре в 60-70-е годы. К таким же относились: Малюшкины, Немцевы, Санины, Сбитневы, Синельниковы, Сорокины, Софроновы, Сыромятниковы. То есть получается, что Артемий Петрович был, скорее всего, одним из первых носителей этой фамилии в Самаре.

Есть ли могила?
Версий о появлении памятника в центре города уже, как минимум, две. По первой, скорее обывательской, чем профессиональной, - могила купца находится тут же, прямо под памятником. Доказать это невозможно, пока камень не перевезут и не посмотрят, есть ли что под ним. Но уже сейчас строители в один голос заявляют: захоронения там нет. Иначе фонтан бы не поставили.
Жильцы помнят, как там появился фонтан. До него на этом месте ничего не было. Да и кладбища здесь никогда не было, и быть не могло. Тогда откуда же появился памятник?
Сказать наверняка нельзя, но вторая, более реалистичная версия гласит: памятник принесли с кладбища при Иверском монастыре. Он находился как раз в этом районе. Вблизи монастыря располагалась каменная двухэтажная больница (ныне дом 204 по ул. Молодогвардейской). На кладбище, где «хоронились и миряне за особую плату», было несколько сот могил. Из этого можно сделать вывод, что Артемий Гильяновъ мог быть похоронен на кладбище при Иверском монастыре, ведь оно находилось совсем недалеко от нынешнего сквера. Остался последний вопрос: зачем могильный камень перевезли?

Памятники вандализму
Нельзя утверждать, но, если учесть, что фонтан появился, по словам жителей, где-то в 1940-50-х годах можно предположить, что камень просто использовали как строительный материал. После Великой Отечественной войны страна вернулась к мирному созидательному труду. Перед государством и народом стояли главные задачи: в краткий срок восстановить народное хозяйство, добиться подъема экономики и культуры, обеспечить благосостояние и достойный жизненный уровень советских людей.
Подтверждает эту версию и то, что страшные находки внутри построек тех времен случаются уже не в первый раз. Так, в 2007 году во время строительных работ в Петербурге у памятника Ленину возле Финляндского вокзала рабочие откопали могильные плиты XIX века. Спустя два месяца с подобными находками столкнулись рабочие при реконструкции территории бывшего элитного «жилого дома Ленсовета» на набережной Карповки, построенного в 1930-х годах. Гранитные плиты, которыми был вымощен двор, оказались ничем иным, как старинными надгробиями. При этом ни у Финляндского вокзала, ни на месте «дома Ленсовета» кладбищ никогда не было.
Все это доказывает, что, скорее всего, надгробные камни, которые по сей день находят в основе разных построек - напоминания о вандализме двадцатого века.

Что дальше?
Жители дома рядом со сквером уже несколько дней ходят мимо могильного камня, который теперь беспризорный стоит прямо посередине сквера. На его месте должен был появиться новый фонтан, но что будет теперь? Куда девать памятник?
Местные жители не знают ответа. С одной стороны, могильному камню место на кладбище или в монастыре, а с другой, он простоял здесь больше полувека и стал частью сквера. Ясно одно: надо быстро что-то решать, чтобы, наконец, закончить ремонт.
Крупнейший в городе специалист по фонтанам, директор компании ООО «Водолей», которая занимается фонтаном в сквере, где обнаружили могильный памятник, Павел Зеленовский считает так:
-Здесь, в сквере, его точно не оставят. Еще в 23 июля мы собирались отвезти камень в Иверский монастырь, который находится на Волжском проспекте. Но для этого еще нужно получить официальное разрешение от монастыря. На месте камня, как и планировалось, появится новый красивый фонтан.

«Самарские известия» будут и дальше следить за судьбой любопытной находки.
Previous post Next post
Up